Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать нх;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
в доступной форме охранять растения и животных;
ухаживать за комнатными растениями;
выращивать растения одним из изученных способов.
Учащиеся должны знать:
характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности;
строение, назначение термометра;
простейшие физические свойства снега и льда;
названия и различия не менее пяти-шести декоративных трапп нистых растений;
названия и различия местных растений (не менее трех-четырех деревьев, двух-трех кустарников, трех-четырех травянистых растений);
особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
некоторые способы размножения растений (в объеме учебника), цикл развития растения от семени до семени;
названия и различия пяти-шести комнатных растений;
простейшие правила ухода за комнатными растениями;
особенности перелетных и зимующих птиц;
названия и различия разводимых в данной местности домашних животных;
названия и различия десяти диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).
IV КЛАСС (34 ч)
Наблюдения(4 ч; в течение года)
Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.
Природа нашего края (26 ч)
Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (че-тыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть запах вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.
Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране края.
Учителю надо иметь в виду, что в данной теме изучается природа своего края.
Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.
Экскурсии (3). Ознакомление с формами поверхности и по-яезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса.
работа с натуральными объектами; полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного-ландшафта).
Заключение (4 ч) Обобщение и систематизация знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
определять с помощью опытов изученные физические свойства'
воды, местных почв;
различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-
шесть животных своей местности;
вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в
«Дневниках наблюдений»;
пользоваться метеорологическими приборами (термометром и флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием;
собирать простейшую установку для опыта; соблюдать правила безопасности при проведении опытов и сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой; охранять растения и животных; сажать цветы, кусты и деревья; культурно вести себя в природе.
Учащиеся должны знать:
некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почвы, полезные ископаемые, водоемы, растения, животные);
особенности труда людей своей местности;
некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех
местных полезных ископаемых;
физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель);
физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя);
названия трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности1;
мероприятия по охране природы своей местности.
1 Количество объектов указано дополнительно к тому, что учащиеся анали
из Ш класса.
V КЛАСС (102 ч)
Наблюдения (4 ч; в течение года)
Продолжение наблюдений за погодой и сезонными явления», природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.
Ориентирование на местности. План и карта (12 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.
Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.
Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР —Москва, столицы союзных республик.
Введение(2 ч)
Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу.
Практические работы: организация наблюдений за погодой, наблюдения в двадцатых числах каждого месяца за изменением высоты Солнца над горизонтом и происходящими в связя с этим сезонными изменениями в природе. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.
Земля и другие небесные тела (12 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.
Планеты. Планета Земля, расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли; вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.
Движение Земли: вращение Земли вокруг оси — причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца — смена времен года.
Луна — спутник Земли. Расстояние до Земли; размеры Луны по сравнению с Землей; поверхность Луны; почему не видна обратная сторона Луны.
Звезды. Созвездия.
Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли.
Практические работы: обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север—юг, запад—восток. Обучение ориентированию по Полярной звезде.
Демонстрация годового движения Земли вокруг Солнца.
Воздух (12 ч)
Воздух — смесь газов: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, малая теплопроводность, упругость, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха,
Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.
Движение воздуха — ветер. Работа ветра в природе. Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.
Значение воздуха для жизни на Земле; необходимость его охраны от загрязнения.
Практические работы: по календарю погоды провести
сравнение погоды разных дней.
Демонстрация опытов: 1) свойство кислорода поддерживать горение; 2) воздух занимает место; 3) воздух сжимаем и упруг; 4) изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) движение теплого и холодного воздуха.
Вода (10 ч)
Свойства воды как жидкости. Изменение объема воды при нагревании и охлаждении. Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. Образовав ние облаков и осадков,
(Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Взвеси и растворы. Очистка воды от примесей. Растворы в природе; вода пресная и соленая. Минеральные источники.
Распределение воды на Земле, материки и океаны. Работа воды в природе; образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды. Использование воды человеком. Необходимость экономного использования воды и охраны ее от загрязнения.
Практические работы: Определение растворимости веществ в воде. Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий материки и океаны; надписывание их названий на контурной карте.
Демонстрация опытов: 1) небольшая теплопроводность воды; 2) изменение объема воды при нагревании и охлаждении; 3) переход воды из одного состояния в другое; 4) выпаривание растворов; 5) фильтрование воды.
Горные породы (10 ч)
Что такое горные породы. Разнообразие горных пород на Земле: гранит, базальт, гаарцит, мрамор, каменный уголь — плотные породы; гравий, песок, глина —рыхлые породы; вода, нефть - жидкие породы; природный газ— газообразные породы.
Выветривание, Перенос разрушенных горных пород текучими водами, ледниками, ветром, морем. Образование обломочных горных пород.
Горные породы как полезные ископаемые. Рудные полезные ископаемые: железные руды; руды цветных металлов (алюминиевая медная, свинцовая, цинковая). Металлы, их использование.
Нерудные полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, гэз, поваренная и калийная соли, известняк, мрамор, гранит; их применение. Использование обломочных горных пород в хозяйстве своей местности. Добыча полезных ископаемых. Необходимость бережного использования полезных ископаемых.
Практические работы: определение свойств горных пород (твердость, цвет, растворимость в воде) по раздаточному материалу.
Демонстрация разрушения гранита при: изменении температуры.
Почва (6 ч)
Почва — особое природное тело. Свойства почвы: плодородие, влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Отличие почвы от горной породы. Как образуется почва. Какие бывают почвы. Значение, почвы для жизни на Земле. Охрана почвы от разрушения.
Демонстрация опыта, показывающего влагопроницаемость почвы.
Живые организмы и среда обитания (11ч)
Разнообразие живых организмов на Земле. Что такое среда обитания. Условия, необходимые для жизни организмов. Зависимость растений, животных и человека от условий среды обитания (на примере своей местности). Роль организмов в жизни природы. Использование человеком живых организмов. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир и его охрана.
Наблюдения за растениями и животными на учебно-опытном участке, в природе.
Демонстрация таблиц, чучел, муляжей, гербарных образцов.
Экскурсия (2). Изучение растений и животных своей местности и среды обитания.
Организм человека, охрана его здоровья (18 ч)
Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная по
садка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим туда и отдыха.
Забота партии и правительства о здоровье детей.
Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшая обработка небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).
Заключение (5 ч)
Обобщение и систематизация знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
показывать на карте столицу СССР Москву, столицы союзных республик;
ориентироваться по солнцу и компасу;
обозначать явления погоды условными знаками в календаре
погоды;
сравнивать погоду разных дней по календарю; определять с помощью опытов свойства воздуха; на простейших примерах раскрывать связь между живой и неживой природой;
охранять растения и животных; соблюдать правила личной гигиены. Учащиеся должны знать:
названия столицы СССР, союзных ресаублик; названия административных центров своей республики (края, области);
представление о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта;
строение и назначение компаса;
Земля — планета, Солнце — звезда, Луна – спутннк Земли;
свойства воздуха, значение воздуха, меры по его охране;
работу ветра в природе;
три состояния воды в природе;
вода — растворитель;
работу воды в природе;
горные породы;
разрушение горных пород;
рудные и нерудные полезные ископаемые;
отличие почвы от горной породы; отличие и взаимосвязь живой и неживой природы;
необходимость охраны воздуха, почвы, воды растительного и животного мира;
простейшие правила личной и общественной гигиены;
названия важнейших органов организма человека;
роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний.