Организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Сергеева С.Е.
МОУ-СОШ № 47 г.Белгорода – это адаптивная школа, в которой с1995 года действуют профильные индустриально-технологические и художественно-эстетические классы, учащиеся которых ориентированы на поступление на энергетический факультет и в архитектурно-строительный институт БГТУ им. В.Г.Шухова. Переход школы к профильному обучению преследовал следующие цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, создать условия для дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими возможностями реализации индивидуальных образовательных программ, расширить возможность специализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
Кроме этого, в индустриально-технологических классах предусматривается углубленная подготовка учащихся по электротехнике, программированию, математике и физике. В художественно эстетических классах предусматривается углубленная подготовка учащихся по предметам живопись, черчение, проектирование и композиция. С этой целью внедрен широкий спектр элективных курсов:
· инженерно-технологический профиль – физика, электротехника, программирование, прикладная математика, практикум решения математических задач.
· художественно-эстетический профиль – композиция, рисунок, черчение, проектирование, композиция, практикум решения математических задач.
Школа состоит в Ассоциации «Университетский комплекс инженерного образования», на базе школы ведут преподавание профильных предметов опытные преподаватели университета.
Тесное сотрудничество с БГТУ им. В.Г.Шухова позволяет реализовать поставленные цели в полном объёме.
Научно-практические связи школы с БГТУ и. В.Г.Шухова
Реализация идеи профильного образования старшей ступени, ставит выпускника 9 класса перед необходимостью предварительного самоопределения. Поэтому, как показывает практика, начиная с 9 класса необходимо создавать предпрофильные классы по данным направлениям, с целью удовлетворения обучающимися своих интересов и для реализации их дальнейших жизненных планов. Проведенные социологические исследования доказывают, что 90 % учащихся заинтересованы в профилизации обучения и в конце 8 класса уже определяются в выборе профиля. В середине учебного года психологом проводится анкетирование среди учащихся 8 классов на предмет выбора профиля обучения. На основании запроса учащихся и формируются наиболее востребованные профили обучения.
С этой целью в школе увеличены часы вариативного (школьного) компонента базисного учебного плана в выпускных классах основной ступени общего образования. Основная функция элективных курсов –профориентационная, «проба сил» в том или ином виде деятельности. В рамках избранных профилей элективные курсы вводятся поэтапно на различных ступенях обучения, причем осуществляется деление класса на группы. Так в 9-м предпрофильном индустриально-технологическом классе введены следующие элективные курсы:
- профориентационная работа, консультирование психолога;
- практикум решения физических задач;
- электротехника;
- программирование.
В 9-м художественно-эстетическом классе введены следующие элективные курсы:
- профориентационная работа, консультирование психолога;
- черчение;
- композиция;
- живопись, рисунок.
Таким образом, школа использует часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.
Важна связь предпрофильного и профильного обучения с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Все рабочие и учебные программы направлены не только на приобщение к избранному профилю, но и на подготовку к ЕГЭ. Учащиеся школы успешно сдают экзамены и 93 % поступают в ВУЗы на факультеты так или иначе связанные с выбранным профилем обучения в школе.