Воспитание и развитие личности 3 страница
Организовать педагогически целесообразно всю жизнь детского коллектива как ячейки советского общества, руководить его связями с другими коллективами, направлять его развитие постановкой перед детьми конкретных целей и задач, всегда и во всем опираясь на актив, разъяснять детям смысл их передового поведения, превращая это разъяс-
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1984, — Т. 3. — С. 267.
нение в нормы коммунистического общежития, — таковы основные условия организации детского воспитательного коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена.
Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т. е. определенные черты личности, педагог должен организовать жизнь детей, а следовательно, и насытить ее тем или иным содержанием. Педагогика, говорил Антон Семенович, не может лепить ребенка из ничего, «материалом будет советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях»1.
По своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. А опыт жизни во всех ее областях обобщается, прежде всего, в науке; научное обобщение — это самое объективное, верное обобщение опыта человечества. Поэтому овладение основами науки составляет значительнейшую и важнейшую часть содержания воспитательного процесса в советских воспитательных учреждениях. Без этого наша школа не может выполнить своей основной задачи —воспитать поколение, способное окончательно установить коммунизм, ибо «коммунистом, — учит Владимир Ильич Ленина—стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»2.
В своей практике и теоретических высказываниях А. С. Макаренко исходил из марксистско-ленинского педагогического учения и директив партии о роли и значении научного образования в системе коммунистического воспитания. Об этом свидетельствует то, что в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (да и в колонии имени А. М. Горького в последние годы) полное среднее образование было обязательным для каждого воспитанника. «Я скоро пришел к
1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч.: В 8 т. —М.:
Педагогика, 1985.— Т. 5.— С. 15.
2 Ленин В И. Задачи союзов молодежи//Полн. собр. соч.—
Т. 41. —С. 305.
убеждению,— отмечал Антон Семенович, — что... школа является могучим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за этот принцип утверждения школы как воспитательного средства.. .»*.
В фрагменте работы, задуманной им незадолго до смерти, Макаренко писал: «Конечно, на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных, марксистски освещенных знаний»2.
Но Макаренко считал невозможным ограничиться в воспитательной работе только обучением детей основам науки. Жизненный опыт человечества обобщается не только в науке, но и во всех других областях человеческой культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и привычках человеческих отношений, во всем поведении человека, в его умственных и физических качествах, способностях и навыках. Поэтому содержанием организованного воспитательного процесса должна стать> вся человеческая культура в самом широком значении этого слова, в ее наиболее передовых, типичных для нашего, социалистического общества чертах. В противном случае подрастающие поколения будут овладевать этим опытом и этой культурой стихийно, вне нашего сознательного регулирования, и тогда общество не будет иметь гарантий успеха воспитания.
Поэтому Макаренко решительно боролся против такой практики и «теории», типичной для буржуазной школы и педагогики, которая утверждала, что никакой особенной воспитательной работы с детьми вести собственно и не нужно. Педагог обучает, следовательно, воспитывает, и какая-то особая воспитательная методика и техника не нужны. В статье «Воля, мужество, целеустремленность» Антон Семенович справедливо высмеял эту куцую «теорию». «Вместо того, чтобы честно и серьезно работать над вопросами коммунистического воспитания, сделали умное лицо и заявили:
— Воспитание? А зачем? Учитель —он же преподает, вот в это самое время он и воспитывает. История! Вы знаете, одна история сколько может воспитать, вы себе представить не можете!..
История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и математика. Но никакого права ограничивать
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 125.
2 Макаренко А. С. Что значит воспитать ребенка?//Пед. соч.:
В 8 т. — М: Педагогима, 1984.— Т. 4. — С. 364.
П
воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши»1.
Поэтому в содержание организованного педагогического процесса должна быть включена вся текущая творческая жизнь детей, неразрывно связанная с общенародной борьбой за коммунизм. Эта необходимость обусловливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, опыт человеческой жизни не есть нечто застывшее и неизменное; в ходе жизни он непрерывно развивается и совершенствуется. Внешне это не всегда заметно, но для воспитательной работы важна не столько констатация изменений, сколько складывающиеся тенденции, линии развития и тон жизни, т. е. ее творческие передовые основы, которые обязательно должны стать содержанием воспитания детей.
Во-вторых, такие элементы человеческой культуры, как нормы и формы быта, поведения и человеческих взаимоотношений, которые реализуются и совершенствуются только в текущей жизни, также не должны подвергаться произволу стихийных обстоятельств. Следовательно, условия, при которых воспитываются эти стороны человеческого поведения, также должны быть педагогически целесообразно организованы.
В-третьих, дети — члены нашего общества, и они уже активно живут. Они связаны с жизнью тысячами нитей, через которые на них влияют и воздействуют со всех сторон различные жизненные явления. Дети воспитываются в процессе и в результате своей активной деятельности, своего активного отношения к жизненным явлениям. Эти линии жизненных отношений детей со всем окружающим миром (людьми, вещами, явлениями) также должны быть организованы и направлены в соответствии с воспитательными целями.
Таким образом, в содержание воспитательного процесс са Макаренко включал, как это видно из его опыта и высказываний, все основные элементы человеческой жизни, жизненный опыт человечества, обобщенный в его духовной и материальной культуре: основные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека, основы современного производства, передовые принципы и нор-
1 Макаренко Л. С, Пед. соч.: В 8 ъ— М,; Педагогика, 1984.— Т, 4.^ С. 318.
Е
мы поведения людей, — короче говоря, содержание современной жизни общества во всем разнообразии ее проявлений.
Нетрудно убедиться в том, что такое понимание содержания воспитательного процесса есть понимание марксистское. Действительно, если воспитание детей—это процесс их становления взрослыми людьми как важнейшим элементом производительных сил общества, подготовки детей к общественно производительной деятельности через овладение ими всеми теми богатствами, которые выработало человечество, то для руководства этим процессом в соответствии с поставленными целями практическая педагогическая деятельность должна сделать все эти богатства содержанием организованного воспитательного процесса и педагогически целесообразно направить разностороннюю деятельность детей, всю их жизнь.
Понимая так свою задачу и руководствуясь требованиями, которые предъявляет к людям наша эпоха, Макаренко организовал жизнь своих воспитанников так, что и каждый ее элемент в отдельности, и вся их жизнь в, целом, являясь полнокровной и радостной, была в то же время системой коммунистического воспитания, коммунистически воспитывающей школой.
Имея перед собой ясную, развернутую цель («программу человеческой личности»), А. С. Макаренко, определяя содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива, строго придерживался принципа отбора коммунистически воспитывающего содержания (т. е. принципа педагогической целесообразности): исключал из жизни своих воспитанников все, что мешало достижению его целей, и, наоборот, вносил, включал в жизнь и деятельность коллектива коммунистически воспитывающее содержание. Каждый элемент содержания жизни коллектива Макаренко расценивал прежде всего с точки зрения тех педагогических результатов, к которым они должны привести.
Все воспитываемые качества: мировоззрение, знания, навыки, умения, привычки, черты характера, нормы поведения в обществе и в быту, нормы отношений с людьми и т. д. и т. п. — все решительно качества личности, которыми должен обладать воспитанник к моменту его вступления в жизнь, по Макаренко, могут быть воспитаны преднамеренно, по заранее намеченному педагогом плану, в процессе и в результате педагогически целесообразно организованной деятельности детей, т. е. специально организованной системы упражнений.
В строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности А. С. Макаренко и делал содержанием жизни руководимого им коллектива детей те элементы самой передовой социалистической культуры, которые обеспечивали ему получение нужных воспитательных результатов, нужного типа людей.
На первом месте в этой системе жизненных упражнений детского коллектива как главная составная часть коммунистического воспитания .у Макаренко было учение, овладение детьми основами наук. Учебная деятельность есть основной и решающий успех воспитания детей школьного возраста вид деятельности. И Макаренко неуклонно про водил в жизнь этот марксистско-ленинский принцип. Как указывалось выше, полное среднее образование в коммуне имени Дзержинского стало законом жизни воспитанников. Можно только еще раз подчеркнуть, что в этой области, как и во всех других разделах своей работы, Антон Семенович с наибольшей полнотой и последовательностью осуществлял на практике указания партии о школе и народном образовании.
«У моих коммунаров, — говорил Макаренко, — страсть к учебе была сильнее, чем у среднего школьника. И с помощью этой страсти они преодолевали лень и все трудности на этом пути»1.
Однако А. С. Макаренко расценивал значение обучения основам наук не только с точки зрения перспектив воспитанников в плане их будущей профессии. В учебной деятельности детей, как и во всякой другой, проявляется действие закона параллельно педагогического действия: овладевая основами наук, дети не только приобретают знания о природе и обществе, но и развивают и совершенствуют (воспитывают) свое мышление, приобретают навыки умственной деятельности, развивают свою речь, т. е. овладевают богатствами всей материальной и духовной культуры и, кроме того, воспитывают в себе ряд ценных и необходимых качеств и сторон научного мировоззрения, характера и поведения советского человека.
Учение — это большой, сложный и систематический труд, требующий от ученика и волевых усилий, и настойчивости в борьбе с трудностями, и усидчивости, и смекалки, и творческой мысли, и, наконец, умения распределить свое время в самостоятельной работе и выполнить в установленный срок определенное задание. И качества лич-
1 Макаренко Л. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т.—• М.: Пе-огика, 1984. — Т. 4. — С. 366,
аказ 3923
.прети, воспитываемые в процессе учебного труда как его «параллельные» результаты, не менее важны для педагога, чем непосредственные результаты учения, т. е. определенная сумма знаний, которыми овладел ученик. Учение не есть одностороннее упражнение отдельных сил и способностей ученика, оно требует человека целиком и целиком его воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообразных требований и вызывая его разностороннюю деятельность. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически»1, — говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую роль играет научное образование. Поэтому, утверждал А. С. Макаренко, «систематическое приобретение основательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяют путь человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного формирования характера (курсив мой. — И. /(.), т. е. в значительной мере этим определяется и судьба человека»2. Подлинно научное образование — один из существеннейших признаков, отличающих нового советского человека от людей, живущих в эксплуататорском обществе, и это выражается не только в сумме знаний, которыми владеет новый человек, но и во всем его облике, взглядах, поведении.
Совершенно неправильными являются попытки отдельных педагогов представить учение А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как учение, игнорирующее учебную работу и так называемую дидактику. Воспитательная система Макаренко, напротив, немыслима без этого главного ее звена. Но в разрешении задач и трудностей учебной работы он шел не по пути традиционного нудного натаскивания детей в порядке постоянного принуждения их к учению непосредственным воздействием педагога (и родителей), как это часто имеет место в нашей школе, а включал учебную работу во всю систему средств, гармонически организованных, и делал ее необходимой составной частью содержания жизни и деятельности воспитательного коллектива детей. Тем самым полностью разрешалась и попросту снижалась проблема дисциплины на уроках, проблема детского сопротивления в учебе: коллектив требовал от каждого из воспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных обязанностей.
Поэтому только в системе детского воспитательного
коллектива как педагогически целесообразной организации всей жизни детей возможно вполне успешное, без срывов и брака, разрешение проблемы научного образования детей — необходимой составной части содержания коммунистического воспитания.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А. С. Макаренко занимал производительный труд детей. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли; «труд как воспитательное средство, — говорил Антон Семенович, — возможен только как часть общей системы» и «без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы»1, т. е. не дает соответствующих целям коммунистического воспитания результатов <.. .>
А. С. Макаренко всегда боролся против многочисленных попыток вульгаризаторских педагогических течений «увязать» обучение основам наук с элементарными трудовыми процессами в некий надуманный «комплекс». Поэтому, говорил Антон Семенович, «в вопросе об отношении школы к производству и производства к школе я был постоянным противником какой бы то ни было увязки...
В результате получалась самая здоровая и самая естественная увязка. Выходил человек, знающий производство, знающий организацию производства, процессы производства, и, кроме того, образованный человек, получивший среднее образование»2.
Практика А. С. Макаренко по организации детского производительного труда на современном производстве показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными йавыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов «ФЭД» в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского производство было организовано так, что, работая ежедневно четыре часа, воспитанники за время пребывания в коммуне проходили технологический процесс — на разных его ступенях — от овладения различными станками и
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.—Т. 4.—С. 119.
2 Макаренко А, С, Методика организации воспитательного процесс
са/'/Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 324.
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 127.
2 Там же.—С. 191—192.
№
сборки до руководства группами, участками и даже цехами. «Володька Козырь, бывший мой связист, — вспоминал Антон Семенович, — который умел только побежать и найти товарища, руководил сложным механическим цехом»1. А ему было 19 лет.
Не элементарные трудовые операции на простейшем «ручном» оборудовании, как утверждали теоретики «трудового обучения», а максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской коммунистически воспитывающей жизни. Во-первых, потому, что именно такой труд является источником той сложной и разносторонней деятельности детей, которая одна лишь может воспитать в них требуемые нашими целями качества личности и, во-вторых, потому, что такой труд не встречает никаких фатальных «физиологических» и «психологических» препятствий для овладения им детьми. Наоборот, сложность и разнообразие трудовых операций и процессов на производстве позволяли воспитанникам проявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в детях чувство законной гордости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат, закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.
«Я вижу полезность этого процесса производства, — указывал Антон Семенович, — в каждом отдельном его пункте для воспитания характера человека (курсив мой. — И. /С), вышедшего из коммуны...
Недавно приезжал ко мне врач. Я помню, что он у нас работал шлифовальщиком на большом шлифовальном станке, где деталь доводится до последней степени точности, до сотой миллиметра. Он работал так. Ему мастер говорит:
— Пожалуйста, сними на сотую миллиметра — на
«сотку».
Он устанавливает на станке деталь и, не производя никакой проверки, не работая никакими измерительными приборами, говорит:
— Пожалуйста, вот сотка.
1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4,
Глаз, руки и станок у него были так сработаны, что он работал не проверяя. Чуткость его к станку была совершенна.
Этот прекрасный шлифовальщик теперь врач, но в его философии и сейчас я чувствую страшное уважение к точности. И, наблюдая коммунаров, я вижу сейчас отражение тех навыков, которые приобрели они на всяких пройденных ими организационных и производственных рабо-тах»1 (курсив мой. — И. К.).
Это и есть то соединение «головы с руками», о котором говорил И. П. Павлов и которое дает человеку высшее развитие его естественных сил и высшее удовлетворение его потребностей.
Следовательно, и в трудовой деятельности детей А. С. Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, ив соответствии с этим так организовывал производительный труд своих воспитанников, что результатом его было и максимальное развитие и совершенствование их естественных сил и способностей.
Но помимо системы упражнений для «рук и ног, головы и пальцев» (К. Маркс), в результате которых у детей воспитываются точность, трудолюбие, организаторские способности и другие качества, производство у Макаренко являлось мощным воспитательным средством и еще в целом ряде отношений. Производство входило необходимой составной частью в цельную систему воспитательного коллектива: оно также было инструментовано всей сложной системой воспитательных средств коллектива, и это-то как раз раскрывало совершенно неоценимые воспитательные возможности производства.
Приобретение организаторских навыков, «тех навыков, которые, может быть, наиболее нужны для гражданина Советского Союза»2, воспитание чувства ответственности за порученное дело и за доверенные ценности, чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства и, наконец, как результат всего этого воспитание советского патриота, человека, созидающего и творящего на благо социалистической Родины, — все это достигается и воспи-
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. —С. 188.
2 Там же.
тывается в детях через участие их в производительном труде, организованном как органическая составная часть воспитательного процесса в системе детского коллектива.
Детский воспитательный коллектив есть составная часть советского общества, и успех его деятельности возможен только в том случае, «если проводится большая и серьезная политико-воспитательная работа, если воспитанники всегда знают о том, что делается в Союзе, учатся понимать внутригосударственные процессы, разбираются в особенностях классовой борьбы на каждом данном этапе, если они повседневно воспитываются в духе беззаветной любви к своей социалистической Родине, если они не живут оторваино, только в своем коллективе»1.
Главным воспитательным результатом организации общественной деятельности детского коллектива является то, что он живет и развивается вместе с Советской страной и дети в таком коллективе воспитываются сознательными и полноправными хозяевами своей жизни, гражданами Советского Союза, борцами за коммунизм.
Общественная деятельность детей, таким образом, является тем воспитательным средством, которое насыщает детскую жизнь дыханием и перспективами нашей, советской жизни в ее наиболее передовых проявлениях, делает жизнь детей «слепком социалистической действительности» и этим воспитывает 'в них такие качества, как широта взглядов, политическое чутье и кругозор, целый ряд организаторских навыков.
Следовательно, общественная деятельность детей также есть не что иное, как система разнообразных жизненных упражнений, которые, с одной стороны, насыщают их жизнь радостью, ответственностью и, главное, чувством самостоятельности и, с другой стороны, воспитывают в них нужные нам качества коллективиста-коммуниста. ^«Когда я руководил коммуной НКВД, — вспоминал Антон Семенович, — то не побоялся, например, послать пятьдесят воспитанников — бывших воришек и беспризорников — на праздник открытия Краматорского завода. Я знал, что они не уронят достоинства коммуны, оказавшей им доверие и честь»2.
Вот прекрасный пример такого упражнения в организаторской и общественной деятельности, воспитательное
1 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 277.
2 Макаоенко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед.
соч.: В 8 т,'—М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 205.
значение которого трудно переоценить как для воспитанников, поехавших на праздник, так и для всего коллектива коммуны.
Система общественной деятельности в коммуне была сложной, педагогически целесообразно организованной. Сюда входила прежде всего вся работа воспитанников в органах самоуправления коллектива, строившаяся по образцу передового социалистического политически и хозяйственно ответственного предприятия, а также их разнообразная деятельность по выпуску стенной печати, монтажей, графиков, организация соревнования, проведение революционных и традиционных праздников, организованная связь с другими коллективами (детскими и производственными),-деятельность пионерской и комсомольской организаций и, наконец, организация спортивной и культурно-массовой работы в коммуне.
Главное, что достигалось этой системой,— максимальное наполнение всей жизни детей полезным делом. Самое страшное по своим педагогическим последствиям состояние детей — это «ничегонеделание», пустое, маниловское мечтание, уединенное времяпрепровождение, — и каждый момент жизни воспитанников коммуны, каждый день й вся жизнь в целом были до предела насыщены разнообразным трудом и столь же разнообразным и организованным отдыхом.
В постановке вопросов гигиены и физического воспитания __ в организации физкультуры и спорта, как и во всем содержании деятельности детского коллектива, А. С. Макаренко руководствовался прежде всего целями коммунистического воспитания. «Какое физическое воспитание? — говорит он. — Спартанское воспитание, например, тоже неплохое воспитание, но я всегда настаиваю на том, что наше воспитание должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности. У спартанцев воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как У нас, такой философией жизни»1.
Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с чистоты помещений, соблюдения правил гигиены и технической безопасности на производстве и кончая ведением специаль-
1 Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 362.
ной спортивной работы/Основной принцип здесь, как и во всем, — педагогическая целесообразность.
Физкультурно-спортивная работа в коммуне была поставлена на «широкую ногу». Коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со всеми необходимыми снарядами и приспособлениями, кроме того, спортивный элемент сознательно вносился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения: строй коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т. п.
«Спортивной работе, — говорил Антон Семенович, — мы придавали большое значение. Она была поставлена у нас очень серьезно. Если ты в первом взводе, ты должен быть ворошиловским стрелком. Если ты не имеешь ворошиловского значка, переходи во второй взвод. А там ты будешь выше всех ростом, и тебе будет стыдно.
Во втором взводе все должны иметь значок ГТО. Если не имеешь значка ГТО, переходи в третий взвод»1.
Таким образом, физкультурно-спортивная работа в коммуне являлась также органической составной частью содержания жизни и деятельности детского коллектива; общественное мнение его регулировало эту работу, стимулировало и превращало ее для каждого воспитанника в сознательное занятие по физической закалке и развитию своего организма.
В содержание деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко включал и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого слова.
Организация быта детей в воспитательной работе занимает очень важное место, тем более что очень часто именно эта область человеческих отношений совершенно упускается из виду педагогами. Отсутствие педагогически целесообразной организации быта детей приводит к тому, что значительная часть повседневных жизненных отношений детей протекает стихийно и даже на основе засоренных предрассудками норм. Отсюда нередки случаи противоречия между советским образом жизни и поведением школьников в обществе (в труде, в общественной деятельности и т. п.) и мещанским — в быту, в так называемой «личной» жизни, где порой дети руководствуются не нормами коммунистического общежития, а отсталыми
1 Макаренко Л. С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 301.
традициями и пережитками. Вполне понятно, что приобретение привычек и навыков культурного поведения возможно только в педагогически целесообразно организованной жизни детей путем упражнения их в различных видах деятельности, воспитывающих (образующих) эти навыки и привычки. Поэтому организация культурного быта детей в системе воспитательного коллектива приобретает двойное значение. Культурный, передовой быт, во-первых, создает нормальные условия для успешной учебно-воспитательной работы детского воспитательного учреждения, и, во-вторых, он, как определенное условие детской жизни, вызывает соответствующую деятельность детей, их поведение и настроение, обусловленные всей обстановкой и переходящие в нужные нам навыки, привычки, черты характера, традиции.