Подходы к преподаванию школьных дисциплин, обеспечивающие эффективность учебного процесса в условиях включения
Маргарет Кинг-Сирс , доцент университета Джона Гопкинса (США)
Включающее образование – это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями (а) посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи, (б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста, (в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и (г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
Обучение не является включающим, если учащиеся с особыми потребностями (а) должны каждую минуту пребывания в школе находиться в обычном классе, (б) никогда не должны посещать индивидуальные занятия в малых группах, (в) заниматься в обычных классах только для прохождения основных предметов.
Успешное включение, как здание, должно строиться на соответствующем фундаменте, который, по мысли автора, может быть крепким только при наличии четырех составляющих: коллектива единомышленников, информации о процессе преобразований, подготовки и постоянной поддержки. Рассмотрим вкратце эти составляющие.
Коллектив единомышленников.Педагоги могут объединиться в коллектив единомышленников на основе общих ценностей и убеждения в том, что учащиеся с проблемами в развитии и учащиеся, развивающиеся типичным образом, должны в школе больше времени проводить вместе – как во время занятий, так и во время игр. Опасения чаще всего касаются обычных школьников: не будет ли включение тормозить их успехи. Этот вопрос тщательно изучался. Результаты одних исследований показывают, что академическая успеваемость обычных школьников в условиях включения не страдает. Другие исследования выявляют существенный рост успеваемости.
Наличие информации о процессе преобразований.Запланированные преобразования обычно проходят в три этапа: восприятие идеи или инициирование процесса, проведение в жизнь всех необходимых изменений и воплощение идеи. Участников процесса преобразования необходимо на начальной стадии обеспечить информацией и обучить. Все они должны чувствовать себя активными действующими лицами процесса преобразований и принятия решений. Кроме того, сотрудникам важно знать, что директор привержен идее преобразования и намерен поддерживать их, пока они учатся и осваивают новые методы.
Подготовка и постоянная поддержка. Развитие персонала – один из критически важных моментов. Рекомендуется, например, при переходе на включающую форму обучения выделять на развитие персонала, особенно на первом этапе, сумму, равную той, которая необходима для включения в штат одного нового сотрудника. Рекомендуется также, чтобы педагогический коллектив сам решал, что будет эффективнее – брать на работу нового сотрудника, который будет пытаться удовлетворить потребности всего остального персонала, или использовать эти деньги как-то иначе. Что касается обучения персонала, то, по мнению проводивших исследование наблюдателей, значение его очень велико. Однако проводить полный курс обучения до того как персонал попробует на практике, что такое включение, не стоит. Определенная часть курса должна быть перенесена на столько времени, сколько требуется педагогам, чтобы, столкнувшись с конкретными трудностями, точнее определить, чему необходимо поучиться.
Продолжая сравнение процесса создания условий для эффективного обучения детей в ситуации включения со строительством здания, автор называет 10 подходов, образующих каркас здания, которые должны использоваться при преподавании школьных дисциплин. При этом подчеркивается, что важное значение имеет не каждый подход сам по себе, но их совокупность. В зависимости от школы и ее учащихся, содержание и процесс реализации этих подходов могут приобретать свои индивидуальные черты.
Успех
Закрепление
Постоянное совершенствование
Совместный подход к разрешению
проблем
1. Совместная работа над усвоением материала
2. Обучение стратегии усвоения материала
3. Дифференциация учебного материала
4. Развитие способности к самоопределению
5. Ясная, структурированная подача материала
6. Оценка усвоения учебного материала
7. Обучение применению освоенных навыков в реальных условиях
8. Сотрудничество
9. Профилактика нежелательного поведения
10. Поддержка сверстников
Наличие коллектива Информация о процессе
единомышленников преобразования
Подготовка Постоянная поддержка
ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ США: