Шкала мотивов профессиональной деятельности
Мотивы профессиональной деятельности | |||||
В очень незначительной мере | В достаточно незначительной мере | В небольшой, но и в немаленькой мере | В достаточно большой мере | В очень большой мере | |
1. Денежный заработок | |||||
2. Стремление к продвижению по работе | |||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | |||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | |||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы | |||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | |||||
Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
.
.
.
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе, возможно и дробное).
Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ = ВПМ>ВОМ.
Таблица Мотивационные комплексы (пример)
Мотивы профессиональной деятельности | ВМ | ВПМ | ВОМ |
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми (См таблицу с примером). И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности негативнее, чем во втором. Во втором случае, по сравнению с первым, имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным (Реан А.А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = - 0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Тест «Восприятие индивидом группы»
Цель методики – выявление особенностей восприятия индивидом группы.
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.
Текст опросника
1. Лучшими партерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся:
б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;
в) помогают другим, когда в них нуждаются.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;
б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:
а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;
б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;
в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.
6. Мне нравится группа, в которой:
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б) каждый занят своим делом и не мешает другим;
в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.
7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
а) создают дух соперничества;
б) не занимаются увлеченно своей наукой;
в) создают условия напряжения и жесткого контроля.
8. Я больше удовлетворен жизнью, если:
а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;
б) общаюсь и отдыхаю;
в) нужен кому-то и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;
б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;
в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если в группе возникает проблема, то я:
а) предпочитаю не вмешиваться;
б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:
а) подходили ко мне индивидуально;
б) создавали условия для оказания помощи;
в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.
12. Я испытываю плохое состояние, когда:
а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;
б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;
в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
13. Больше всего я ценю:
а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;
б) общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;
в) свой собственный личный успех.
14 Я предпочитаю работать:
а) вместе с товарищами;
б) самостоятельно;
в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.
Обработка результатов.
Ключ для обработки результатов методики «Тип восприятия индивидом группы»
"И" | "П" | "К" | "И" | "П" | "К" |
1в | 1б | 1а | 8а | 8в | |
2а | 2в | 2б | 9б | 9а | 9в |
3б | 3в | 3а | 10б | 10в | 10а |
4б | 4а | 4в | 11а | 11в | 11б |
5б | 5в | 5а | 12а | 12б | 12в |
6б | 6а | 6в | 13в | 13а | 13а |
7а | 7а | 7в | 14а | 14а | 14в |
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м – количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
ПРИЛОЖЕНИЕ 17