Гуманистическая педагогика в возрождении

15-16века в связи с появлением зачатков капиталистич.отношений и способов произв-ва наступает новая эпоха,светлая для средневековья-Возрождение,т.к возрождала светлые гуматистич. идеалы античного мира и обратилась к человеку как прекраснейшему созданию на земле. Хотя воспитание носило классовый хар-р, содержание обучения резко меняется. Провозглашается культ человека,в кот все прекрасно - и душа,и тело.

Эпоха В. Дала миру выдающихся художников, мыслителей, писателей, философов и тп. Пед.мысль развивалась по-разному в каждой стране, отражая черты ее развития. Среди наиболее известных представителей эпохи, в чьих трудах отразились новые идеи воспитания надо назвать- Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Т. Компанелло, Мишель Монтень, Витторио-де-Фильтре.

Рабле- франц.писатель, который в романе «Гаргантюа и пантагрюэль» дал критику типичного схоластического воспитания того времени. Он представил идеал гуманистич.воспитания, он заключался в заботе о подготовке к жизни физически развитого,образованного, умеющего размышлять и хорошо воспитанного юноши.

Э.Роттердамский в своих сатирич.проихведениях высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие людей(чаще служителей церкви),которые воспитывали молодое поколение. В его трудах звучит мысль о равенстве людей в образовании, их права быть воспитанными в соответствии с потребностями человека.

Т.Компанелло- трактат-утопия «город солнца» - политическое обоснование. Образец общ-ва,основ.на равенстве людей. Процесс воспитания рассматривается как процесс в ходе которого дети знакомятся с основами наук, занимаются искусством, общественно полезным трудом, изучают национальные традиции и обычаи.

Т.Морр - англ.писатель.»Золотая книжка или утопия»-считал, что гл.задача –воспитание высокой гравственности в духе той морали, кот отвечает запросам общ-ва и каждого. Сторонник равного обучения М и Ж в гос.школах на родном языке.

М.Монтень-«Опыты»-трактат, теоретически обосновывает методы обучения и воспитания, которые направлены на развитие самодеят-ти, творч. мышления, инициативы ребенка. В его работах предпочтение отдается практическим занятиям,кот формируют навыки общения, готовят к жизни, делают очевидным роль теоретич знаний.

Особое место среди писателей-гуманистов занимает Витторино де Фильтре. Он организовал школу «Дом радости»,где содерж-е и хар-р обучения и воспитания соответствовали названию.

Вывод : опыт, накопленный представителями гуманист.педагогики предшествующих лет, сделал возможным выделение педагогики в отдельную, самос-ую специфич-у науку. Основателем ее стал Каменсткий.его последователь Руссо.

Коменский. Пед теория

Ян Амос Коменский (1552—1670). чешский мыслитель - гуманист, педагог, писатель, преобразователь школьного дела в ряде стран. Считается отцом современной педагогики. К. создал выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632).В этом труде он сформулировал цель воспитания подрастающего поколения, согласно которой каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. К. утверждал, что человек должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, понять, что находится в мире. По К. человек должен использовать все вещи по их назначению употреблять их с пользой для себя, человек должен представлять себе Бога. По мнению Коменского, имеются три ступени, воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу.

В эти же годы К.написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633). Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требовал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Ряд черт мировоззрения К. сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. Человек — это гармония в отношении, как тела, так и души. Школу К. считал «мастерской гуманности». К. создал систему воспитания не для избранных, а для демократических слоев населения, для народных масс. К. требовал, чтобы все дети - богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались в школе родного языка. К. выдвинул идею всеобщего начального обучения.

К. выделяет 3 задачи воспитания: научное образование; нравственное воспитание; религиозное воспитание. Под научным образованием понимается познание вещей, искусств. Под нравственным воспитанием - внешняя воспитанность, основа побуждений. Под религиозным - внутреннее богопочитание.

Наши рекомендации