Отграничение УО от сходных с ней состояний.
Является одной из важнейших задач Ψго-педагогич. диагностики.
1)Часто УО отождествляют с неуспеваемостью, что является грубой ошибкой. В основном неуспеваемость не обусловлена нарушениями познават. Дти, а вызывается другими причинами: а) неподготовленность детей к школьному обучению (несформированность предпосылок к нему и навыков Дти). Эти дети не умеют подчиняться требованиям, доводить дело до конца, невнимательны в процессе задания, неусидчивы, нецеленаправленны и т.д. Когда такие дети попадают в класс с низким уровнем учебно-воспит. процесса его успеваемость перерастает в пед. запущенность.
б) неблагоприятные условия жизни ребенка в семье (отсутствие помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и др). Более тяжелые последствия наблюдаются, когда дети с раннего возраста были лишены эмоц. контакта с родителями, другими взрослыми и детьми, при длительном нахождении их в интернатах, что может привести к педагогич. запущенности. Для неё хар-но: бедный запас сведений и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями.
в) неуспеваемость м/б связана и с астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, в результате чего рб быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение.
Но все это не носит стойкого характера и не имеет в основе органических нарушений.
2) Дети с ЗПР тоже оказываются неуспевающими в первые годы обучения. В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоц.-личностной сфере и в познават Дти. Главное отличие ЗПР от УО – при ЗПР имеет место неравномерность формирования псих-х функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных псих. процессов. При УО – тотальность и иерархичность поражения.
Особенности развития многих познавательных процессов схожи как при ЗПР, так и при УО. Например, для обоих состояний хар-но: повышенная истощае-
мость, незрелость эмоций, низкая работоспособность, бедный словарь, замедленность восприятия, несформированность всех видов памяти и др. Но прослеживаются и некоторые различия. Например, к началу школьного обучения у детей с ЗПР (как и УО) несформированы основные мыслит. операции (анализ, синтез, сравнение), они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою Дть. Но в отличие от УО у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий.
При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки того же типа, что и УО, но у них имеются качественные различия: при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У УО нет желания понять. Письменная речь отличается небрежностью, неаккуратностью, что связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. У УО все эти недостатки выражены грубее.
В математике у обеих групп отмечаются трудности, но помощь при ЗПР более эффективна, чем при УО. Поэтому необходимо строить обследование детей с ЗПР в форме обуч. эксперимента.
3) Нарушения деятельности анализаторов также создают определенные трудности в познават Дти детей, а в школе порождают неуспеваемость. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от УО, нужно выяснить, что первично доминирует в отставании (органич. поражение ГМ первично или же отставание наступило в рез-те нарушения функций анализаторов). Важно учитывать время поражения анализатора. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос о том, в какой спец. школе будет учиться рб.
4) Важно отделить нормальных детей с расстройством речи от УО детей (где нарушение речи один из признаков УО). Различают разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, не требующих участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение,чем они и отличаются от УО детей.