Особенности программированного типа обучения
программированное обучениесформировалось в сер. XX века на основе идей бихейвиоризма Дж. Уотсона: поведение животного или человека по схеме «стимул – реакция» (S→R).Основоположники прогр. обуч.: Б. Скиннер, Н. Краудер, отеч. – В.П. Беспалько, Н.Д. Никандров.
Цель: повышение эффективности управления процессом учения, попытка рационализировать процесс обучения. Процесс обучения = переработка и усвоение информации.
«Пограммирование»: 1 Выделение частей и характеристик учебного предмета;
2 Точное определение последовательных операций по переработке информации, шагов, т.е. микроэтапов для восприятия определённого кол-ва знаний;
3 Выделение системы реакций, которую учитель хочет получить от ученика в конце обучения.
+ «запрограммированность» учебников и учебных материалов, логическая строгость и последовательность в изложении материала.
Каждый шаг состоит из 3х кадров:
-Информационный (подача инф-ии небольшими порциями);
-Контрольный (проверочное задание для контроля усвоения);
-Управляющий (самоконтроль и переход к след. шагу).
-Дача указаний в завис-ти от правильности ответа (этот пункт может варьироваться в завис-ти от типа программы).
Типы программ:
а) линейный тип (Скиннер):
Учащиеся работают над всеми порциями инф-ии по единой схеме – drill & practice. Нужно выполнять 1 и тот же шаг до тех пор, пока уч-ся не сделает его правильно. Но учащиеся не понимают, в чём ошибка.
б) разветвлённый тип (Краудер):
Несколько ответов в задании – 1 правильный, если есть ошибки, они разъясняются и предлагаются дополнительные упражнения.
в) адаптивные программы (современн.)
Выбор учеником индивидуального способа обучения в завис-ти от уровня подготовленности. Программы адаптированы, приспособлены по типу, уровню обучения, подготовленности учащегося.
Основные принципы: индивидуализация обучения (в адаптации программ), напряжение потребности; получение правильной внешней реакции и её закрепление, повторение с целью усвоения, контроль результата, определение ошибки и предоставление правильной инф-ии для её исправления, контроль и подкрепление удачных реакций (Скиннер).
«+» прогр. обуч-я: систематизация учебного материала, разработка и применение комп-х прог-м. Это метод развития самост-ти, логического мышления.Задачи и функции преподавателя – разработчик.
« -- » прогр. обуч-я: Не вскрывает хода научения, не стимулирует творчество, не учитываются особенности личности, мышления, структура познавательной деят-ти, «машинизация» обучения → потеря интереса к занятиям.
программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б. Скиннер). Механически перенеся её на человека, принципы программированного обучения:
1) подача информации небольшими порциями;
2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
3) предъявление ответа для самоконтроля;
4) дача указаний в зависимости от правильности ответа
Кибернетический подход, когда обучение –это сложная динамическая система, (посылка команд) и обратной связи между управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик). Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя – получение информации самим учеником (правильно ли он ответил), а внешняя – получение информации учителем о ходе научения учащихся.
33.Развивающее обучение как инновационный тип обучения.
Концепция Василия Васильевича Давыдова: по Давыдову, любая система обучения – развивающая. Методы преподавания традиционной системы обучения развивают эмпирико-рассудочный тип мышления, что позволяет хорошо ориентироваться в системе уже имеющихся знаний, но не соответствует требованиям общества к развитию творчески мыслящего ч-ка.
Давыдов поставил задачу научить ребёнка учиться самост-но, → формировать творческое отношение к действительности. По Давыдову, образование должно быть научным, т.е. формировать способность оперировать теоретическими понятиями. Ребёнок обладает высокими потенциальными возможностями → нужно преобразовать цели, содержание и методы обучения.
Теория учебной деят-ти (Давыдов + Эльконин): компонент учебной деят-ти = учебная задача, при решении которой главный результат - в изменении самого субъекта.
Компоненты учебной деят-ти = особые действия по решению задач:
o постановка проблемы, решение её + овладение новым понятием;
o преобразование сит-ии для обнаружения всеобщего отношения системы предметов и понятий;
o моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
o раскрытие свойств всеобщего отношения и их частных проявлений;
o контроль за выполнением предыдущих действий;
o оценка усвоения как рез-та решения данной учебной задачи.
Особое значение – контрольно- оценочным действиям, т.к. они развивают способности учащихся к рефлексии на собственные познавательные процессы в теоретическом мышлении.
Способ изложения материала: от абстрактного к конкретному. радость первооткрывателей.
Цель: сформировать такую учебную деят-ть, новообразованиями которой станут желание и умение учиться, т.е. учащиеся станут субъектом этой деят-ти.
С 1990-х система Давыдова и Эльконина введена В России.
Концепция Леонида Владимировича Занкова: В 1965г. Разработал экспериментально дидактическую систему. Анализ учебников и учебных программ → не адекватны для полноценного общего развития младших школьников, не повышают эффективности усвоения знаний + отриц-ая унификация форм обучения и процесса учебной деят-ти, препятствующая развитию индивидуальности. Идеи разв. обуч-я в1970г.
Условия: а) учитель должен формировать внутренние побуждения к учению, ограничивать действия внешних стимулов (отметок), создавать условия для раздумий, преодоления трудностей без напряжения в учебной деят-ти.
б) дать простор индивидуальности, выражающей уникальность побуждений, желаний, стремлений и возможностей каждого ученика.
Цель: оптимальное общее развитие учащихся, тип обучения – важнейший фактор умственного и личностного развития. Идеи применяются в практике обучения младших школьников.
1й принцип концепции развивающего обучения Занкова – обучение на высоком уровне трудности, организация учебной деятельности таким образом, чтобы в ходе её осуществления перед школьниками возникали препятствия, которые им нужно преодолеть. Занков ввёл понятие «мера трудности», т.е. соответствие с познавательными возможностями учащихся каждой возрастной группы. Если трудности будут слишком значительными, ученик не сможет разобраться в материале и вынужден будет пойти по пути механического запоминания.
2йпринцип развивающего обучения -формирование умений и навыков должно происходить на основе общего психического развития и более глубокого осмысления формируемых понятий.
3йпринцип касается темпа обучения Высокий темп обучения связан не с количественным показателем выполненных заданий и решённых задач, а с качественным преобразованием приобретённых знаний, их углублением.
4йпринцип – принцип сознательности обучения. значит раскрыть перед учащимися основные необходимости изучения данного материала, выделения и заучивания конкретных его элементов; научить их анализировать источники возникающих трудностей и ошибок.