Процедура диагностики и мониторинга качества образования

Для осуществления диагностики качества образования ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.

В данной технологии предусмотрены педагогическая, психологическая и медицинская диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.

^ Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, - СтаКОД (стандартизованная контрольно-оценочная деятельность), предложенная М.Ф. Королевым, и ее модификация, использующая не только методы тестирования, но и традиционные формы контроля обученности - письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д.

Диагностика уровня обученности осуществляется на двух уровнях - текущем и итоговом. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизованных тестов или других видов контроля. Итоги работы учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации, психолога - программа коррекционной работы.

Итоговая диагностика проводится один раз в полугодие, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми учащиеся не справлялись при текущей проверке.

Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе учащихся сводятся в таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2. Диагностика качества обучения

Тема _____________________________________

Класс _______________ "____" ____________ 199__ г.

Процедура диагностики и мониторинга качества образования - student2.ru

В колонках 1 - 8 находятся показатели, которые измеряются данной работой. В строках знаком "+" отмечены показатели, которыми овладел учащийся (справился с заданием), и знаком "?" отмечены показатели, знания которых учащийся не продемонстрировал.

Вычисляя соотношение знаков "+" к общему количеству показателей, получаем коэффициент качества обученности каждого ученика. Соотношение знаков "+" в колонке к количеству учащихся в классе дает коэффициент обученности класса по каждому отдельному показателю.

Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой экспертов (учителей, работающих с данным учеником) личности учащегося, его воспитанности и воспитуемости. Итоговая оценка складывается путем статистической обработки анкет, предложенных каждому эксперту. В целом используется тот же подход, что и при диагностике уровня обученности. Параметры, по которым ведется оценка качества воспитания, на каждом этапе обучения в школе могут варьироваться в зависимости от социума, в котором располагается данное образовательное учреждение, от степени зрелости педагогического и ученического коллектива. Результаты экспертизы сопоставляются со стандартами воспитания, зафиксированными в "Модели выпускника школы".

Экспертная оценка воспитанности учащихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.

Технология оценки:

Для каждого класса создаются опросные листы.

Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.

По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.

Критерии оценки:

1. Интеллектуальный уровень:

1.1 Эрудиция.

1.2 Культура речи.

1.3 Логика мышления.

1.4 Самостоятельность и творчество.

1.5 Использование дополнительных источников информации.

2. Отношение к образованию:

2.1 Старательность и добросовестность.

2.2 Систематичность знаний.

2.3 Проявление самостоятельности.

2.4 Внимание.

2.5 Взаимопомощь (сотрудничество).

3. Отношение к общественным нормам и культурным традициям:

3.1 Выполнение правил школьного распорядка.

3.2 Следование нормам и правилам человеческого общежития.

3.3 Осознание необходимости внешней и внутренней культуры.

4. Эстетический уровень:

4.1 Аккуратность, опрятность.

4.2 Культурные привычки в жизни.

4.3 Эстетика в жизнедеятельности.

5. Отношение к себе:

5.1 Самоуправление своим поведением.

5.2 Организованность.

5.3 Отношение к укреплению здоровья.

5.4 Отрицательное отношение к вредным привычкам.

5.5 Соблюдение правил личной гигиены.

Шкала оценок:

4 - развито в достаточной мере и проявляется всегда;

3 - в основном развито и часто проявляется;

2 - проявляется иногда;

1 - не развито и не проявляется.

Таблица 3. Сводная таблица результатов рейтинговой оценки качества воспитанности

Процедура диагностики и мониторинга качества образования - student2.ru

Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно-ориентированным и более гуманным.

В то же время накопленные данные о качестве обученности учащихся позволят вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.

^ Психологическая диагностика

Психологическая диагностика направлена на определение уровня развития ребенка, определение его личностных особенностей с целью создания наиболее благоприятной для ребенка образовательной среды.

Данная диагностика используется для обоснования целесообразности использования той или иной технологии, выбора форм организации учебного процесса, отбора содержания образования максимально конкретного и адресованного не общей массе учащихся, а конкретным детям, нуждающимся в индивидуальном педагогическом подходе. Все это требует серьезного анализа информации об особенностях учащихся. Основные измерители, дающие информацию для управления образовательным процессом, особенностей развития учащихся:

1. Единожды, при определении готовности детей к школе, определяются следующие параметры психолого-педагогического статуса: произвольность психологических процессов; уровень развития мышления; умственная работоспособность и темп умственной деятельности; особенности общения и поведения; особенности мотивационно-личностной сферы; особенности системы отношений к миру и к себе.

2. Информационные измерения стартового интеллектуального потенциала ребенка перед переходом на каждый новый уровень образования - определение зоны актуального развития.

3. Информационные измерения темповых показателей учебной деятельности каждого ребенка.

4. Информационные измерения мотивационных особенностей каждого ребенка.

Психологическая диагностика использует стандартный набор методик. Полученная информация о ребенке хранится в базе данных (бумажной или электронной). Доступ к этой информации должен быть строго регламентирован: каждый участник образовательного процесса может получить определенную долю интерпретированных результатов диагностики. Наиболее общая информация о ребенке представлена в его "Паспорте здоровья".

^ Медицинская диагностика

Медицинская диагностика осуществляется с целью определения состояния здоровья ученика и ведения наблюдения за влиянием интеллектуальных нагрузок на состояние здоровья ребенка.

Медицинская диагностика ведется школьным оздоровительным центром с привлечением узких специалистов. Кроме традиционной диспансеризации, ведется диагностика по выявлению факторов, влияющих на изменение состояния здоровья в ходе учебного процесса:

1. Диагностика физического (соматического) состояния здоровья детей проводится педиатром с использованием результатов плановых, профилактических медицинских осмотров.

2. Диагностика физиологических показателей проводится педиатром или медицинской сестрой и учитывает следующее: уровень физического развития, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Информация о состоянии здоровья ребенка сводится в единую форму - "Паспорт здоровья". Такая информация позволит организовать учебный процесс для каждого ребенка с учетом его физических возможностей, сделать процесс обучения щадящим, предот-вратить перегрузку ребенка.

Наши рекомендации