Изобразительно-выразительные умения. Педагог развивает умение детей выделять главное, используя адекватные средства выразительности (цвет
Педагог развивает умение детей выделять главное, используя адекватные средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение на листе, в композиции).
Подводит детей к использованию цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине. Поощряет детей использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная гаммы), насыщенные или приглушенные тона. Обращает внимание детей на изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Развивает умение смешивать цвета с целью получения оттенков, называть цвета и оттенки; активизирует стремление детей придумывать выразительные сравнения. Развивает цветовое восприятие, умение более тонко различать оттенки.
Воспитатель инициирует детей подбирать фон бумаги, сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, создания выразительного образа (например: насыщенные контрастные цвета для передачи настроения праздника, веселья); выбирать формат бумаги, размер конструкции в соответствии с замыслом (например: изображение высокого стройного дерева — вертикальное расположение листа, пейзажа с раскидистыми кронами дубов — горизонтальное).
Воспитатель развивает у детей умение создавать изображение по представлению, по памяти, а также с натуры; анализировать объект, его свойства; устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Подводит детей к передаче многообразия форм, фактур, пропорциональных отношений.
Предметное изображение (рисование, лепка, аппликация). В изображении предметного мира педагог обращает внимание детей на передачу сходства с реальными объектами; при изображении с натуры — на общие, типичные и характерные, индивидуальные признаки предметов, живых объектов, их форму и фактуру, пропорции и взаимное расположение частей. Учит передавать характерные позы героев, движение/статику, жесты, мимику, существенные детали образа. При изображении сказочных образов учит передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности — цвет, движение, линию, форму.
Сюжетное изображение (рисование, лепка, аппликация). Педагог помогает детям выделять главное, передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности, прежде всего композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, обозначать линию горизонта согласно создаваемому образу.
Декоративное изображение (рисование, лепка, аппликация). Воспитатель стимулирует детей применять полученный опыт (приобщение к народным промыслам) в декоративном изображении: создавать нарядные обобщенные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и геометрического характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения (ложку, тарелку, разделочную доску, фартук, косынку, варежку, юбку) и геометрические основы.
При создании декоративной композиции по мотивам определенного промысла воспитатель развивает умения детей использовать характерные элементы, создавать гармоничную композицию. При создании изображений по мотивам русских народных сказок инициирует использование детьми элементов народного искусства — цветовое сочетание, образы, элементы узоров.
Технические умения
В специальных образовательных и повседневных ситуациях педагог совершенствует моторные характеристики умений детей — свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима и др.
Знакомит со способом создания наброска. Развивает умение рисовать контур предмета простым карандашом.
В рисовании педагог расширяет опыт применения разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры).
Развивает умение детей создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Учит пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи, передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш.
Воспитатель создает ситуации для освоения детьми разнообразных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техники пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, диатипии, «рельефный» рисунок. Обеспечивает освоение дошкольниками способов рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п.
В аппликации педагог обогащает опыт использования детьми разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ (засушенные цветы, листья, соломка, кора деревьев, пух, семена, песок), бросового материала (опилки, толченая скорлупа, фантики из-под конфет).
Знакомит детей с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации, с техникой обрывной аппликации. Формирует последовательность работы над сюжетной аппликацией, умение создавать коллажи.
Педагог совершенствует и развивает умение детей создавать разнообразные формы: резать на короткие и длинные полоски, вырезать круги и овалы, преобразовывать одни фигуры в другие.
В лепке взрослый побуждает детей к использованию разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, снег, песок, глина, воск) и дополнительных материалов для декорирования (семена, фольга, бисер).
Развивает у дошкольников умение создавать объемные и рельефные изображения («рисование» пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы), использовать стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм, постамент, каркасы.
Педагог развивает умения: лепить конструктивным и смешанным способами; создавать многофигурные композиции, устойчивые конструкции; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали. Совершенствует мелкую моторику рук.
В конструировании
Конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов. Педагог развивает у детей умение анализировать постройку (конструкцию), выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.
Побуждает дошкольников создавать образы зданий, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры (варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки), придумывать сюжетные композиции. Стимулирует создание детьми выразительных, оригинальных, соответствующих условию построек: современные, исторические или сказочные здания и сооружения. Поддерживает стремление и инициативу самостоятельно находить конструктивные решения, предлагать несколько вариантов сооружений (мосты согласно разным условиям, домики для животных зоопарка, домики коротышек и т. п.).
Педагог побуждает детей к использованию некоторых правил создания прочных высоких сооружений (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), к декорированию построек (колонны, портики, шпили, решетки).
Побуждает дошкольников к созданию сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, а также схемам, моделям, фотографиям.
Конструирование из бумаги. Педагог поддерживает и активизирует создание детьми интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром.
Обеспечивает освоение и использование обобщенных способов и приемов конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезы по сгибам. Развивает умение создавать образы путем закручивания полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр, изготавливать игрушки и предметы из готовых разверток, читать схемы сложения.
Обучая детей конструированию по типу оригами, педагог обеспечивает освоение приемов сгибания листа определенной формы: квадрат, прямоугольник, треугольник — пополам, совмещая углы и противоположные стороны, квадрат — по диагонали, треугольник — отгибая углы к середине противоположной стороны. Поддерживает стремление дошкольников создавать выразительные игрушки для разнообразных игр.
Конструирование из природного материала. Взрослый побуждает детей выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме.
Знакомит с разнообразными способами крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.
Конструирование из бросового материала — катушек, коробочек, пластмассовых емкостей, клубков нитей, поролона, пенопласта. Воспитатель развивает умение детей работать с различными инструментами: ножницами, шилом, линейкой.
Педагог создает ситуации для освоения детьми различных способов оформления: плоского (игрушки — самоделки, сувениры, закладки для книг), объемного (праздничные композиции — гирлянды, султанчики, елочные игрушки — из бумаги, картона, фольги; вазочки, стаканчики в технике обертки пластилином/глиной и декорирования) и объемно-пространственного оформления (дизайн интерьера, декораций для драматизации, оформление пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр). Развивает у детей умение моделировать простые предметы (фасоны и декор кукольной одежды, атрибуты для театрализованных представлений).
Развивает умения использовать некоторые материалы (упаковку, пленку, галантерею и т. п.) для создания интересных композиций. Учит планировать процесс создания предмета.
Педагог поддерживает стремление детей к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.
Развивает умение работать с тканью: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами (бисером, образными элементами в технике аппликации). Вовлекает детей в изготовление простых игрушек путем закручивания (игрушки-закрутки). Развивает навыки плетения: нанизывание на шнур (декоративную ленту, цветные веревки) бисера, плетение из шнуров, декоративных лент, полос ткани.