Основные направления социальной защиты молодежи
Исходя из социальных проблем, определяется государственная молодежная политика. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде.
Государственная система социальной защиты молодежи должна обеспечить правовые и экономические гарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это прежде всего право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, право на отдых и т. д. Для малоимущих групп населения – денежные дотации и натуральные выдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни.
Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи – помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.
При разработке мер социальной защиты необходим учет возрастных интересов и потребностей, а также дифференцированный подход к каждой социальной группе молодежи. Это: 1) инвалиды; 2) сироты; 3) молодые семьи; 4) школьники; 5) учащиеся профессионально-технических лицеев и колледжей; 6) студенты; 7) молодые специалисты; 8) молодые рабочие; 9) подростки-правонарушители.
Следует различать социальную защиту как вид деятельности государства, его институтов и социальную защищенность, отражающую реальное в каждый временной момент состояние дел по защите личности молодого человека, молодого поколения в целом, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности (чувство социальной защищенности, потребность в защищенности и т. д.).
В современных условиях социальная защита молодежи рассматривается петербургскими учеными (131), как минимум, в 4-х направлениях.
1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека.
В основе данного направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, выработанными в процессе длительной эволюции человека, и последовательностью этапов развития, с необходимостью сменяющих друг друга. В их рамках проявляется то, что получило название «ритм жизни». Это понятие представляет сложную, индивидуальную систему различных периодов, циклов, фаз как социальной, так и природной этиологии, в которой, в свою очередь, можно выделить свои уровни.
В рамках формирования концепции молодежной политики важно отметить следующее: личность как система развивается постепенно. Крайние точки, обозначающие соответствующий жизненный период как относительно стабильный отрезок времени, соответствуют качественному скачку, получившему в науке название критических уровней (или периодов), каждый из которых характеризуется внутренней неустойчивостью и повышенной чувствительностью системы к внешним воздействиям. Периоды стабильности и кризисов теснейшим образом взаимосвязаны – один обусловливает другой. На ранних периодах, когда структура оформлена весьма слабо, перемены в тех или иных структурах в критические периоды смогут в значительной степени обусловить весь дальнейший процесс развития личности относительно объективно существующих ценностей и нормативов.
Поэтому социальная защита процесса развития направлена прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в котором решается строго определенный комплекс задач, а также и благоприятное прохождение критических уровней (периодов).
2. Социальная защита среды формирования и развития личности.
В рамках данного направления внимание государственных институтов должно быть сосредоточенонасреде обитания человека и тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития в самом широком диапазоне от экологических элементов среды до социальных, экономических и нравственных проблем. Наиболее важны ключевые принципы, которые организуют деятельность государственных институтов и придают ей целесообразный характер. Во-первых, речь идет о главной составляющей демократии – приоритете прав человека. Во-вторых, о соответствии деятельности государственных институтов прогрессивным тенденциям развития общественного организма, перспективой которой является защищенное общество. В-третьих, о преобладании управленческого подхода вопреки господствовавшему долгие годы запретительному.
В деятельности по защите среды формирования личности можно выделить два аспекта:
а) формирование самой среды обитания человека;
б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.
3. Защита прав молодого человека.
Это специальное направление деятельности государственных институтов нацелено на правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.
Но именно здесь существуют довольно значительные пустоты. Прежде всего, речь идет об отсутствии закона о молодежи, подмененного законом о молодежной политике. В основе данного закона лежит, во-первых, прямая защита прав молодого человека со стороны государства, во-вторых, деятельность по созданию объективно и субъективно существующего правового пространства.
Возможно, что в ближайшее время речь пойдет как о правовом обеспечении процесса формирования и развития личности молодого человека на основе действующего законодательства, так и об активной законодательной деятельности по развитию правовой основы такой деятельности.
4. Целевая социальная защита.
В рамках данного направления речь идет. как минимум, о двух важнейших моментах.
Во-первых, о целевой помощи молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность представляется весьма проблематичной. Иными словами, речь идет. о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под сомнение сам результат.
Во-вторых, о постоянной помощи тем, кто не может без нее обходиться, живет на пороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего жизненного кризиса данное направление становится особенно важным и актуальным.
В подходе к социальной защищенности возможны два пути: 1) идти от наиболее острых сиюминутных ситуаций, которые будут задавать тон всей политике защищенности, 2) опережать развитие событий, опираясь на точный прогноз, а следовательно, помогать каждому человеку вырываться из-под тяжкого гнета обстоятельств и самому становиться хозяином своей судьбы.
Социальная защита молодежи базируется на следующих принципах.
1. Всеобщность социальной защиты. Социальные, экономические и правовые гарантии должны охватывать всех без исключения молодых граждан России и касаться всех сфер их жизни: образования, здравоохранения, труда, творчества, отдыха, быта и др.
2. Дифференциация – различия в выборе целей, предмета, форм, методов и источников финансирования, механизмов социальной защиты в зависимости от степени экономической самостоятельности молодого человека, уровня его трудоспособности и способов получения доходов. Для экономически активных групп населения политика социальной защиты реализуется в том, что им предоставляются равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и инициативы.
Главное для нетрудоспособных молодых членов общества заключается в гарантированных преимуществах в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержке общества в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат, в снижении налогов, развитии социального обслуживания, сильной правовой, экономической защите личных доходов.
3. Интеграция в единую систему гарантий социальной защиты на всех уровнях – федеральном, региональном, а также на уровне трудового коллектива с четким определением сфер и границ компетенции каждого из этих уровней, а также источников ресурсного обеспечения общих для всех уровней социальных программ.
Наиболее приемлемым подходом к реализации социальных программ защиты населения в современных условиях является органическое сочетание и взаимодополнение программ общероссийского уровня мерами, принимаемыми на федеральном и местном уровнях. Это позволит объединить их усилия, бюджеты и ресурсные возможности для защиты населения и на этой основе создавать и реализовывать крупные программы для народа (занятость, образование, медицина, культура и др.). В этом случае крайне важно правильно соотнести функции, права и ответственность разных уровней в государственной защите интересов населения.
4. Резкое возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения, в т. ч. молодежи, в удовлетворении социально-бытовых потребностей материального характера; рынок немыслим, если сохранены уравнительность в распределении общественных фондов и вытекающее из нее иждивенчество. В новых условиях общественные фонды потребления будут обеспечивать только гарантированный уровень социальных благ для всех слоев населения, который следует рассматривать как минимальный. Более высокий уровень социального обеспечения из общественных фондов потребления будет обеспечен главным образом нетрудоспособным членам общества. Все же трудоспособные молодые люди должны повышать свой уровень жизни собственным трудом, своими личными доходами.
5. Надежность ресурсной базы системы социальной защиты и поддержки населения. Следует окончательно отказаться от остаточного принципа выделения средств на решение социальных вопросов и активно применять в практике социально-экономического планирования, управления и распределения систему социальных нормативов. Она представляет собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека и учитывает специфику отдельных социально-демографических групп населения.
Прожиточный минимум дифференцируется по регионам России с учетом их природно-климатических условий, национально-культурной и экономической специфики. К прожиточному минимуму жестко привязан размер минимальной заработной платы, а к нему, в свою очередь,– размер пособий, стипендий, пенсий и других выплат в форме процентного соотношения с минимальной зарплатой.
При пересмотре минимума зарплаты автоматически должен осуществляться пересмотр размеров всех видов социальных выплат малообеспеченным слоям населения.
6. Гибкость системы социальных гарантий. Защита и поддержка молодежи должны строиться с учетом динамики социально-экономических процессов в условиях рынка и обеспечивать профилактику возможных причин социальной напряженности, предупреждать социально негативные явления и тенденции. Для этого прежде всего нужно добиться согласования интересов. Конкретные размеры социальных гарантий и нормативов на всех уровнях должны регулироваться соглашениями и договорами между собственниками средств производства, включая государство в целом, с профессиональными союзами и другими органами самоуправления, представляющими молодежь. Меры защиты и поддержки должны быть упреждающими и целенаправленными.
В современных сложных социально-экономических условиях не следует забывать, что широкие слои молодежи формировались в атмосфере иждивенчества, поэтому им сейчас особенно трудно. Учитывая это, сегодня, как никогда, необходимо:
– оздоровление социальной среды, обеспечение условий для социального становления молодого человека;
– утверждение не на словах, а на деле высоких нравственных ценностей и установок;
– объединение усилий различных социальных институтов в деле воспитания молодежи;
– ликвидация безработицы среди молодежи;
– создание системы стимулирования выпуска дешевых товаров для подрастающего поколения;
– преодоление «эротического крена» в деятельности молодежных центров и кинотеатров;
– обеспечение личной безопасности в обществе;
– социальная защита молодого поколения.
Система социальной защиты молодежи в субьектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в)дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков),
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся – телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Ситуация в молодежной среде и вокруг нее убедительно показывает, что самостоятельно справиться с большинством проблем «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут, поэтому для решения существующих проблем требуется хорошо обоснованная и поставленная на реальную почву государственная молодежная политика. В ней должны быть четко определены стратегические и оперативные цели, способы их достижения, разработаны целевые программы по ключевым направлениям, изысканы традиционные и созданы принципиально новые источники финансирования.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Проанализировать влияние социальных процессов на молодежь в условиях современного российского общества.
2. Назвать основные социальные проблемы современной молодежи.
3. Обозначить приоритетные направления социальной защиты молодежи.
4. Раскрыть на конкретных примерах структуру и содержание деятельности социальных служб для молодежи.
Глава 11
СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ВИКТИМОЛОГИЯ