Чем она является для каждого из нас? (Родиной).

- А как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей).

Послушайте стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Родина».

Педагог зачитывает стихотворение.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Автор, как и вы, считает, что у каждого человека своя Родина.

- В каких строках выражена главная мысль этого стихотворения? («Родина бывает разная, но у всех она одна»).

Вот и у нас вами Родина одна – Россия, но каждому мил и дорог свои маленький уголок огромной страны.

Я думаю по нашей беседе, по прочитанному стихотворению, по выставке книг, вы уже догадались, что темой нашего урока будет «Произведения о Родине и ее защитниках».

Давайте внимательно посмотрим на выставку книг. Какие произведения на ней представлены?(Стихи и рассказы).

О чем они? (О нашей Родине и ее защитниках).

Как вы думаете, почему мы в феврале будем читать книги по этой теме? (Потому что 23 февраля – день защитника Отечества).

Прочитайте самостоятельно стихотворение М.Исаковского «У самой границы».

Самостоятельное чтение стихотворения.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- От имени кого написано стихотворение? (От имени солдата – пограничника).

- Какие строчки стихотворения показывают различные стороны жизни людей нашей страны?

- Какой вывод делает автор в конце стихотворения? («Родину надо беречь»).

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Любой солдат, чтобы защищать Родину должен быть внимательным, сообразительным, обладать хорошими знаниями. Давайте попробуем выполнить задание, тренирующие эти качества. Я буду читать вам стихи, а вы находите в них ошибки:

1.Воют волками метели

В зимнем месяце апреле (апрель не зимний месяц).

2.Для перины и подушки

Мягкий пух дают лягушки (гуси и утки).

3.Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем (мячи).

4.У сосны иголки

Короче, чем у елки (иголки у сосны длиннее).

5.Будешь «Туча» с «Я» писать,

То получишь сразу «пять» (не пять, а два).

6.Рыбкам маленький сачок

Сплел умелец-паучок (не рыбам, а мухам).

Подведение итогов задания.

Педагог

Теперь выполним такое задание: в течение 5 секунд посмотрите на «карту» и постарайтесь запомнить расположение объектов, затем в тетрадях сами нарисуйте такую «карту».

О   Р
Н Э  
    Т

Подведение итогов задания.

Педагог

Следующее задание будет такое: прочитайте высказывание, используя стрелки.

А

Т Б О Д Е
Ы В Л Ж Ц
А М О Я Д
Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru   Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru   Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru
         
  Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru      

Б

Т А К Ж А
О Б В Р Т
         
Н И Д Е Ь
Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru     Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru
         
    Чем она является для каждого из нас? (Родиной). - student2.ru    

Ответы: «Ты молодец», «Так держать».

Подведение итогов выполнения задания.

Педагог

Посмотрите, на нашей выставке книг есть книга А.Гайдара «Поход». Рассмотрите ее. Сколько в ней рассказов? Какие? Как вы думаете, почему вся книга называется «Поход»? (Ответы детей)

Обычно, когда книга и рассказ называются одинаково, читатель должен знать, что одноименный рассказ – это важный рассказ. Прочитайте самостоятельно рассказ А.Гайдара «Поход».

Самостоятельное чтение детьми рассказа.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой рассказа?

-Что с ним произошло?

- Как вы думаете, долго ли был в походе отец Альки?

- Чему мальчик научился за это время?

- Кто помог Альке выучиться терпению?

- Нравится ли вам Алькин отец?

- Этот рассказ написан в 1940 году. Зачитайте приказ, который отдал отец Альке. Отдавая приказ, кого он имел в виду еще?

Давайте прочитаем рассказ Б.Никольского «Про тренировку».

Чтение рассказа детьми, рассматривание книги.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Что из этого рассказа вам особенно запомнилось?

- Какой должен быть солдат?

Подведение итогов урока.

Педагог

Понравились ли вам книги о Родине и ее защитниках?

Домашнее задание:

-подберите 3 пословица о родном крае и его защитниках (Например, «Тяжело в учении – легко в бою», «Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке» и др.).

-прочитайте другие произведения по теме урока (В.Берестов «Богатыри», Б.Ласкин «Три танкиста», Н.Найдёнова «Пусть будет мир», С.Михалков «После победы», А.Барто «На заставе»).

-изготовьте книжку самоделку «Моя Родина»

Каждый из учащихся находит и читает стихотворение о родном крае. Делает к этому стихотворению иллюстрацию и переписывает само стихотворение на альбомный лист. Все странички сшиваются и оформляется обложка.

На последнем занятии месяца (1 час) обсуждаются произведения из рекомендательного списка, учащиеся зачитывают пословицы, обсуждают их значение, рассматривают и читают книжку – самоделку.

Занятие 6

Тема: «Книги о матерях и детях»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии произведений о маме и детях;

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать память детей;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- формировать целостное представление о художественном произведении;

- учить выделять главную мысль в содержании произведения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- формировать навык выразительного чтения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать уважительное отношение к маме;

- воспитывать умение вести себя с окружающими людьми;

- воспитывать желание помогать другим людям.

Оборудование занятия:выставка книг о маме и детях (сборник Е.Благининой «Мамин день», Б.Емельянов «Рассказы о маме», Л.Воронкова «Что сказала бы мама», Л.Толстой «Рассказы о детях», В.Осеева «Волшебное слово»), отрывки из произведения В.Осеевой «Волшебное слово», иллюстрации к произведениям, дидактические задания по теме, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Педагог

Посмотрите внимательно на нашу выставку книг. Назовите авторов и произведения.

Дети перечисляют книги выставки.

Педагог

Как вы думаете, о ком и о чем сегодня мы будем разговаривать? (Мы будем разговаривать о мамах, о детях и их делах).

А почему именно в марте мы будем читать книги о мамах? Правильно, именно в марте мы отмечаем праздник мам – 8 марта!

У замечательного поэта Ольги Высотской есть такие строки:

В марте есть такой денек

С цифрой, словно кренделек,

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра, что обозначает?

Дети хором скажут вам:

- Это праздник наших мам!

Возьмите сборник замечательных стихотворений Елены Александровны Благининой «Мамин день». Посмотрите его. Выберите двастихотворения из сборника, которые вы хотели бы прочитать одноклассникам.

Учащиеся рассматривают книги, сначала читают стихотворения про себя. Затем под руководством педагога зачитывают стихи вслух.

Педагог

Есть ли в сборнике стихотворения, которые знакомы вам с детства? («Посидим в тишине»). Может ли кто-нибудь прочитать это стихотворение наизусть? Давайте попробуем вместе. (Хоровое чтение стихотворения под руководством педагога)

Что объединяет стихотворения «Загадка» и «Бабушка забота»? (Эти стихотворения посвящены бабушкам)

Как вы думаете, почему в сборник вошли стихотворения «Бабушка-забота» и «Загадка»? (Потому что бабушки это тоже мамы, которые вырастили своих детей, а теперь помогают нашим мамам и папам растить и заботиться о нас). Понравились ли вам стихотворения Елены Благининой о маме? Почему? (Ответы детей).

Давайте обратимся к замечательным произведениям о маме Бориса Александровича Емельянова. Он написал целый сборник рассказов о маме. Я хочу прочитать вам рассказ «Мама все понимает».

Педагог читает рассказ.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что произошло с ребятами?

- За что бабушка стала наказывать ребят?

- На кого бабушка больше всего сердилась и жаловалась маме? (Свой ответ подтвердите строчками из текста: «- Наташа! Мишку надо за вранье выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды? Нюшку он сегодня напугал до смерти».)

- Почему рассказ называется «Мама все понимает»?

- Как мама объяснила то, что произошло с детьми?

У замечательной писательницы Любови Федоровны Воронковой есть рассказ «Что сказала бы мама?». Послушайте его внимательно.

Чтение рассказа педагогом.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что случилось с ребятами?

- Все ли ребята были готовы помочь маленькому Васятке? Кто помог Васятке?

- Как бабушка назвала Ваню за его поступок? (Подтвердите ответ строчками из текста: « - Федя с Гришкой от пчел убежали, а наш ПРОСТОФИЛЯ полез Васятку спасать»). Как вы понимаете слово «простофиля»?

- Как, по мнению папы, мама оценила бы поступок Вани? Вы согласны с мнением родителей?

- Что объединяет рассказы Б.Емельянова и Л.Воронковой? Какая главная мысль этих произведений? Почему в обоих рассказах бабушки так строги к внукам? (Потому что бабушки волнуются за здоровье своих внучат и стараются оградить их от всех опасностей).

Почему в обоих рассказах мамы «все понимают»? (Ответы детей)

Самостоятельно рассмотрите книгу Л.Н.Толстого «Рассказы о детях». С биографией Л.Н.Толстого вы уже знакомились на уроках чтения. Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? (Ответы детей)

Прочитайте самостоятельно рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» из книги «Рассказы о детях».

Самостоятельное чтение детьми рассказа.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Как называется книга, которую вы рассматривали?

- Как называется рассказ, который вы читали?

- Этот рассказ смешной или грустный?

- Как можно озаглавить рассказ по-другому?

- Помог ли папа Ване своей шуткой осознать свой поступок?

- Какая главная мысль этого произведения?

Хочу предложить вам игру «Мозаика». Для игры нам понадобится рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Готовясь к уроку, я взяла книгу в библиотеке, но сегодня утром книга распалась и листочки перепутались. Помогите мне восстановить рассказ.

Педагог раздает детям отрывки из текста. Первый ребенок выходит к доске и зачитывает свой отрывок. Затем второй учащийся читает свой отрывок. Совместным обсуждением учащиеся с педагогом решают, какой отрывок должен быть первым и почему. После прочтения и «расстановки» отрывков, учащиеся еще раз читают рассказ.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой рассказа?

- Как вы можете охарактеризовать мальчика?

- Почему никто не хотел откликаться на его просьбы?

- Какое слово помогло мальчику?

- Почему рассказ называется «Волшебное слово»? Согласны ли вы что это слово волшебное? Приведите примеры из своей жизни?

- Какие книги мы сегодня с вами читали? Почему мы читали не только произведения о мамах, но о детях? (Потому что жизнь мамы неразрывно связано с жизнью ее детей).

Домашнее задание:

-найдите и прочитайте произведения других авторов о маме (Д.Нагишкин «Айога», З.Александрова «Невидимка», Л.Пантелеев «Ау», , А.Л.Барто «По дороге в класс» и др.). Выучите понравившиеся вам стихотворения. Расскажите и обсудите их в классе;

-продолжите историю: «Витя и Аленка решили, что они уже большие и самостоятельные, поэтому могут не слушаться маму. Утром они объявили День Непослушания. «Хорошо», - сказала мама и уехала к бабушке. Дети остались в квартире одни…».

Каждому ребенку отрывок раздается на листочке. Продолжение дети дома записывают в тетрадь (4-5 предложений). На уроке дети зачитывают придуманные продолжения и обсуждают.

- подумайте и запишите в тетрадь, какие еще волшебные слова вы знаете? Расскажите на уроке, как волшебные слова помогают вам в общении с окружающими людьми.

На последнем занятии этого месяца (1 час) обсуждаются произведения о маме из рекомендательного списка, читают окончание предложенной ребятам истории, выясняют значение «волшебных слов» в различных ситуациях.

Занятие 7.

Тема: «Книги о профессиях и трудолюбии»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии произведений о труде.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- формировать целостное представление о художественном произведении;

- учить выделять главное в содержании произведения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе;

- знакомить детей с названием и содержанием различных профессий;

- знакомить детей с понятием «трудолюбие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать у детей понимание необходимости труда;

- воспитывать уважение к труду

Предварительная работа: чтение проведений В.Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Оборудование занятия:выставка книг о профессиях и труде (В.Маяковский «Кем быть?», сборник Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», произведения о труде Е.А.Пермяка, иллюстрации к произведениям), дидактические задания по теме, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Педагог

Предлагаю начать занятие со следующего задания: в правом столбике начало пословиц, а левом столбике – их вторая часть. Попробуйте соединить части так, чтобы получилась целая пословица.

Без туда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делано наспех сделано на смех

Делу время потехе час

Труд человека кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Живи своим трудом а не чужим добром.

Каков мастер такова и работа.

Столбики педагог записывает на доске. На закрытой части доски записаны целые пословицы. После того как учащиеся соединят столбики, педагог с детьми открывает доску с целыми пословицами. Дети зачитывают пословицы и вместе с педагогом объясняют их смысл.

Педагог

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами читать? Правильно, о труде и о профессиях.

Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку книг. Здесь произведения разных авторов. перечислите их.

Учащиеся под руководством педагога читают название произведения и его автора.

Педагог

Какие произведения из представленных на доске вам уже знакомы?

Дети должны знать произведение В.В.Маяковского «Кем быть?» и произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Если детям незнакомы эти произведения, следует предварительно прочитать их, а на уроке провести беседу по произведениям.

Беседа по книге В.В.Маяковского «Кем быть?»

Педагог

- О каких профессиях рассказывает автор? (Столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, шофер, летчик, моряк)

- Рассказ о какой профессии в книге вам понравился больше всего? Прочитайте отрывок.

- Какие профессии вам нравятся и почему?

- Какой вывод делает автор? («Все работы хороши, выбирай на вкус»)

Наши рекомендации