Саморазвивающийся спектакль
Спектакль «Легенда о силе любви»
(Ведущий не раскрывает игрокам их будущие роли, а выбирает участников по внешним признакам. Игра проходит интереснее, если в неё включаются игроки разных возрастных групп. Когда игроки определены, он знакомит их с образом).
Самая красивая улыбка – Солнышко
Цветные одежды – цветы, бабочки.
Звонкие голоса – птицы
Синие глаза – облака
Самый сильный – лавочка
Самый красивый – дуб
Лучше всех свистит – Соловей – разбойник
Самый быстрый – Конь
Самые умные – Король и Королева
Самая юная – Принцесса
Самый высокий – Принц
Самые спокойные – занавес.
(Герои спектакля расходятся за кулисы)
Текст ведущего: Уважаемые зрители, просим Вас занять свои места. На сцене Вы увидите драму-комедию в четырёх действиях «Легенда о силе любви». Занавес закрыт (Дети – занавес становятся в центре сцены). Первая картина – умилительная (дети- занавес должны «изобразить» умиление). Занавес раскрывается.
(при упоминании своего образа каждый участник спектакля выходит на сцену сопровождает действиями и мимикой рассказ ведущего. В зависимости от игры детей ведущий дополняет или изменяет текст сказки)
Перед вами Королевский двор, где растут самые удивительные цветы в мире. Они то тянутся к Солнышку, то закрывают свои лепестки, то стряхивают с них росу. Цветы радуются небу, где плывут красивые и лёгкие облака. Вот то похоже на лошадку. А это на бочонок с мёдом, а это облачко так напоминает хромую уточку… Птичьи трели наполняют сад. Уже много веков на Королевском дворе растёт раскидистый дуб. Я сказал, раскидистый. Его корни заняли почти весь луг. Птички садятся на мощные ветки, совсем не боясь упасть. Тенистые ветки защищают от солнца лавочку – любимое место отдыха королевы. Он часами проводит время на лавочке за вязкой. А король никогда не оставляет в одиночестве свою жену, охотясь за мотыльками. Но больше всего Король и Королева обожают любоваться своей дочкой Принцессой, что, распевая песенки, скачет по лугу. Действие первое завершается, занавес закрывается. Артисты покидают сцену.
Действие второе – угнетающее. Занавес открывается, и вы видите высушенную зноем пустыню. Только злые и скрюченные колючки (цветы) выживают в этом страшном месте. Да ёще старый покорёженный пень, что остался от дуба, украшают чёрные громогласные вороны. Лавка на трёх ногах, покосившись, напоминает окаменевшее чудовище. А настоящее Чудовище живёт в дупле. Это Соловей – разбойник, что часами смотрит на тучи, злые, тёмные и беспросветнее. А ещё он свистит на солнце, прогоняя из пустыни зной. Действие второе завершается. Занавес закрывается.
Действие третье. Триллер. Вы помните картины Королевского двора. Всё остаётся так же, не предвещая беды. И лишь птички поют тише, солнце медленно скрывается за облаками. Да старый дуб вдруг закачался и поник, цветы закрыли свои бутоны. Налетел ураган, или это не ураган. Да это же соловей разбойник. Король и королева полезли от страха по лавочку. А бедная Принцесса оказалась в руках злодея. Крики о помощи не смогли смягчить её участи. Соловей разбойник унёс бедняжку с собой.
Действия четвёртое – жизнеутверждающее. Герои самостоятельно разыгрывают концовку сказки. В конце все герои выходят на общий поклон.
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
«Один час увлекательной жизни»
(деловая игра для педагогов-воспитателей по разработке воспитательного дела)
Целевая группа: заместители директоров по воспитательной работе, руководители методических объединений классных руководителей, классные руководители, педагоги-организаторы, воспитатели, старшие вожатые.
Количество участников: 25-30 человек
Время проведения: 2 часа 30 минут
Цель: создание проекта воспитательного дела для различных групп детей (по количеству, возрасту, интересам и потребностям) продолжительностью на один час.
Задачи:
§ продемонстрировать деловую игру как эффективную форму обучения работников образования;
§ закрепить в ходе практической деятельности целевые личностно-ориентированные установки воспитательной работы, а также показать роль внешних и внутренних факторов на выбор формы, содержания и средств воспитательной деятельности;
§ развить умение объективно оценивать свою деятельность на основе личностной, групповой и экспертной оценок в ходе проведения игры.
Дополнительные материалы:
· три эксперта;
· шесть парт для пяти рабочих групп и экспертной группы;
· доска или лист ватмана;
· магнитофон;
· пять листов с афоризмами;
· пять цветных маркеров;
· скотч, ножницы, черновые листы;
· заготовки для бейджей и булавки (скотч) (30 шт.);
· отличительные знаки – награды (8-10 шт.);
· бланки протоколов для пятого этапа игры (10 шт.);
· бланки для шестого этапа игры: форма, содержание, средства (6 комплектов);
· бланки для седьмого этапа - алгоритм подготовки дела (6 комплектов);
· аналитические бланки для каждого этапа для каждой группы (3 этапа*5 шт.).
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
Структура проведения игры
номер этапа | название этапа | содержание этапа | форма проведения | раздаточная продукция | время проведения |
1. | знакомство | представление ведущего, экспертов, опрос ожиданий от игры, общего настроя, обозначение целей и характера работы, правил | Беседа, диалог | - | 5 мин |
2. | разбивка | разделение общей группы на пять микрогрупп, знакомство | разбивка на основе афоризмов, подписание бейджей | пять листов с афоризмами, заготовки бейджей | 3 мин |
3. | презентация групп "Наш дом" | разработка названия, эмблемы, девиза и трех принципов работы детского дома | работа внутри групп, общегрупповая презентация | маркеры и бумага на группу | ПГТ – 7 мин Презент – 1,5 мин на группу итого: 15 мин |
4. | первая экспертная оценка | одна из микрогрупп и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты | высказывание мнения группы | отличительные знаки | 5 мин |
5. | моделир. факторов "Что? Где? Когда? Зачем?" | определение количественного состава группы, половозрастного состава, времени и места проведения дела, настроя, потребностей и мотивов детей. По окончанию заполнения передача экспертам | заполнение протоколов в двух экземплярах (один – экспертам, второй - себе) | бланки протоколов для микрогрупп | 5 мин |
6. | презентация структуры дела "" | разработка структуры воспитательного дела по трем аспектам: форма, содержание, средства | внутригрупповая работа, три человека от группы презентуют соответственно три аспекта | бланки, на которых расшифровывается что такое форма, содержание, средства, приведены примеры | ПГТ – 15 мин Презент – 3 мин на группу итого: 30 мин |
7. | вторая экспертная оценка | две микрогруппы и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты | высказывание мнения группы | отличительные знаки | 7 мин |
8. | планирование подготовки "Мы сделаем это вместе" | группа разрабатывает план подготовки детей и организаторов и рассчитывает их уровень активности | Групповая работа + математический расчет активности участников | бланки для заполнения с предложенной формулой расчета | ПГТ – 10 мин Презент – 1,5 мин на группу итого: 17 мин |
9. | третья экспертная оценка | две микрогруппы и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты | высказывание мнения группы | отличительные знаки | 7 мин |
10. | индивид. оценка дела "Мы хотим изменяться" | каждый участник группы отвечает на вопросы: каково возможное развитие организатора и детей в результате дела? | индивидуальная работа, высказывание каждого от группы | схематическое фиксирование результатов анализа на доске | 30 мин |
11. | анализ | подведение итогов, мнение экспертов, мнение участников, планирование перспектив | индивидуальные высказывания | фиксирование результатов | 15 мин |
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
Разбивка
Комментарий: участники игры в свободном порядке выбирают наиболее понравившееся для себя высказывание, связанное с характеристикой процесса воспитания. Таким образом, образуются пять групп.
Высказывания:
1) Лишь только тот, кто сам душой богат подарит миру не жильца, а человека.
Народная мудрость
2) Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит на мир.
Ш.А. Амонашвили
3) Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
А.П. Чехов
4) Хочешь быть счастливым – будь им. Но не забывай, что настоящее счастье – это когда дети рядом улыбаются…
Автор не известен
5) Витамины А,В,С и другие – это витамины здоровья, а витамин счастья – это детская улыбка.
Автор не известен
В конце разбивки образовавшимся группам предлагается познакомиться и оформить групповые бейджи.
Презентация групп «Мы - команда»
Комментарий: общий организационный момент, связанный с обозначением названия групп, их участников и основных педагогических принципов работы. Организуется с помощью группового заполнения бланков:
Этап презентации групп «Мы команда» «Один час увлекательной жизни» Бланк ответа | |||
Наша команда (название)____________________________________________________ | |||
Состав группы: | Эскиз герба: | Девиз команды: | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | Три правила команды: | ||
7. | I. | II. | III. |
…Играй | Твори… |
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
Экспертные оценки
Комментарий:перед началом проведения ключевых этапов игры одной из работающих групп, а также экспертам, на основании задания предлагается разработать критерии оценки работы групп. В соответствии с этими критериями эксперты и группа высказывают свое мнение по проведенному этапу и выдают заранее подготовленный знак отличия группе, представившей наиболее удачные результаты.
Моделирование факторов «Что? Где? Когда? Зачем?»
Комментарий:группам предлагается выполнить первое задание: смоделировать те условия и ту группу детей, совместно с которыми будет проводиться воспитательное дело. Для этого каждой группе выдаются специально заготовленные бланки. Результатом работы группы будет сформулированная цель предполагаемого воспитательного дела.
Моделирование факторов «Что? Где? Когда? Зачем?» «Один час увлекательной жизни» Бланк ответа | ||||
Наша команда (название)____________________________________________________ | ||||
Количественный состав группы (нужное подчеркнуть) | Возрастной состав группы (нужное подчеркнуть) | Время и место проведения: | ||
1 человек | 25-30 человек | дошкольный возраст (до 7 лет) | ст. шк. возраст (15-17 лет) | Время года:…………… …………………………. |
5-7 человек | 100-200 человек | мл. шк. возраст (7-10 лет) | разновозрастной коллектив | Место проведения:…… …………………………. |
10-15 человек | ……………… | ср. шк. возраст (11-14 лет) | ………………………. | Время проведения:…… ………………………….. |
Психолого-педагогические особенности детей и группы (нужное дописать): | ||||
Уровень сплочения группы:………………………………………………………………………….. | ||||
Отношение группы к организатору:…………………………………………………………………. | ||||
Основные потребности детей и группы……………………………………………………………... …………………………………………………………………………………………………………... | ||||
Общий уровень культуры:……………………………………………………………………………. | ||||
Детские страхи:………………………………………………………………………………………... | ||||
Эмоциональный настрой на деятельность:………………………………………………………….. | ||||
Социальный опыт детей:……………………………………………………………………………… |
Презентация структуры дела «Один час увлекательной жизни» Бланк ответа | ||
Наша команда (название)____________________________________________________ Наше воспитательное дело (название)____________________________________ | ||
Содержание | Форма | Средства |
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
Презентация структуры дела
Комментарий: На этом этапе группа разрабатывает содержание дела, определяет форму и необходимые средства. При этом основной акцент делается на результаты предыдущего этапа. Для участников предлагаются разработанные пояснения на понимание содержания, формы и средств.
Содержание
Система знаний, убеждений, навыков, качеств личности, ценностных ориентиров, которые становятся производными от смыслов и целей жизнедеятельности конкретных участников педагогического процесса.
В воспитательной деятельности Ю.К. Бабанским было выделено следующее содержание: нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, половое и т.д. Однако эти направления воспитательной работы могут еще более конкретизироваться. Например, содержанием трудового воспитания может являться изготовление скворечника или любая другая трудовая деятельность.
Так, например, содержанием нашего семинара является проектирование воспитательной деятельности, что более конкретизирует содержание всего занятия: «Современные воспитательные технологии». На данном этапе содержание вашей деятельности сводится к разработке формы, содержания и средств вашего воспитательного дела. Предельное содержание вашей деятельности в данную минуту определяется чтением этого приложения.
Чем более конкретизировано содержание деятельности на этапе планирования, тем более конкретного результата можно ожидать. Абстрактное содержание делает деятельность беспредметной, ненужной.
Форма
Обозначает внешнее выражение предмета. Применительно к воспитательной работе – это способ организации деятельности, который позволяет ее содержание делать интересной, приближенной к ребенку.
Наиболее распространенной формой воспитательной работы является беседа. Однако существуют и более сложные формы: конкурсы, игры, театрализованные представления. Форма нашего семинара определяется как деловая игра.
У каждой формы есть свои отличительные признаки (они определяют подготовку к делу и собственно его организацию). У опытного классного руководителя в арсенале обычно большое количество форм, позволяющих достигать схожего результата разными способами и более качественно усваивать содержание.
На выбор формы и содержания влияет множество факторов: начиная от социального заказа и заканчивая психофизиологическими особенностями детей.
Средство
Это предмет материального или духовного мира, который позволяет нам достичь поставленной цели. В воспитании выбор средств очень многообразен и с развитием науки и техники он все больше расширяется.
Наиболее древним и действенным средством остается "слово". Не стоит забывать, что к средству воспитания можно отнести и общение и любую другую деятельность детей, если она помогает достичь поставленной цели.
Из материальных средств в ходе игры можно отметить маркеры и бумагу, а из нематериальных групповую деятельность, которая помогает в проектировании воспитательного дела.
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
Планирование подготовки «Мы сделаем это вместе»
Комментарий: спроектировав структуру воспитательного дела, организаторы переходят к моделированию его подготовки. Оно заключается в пошаговом определении действий организаторов и участников на различных этапах подготовки дела. Для структурного выполнения работы участникам предлагается заполнить необходимые бланки.
Подготовка организаторов | Подготовка участников |
Общее время на подготовку дела: | Степень участия детей в подготовке дела (процент от общего количества): |
Наличие координационного совета, его состав и цель: | Уровень индивидуальной, микрогрупповой и коллективной работы: |
Виды деятельности организатора в период подготовки: | Виды деятельности участников в период подготовки: |
Конкретные результаты подготовительного периода организатора: | Конкретные результаты подготовительного периода участников: |
Далее группам предлагается самостоятельно оценить эффективность разработанной подготовки воспитательного дела по следующей схеме.
Расчет эффективности подготовки воспитательного дела:
· Сама подготовка не может по времени быть меньше чем само воспитательное дело. Именно в подготовке формируются необходимые связи, отношения и само ожидание дела. Традиционно, для подготовки дела времени тратится в 4-5 раз больше, чем на его проведение. Если времени затрачено значительно больше, например мероприятие на 1 час, а готовились 10-20 часов, то ожидания могут не совпасть с происходящим. С возрастом время на подготовку увеличивается. Расчет: 3 балла - за оптимальное планирование подготовки; 2 балла - за серьезные отклонения во времени; 1 балл – за несоответствие возрастным нормам; 0 баллов – за полное отсутствие подготовки организаторов.
· Координационный совет берет на себя часть функций организатора, при этом он работает под руководством либо педагога, либо координатора из детей. Необходим для формирования ценностного отношения детей к делу и их личную заинтересованность в происходящем. Несколько причин его отсутствия: слишком маленький возраст детей (дошкольный или младший школьный); только что сформированный коллектив; специфические цели дела, отрицающие совет. Расчет: 2 балла – наличие совета и его оптимальная работа; 1 балл – наличие совета, но его формальная работа; 0 баллов – необоснованное отсутствие совета.
ГОУ ДПО ЧИППКРО
Активные формы воспитательной деятельности Кафедра воспитания и дополнительного образования
· Деятельность организатора-педагога в период подготовки при наличии совета носит корректирующую и стимулирующую функцию. Выполнение технической работы можно поручить участникам. Более десяти видов деятельности рассредоточивает внимание от главного: работа над групповой динамикой. Расчет: 2 балла – деятельность адекватна роли организатора; 1 балл – деятельность во многом неадекватна роли организатора; 0 баллов – организатор не занимается подготовкой дела или неоправданно все взял на себя.
· Степень участия детей в подготовке дела. Чем большее количество детей задействовано, тем эффективность его выше. Расчет: более 50% - 2 балла, 20%-50% - 1 балл, менее 20% - 0 баллов.
· Для подготовки очень важен опыт общения и деятельности, которые получают дети. Соответственно, они его могут в формах индивидуальной работы, микрогрупповой и коллективной. Расчет: 2 балла – все три формы присутствуют, 1 балл – две из трех присутствуют, 0 баллов – присутствует только одна форма работы.
· Чем большее количество деятельности для детей заявляется, тем больше это стимулирует получение ими опыта и личностное развитие. Однако, каждый вид деятельности должен заканчиваться конкретным результатов. Расчет: более 10 видов деятельности – 2 балла, 5-10 видов деятельности – 1 балл, 2 и менее – 0 баллов.За каждое соответствие деятельности и результата – 1 балл.
Итог: 13-9 баллов – вы запланировали эффективную подготовку воспитательного дела, которая поможет раскрыться большинству детей вашего коллектива и провести дело успешно.
9-5 баллов – простроенная вами подготовка решает большинство задач воспитательного дела, однако, вам есть над чем работать, следует обратить внимание на конкретные направления и проанализировать причины низкого балла.
0-5 баллов – ваша подготовка носит формальный характер, скорее всего она не принесет удовлетворения ни вам, ни детям. Пересмотрите свои взгляды на организацию данного процесса.
Подведение итогов деловой игры «Один час увлекательной жизни»
При подведении итогов игры необходимо обратить внимание участников на следующие моменты:
1) этапы и структура разработки воспитательного дела;
2) ориентация при разработке воспитательного дела на особенности детей, их потребности и групповую динамику коллектива;
3) активность всех участников и организаторов при разработке дела, командная работа;
4) изменение отношения участников к данному виду деятельности;
5) выделение воспитательного дела, разработка которого больше всего понравилась участникам.