Особенности и организация самостоятельной работы студента ДВГАФК

Практически все виды аудиторных учебных занятий, и даже лекции, требуют от студентов предварительной самостоятель­ной учебной работы. Причем если в школе ученик всегда точно знает, какие конкретные задания он должен выполнить к следу­ющему уроку, то в высшем учебном заведении ему предоставля­ется определенная свобода выбора. Так, обычно для подготовки к семинарским занятиям дается обязательная и дополнительная литература. При этом гораздо большее значение имеет не то, сколько из указанных источников изучил студент, а насколько глубоко он осмыслил изученный материал.

Кроме того, из-за недостатка времени далеко не все темы лек­ционного курса рассматриваются более подробно на семинарских и лабораторно-практических занятиях. Некоторые темы препо­даватель не выносит даже на лекцию, указывая только, к каким источникам студенты должны обратиться. Такой учебный мате­риал остается полностью для самостоятельного изучения.

Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа сту­дента в вузе не менее важна, чем обязательные учебные занятия.

Её успешность во многом определяется тем, насколько умело, рационально сам учащийся сможет организовать свои индиви­дуальные занятия, насколько регулярными и своевременными они будут.

Поскольку самостоятельная работа студента представляет со­бой, главным образом, работу со специальной учебной и научной литературой, ему необходимо очень хорошо знать, где можно ее найти. В первую очередь это, конечно, библиотеки и читальные залы, того вуза, в котором учится студент. Когда преподаватели рекомендуют учащимся какую-либо литературу, они ориентиру­ются прежде всего на ту литературу, которая есть в библиотечных фондах вуза.

Кроме того студенту необходимо знать, что при многих ка­федрах есть свои методические кабинеты, в которых мож­но найти специальную литературу по профилю данной кафед­ры. Преимущество методических кабинетов состоит в том, что сравнительно небольшое количество тематически подобранных книг в методкабинете позволяет искать нужную литературу прямо на книжных полках; при этом книги и журналы мож­но посмотреть, перелистать, бегло прочитать отдельные мате­риалы или содержание, получив при этом более полное пред­ставление о книге или статье, сразу поняв, нужна ли она тебе для более подробного изучения.

Очень полезно знать студенту и другие библиотеки, где мож­но найти необходимые ему книги: библиотеки других высших учебных заведений, где ведется подготовка специалистов в той же области профессиональных и научных знаний, библиотеки учреждений и предприятий, специализированные библиотеки или отделы больших библиотек данного профиля.

Кроме эффективного поиска нужной литературы студенту важно уметь грамотно организовать сам процесс работы с литературой и заучивание важной информации. Для этого важно выполнять нижеследующие рекомендации.

1. Завести терминологический словарь по профилирующим дисциплинам (использовать тетради, в которых можно добавлять листы).

2. Определиться со временем, отведенным для самостоятельной работы. Лучше заниматься по 3 часа каждый рабочий день, но не более 57 часов в неделю (вместе с аудиторными занятиями).

3. Важно настроить себя на самостоятельное занятие, объяснить себе, зачем нужна эта информация, убедить себя, что от подобной работы получают тренировку ваши психические функции (память, внимание, мышление и т.д.). Лучше предварительно выпить сладкий чай или кофе, проветрить помещение, отключить телефон.

4. После каждый 40 мин занятий делать физкультурную минутку для улучшения кровообращения в различных частях организма.

5. Полезно вести дневник (по типу школьного) в котором можно распределить на неделю себе материал для запоминания по различным предметам по следующей схеме:

6. Повторения материала проводить не мысленно, а воспроизводя его вслух, с начала с опорой на конспект, а потом по памяти. Чтобы слуховой анализатор тоже был задействован в процессе усвоения информации.

7. Если Вы готовитесь к ответу на семинарском занятии, то нужно следить за его регламентом. В среднем ответ должен быть рассчитан не более чем на 10-15 мин. То есть нужно выбрать и научиться излагать наиболее важную информацию. Лучше составить конспект ответа.

8. В период экзаменационной сессии можно принимать растительные адаптогены (лимонник, элеутерококк и др.), чтобы повысить умственную работоспособность.

Кроме предложенных рекомендаций студентам важно уверенно овладеть основами информационной культуры.

Наши рекомендации