Предъявляемые к устным ответам на государственном экзамене по истории и теории художественного образования
Пояснительная записка
Государственный экзамен по направлению "050600 - Художественное образование", профиль подготовки «Дизайн и компьютерная графика», в соответствии с требованиями ГОС ВПО является итоговым междисциплинарным экзаменом.
В экзаменационный билет включается один вопрос по «Истории и теории художественного образования» и один вопрос по «Истории художественной культуры».
Экзаменационные билеты составляются таким образом, чтобы исключалось дублирование, и в то же время содержание и сочетание вопросов экзаменационных билетов было комплексным и взаимодополняющим.
На государственном экзамене выпускник должен показать уровень профессиональной подготовки, теоретические знания.
Экзаменующийся должен показать знание истории, теории и методики художественного образования. Выпускник обязан понимать современные задачи и принципы художественного образования, инновационные процессы.
Помимо экзаменационного билета, члены государственной экзаменационной комиссии могут задать дополнительные устные вопросы.
Программа междисциплинарного государственного экзамена.
Раздел 1.
История художественного образования как наука и учебный предмет. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства.
Раздел 2.
Традиции и новаторство в эволюции художественного образования. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.
Раздел 3.
Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.
Раздел 4.
Понятие «Древний Восток». Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания.
Раздел 5.
Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности.
Раздел 6.
Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.
Раздел 7.
Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.
Раздел 8.
Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.
Раздел 9.
Проблемы образования в области искусства в XX в.
Различные теории художественного воспитания. Дидактические установки в системе образования и просвещения.
Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства.
Вопросы билетов для государственного экзамена
· Вопрос по истории и теории художественного образования.
· Вопрос по истории художественной культуры.
Й вопрос
1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
3. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.
4. Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.
5. Мифологические и космологические представления об искусстве в Древнем мире и их роль в системе художественного воспитания.
6. Культура и образование в Древней Греции.
7. Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.
8. Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в.
9. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.
10. Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности.
11. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.
12. Проблемы педагогики и образования в области искусства в XX в. Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования.
13. Проектирование, разработка и использование в образовательном процессе информационных.
14. Образовательные информационные технологии и среда их реализации.
15. Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации художественного образования.
16. Дистанционные технологии в художественном образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.
17. Мировые информационные образовательные ресурсы.
Й вопрос
1. Художественная культура Древнего Египта.
2. Художественная культура Древней Греции.
3. Художественная культура Древнего Рима.
4. Художественная культура Средневековья. Византия и Древняя Русь.
5. Художественная культура Средневековья. Романское искусство и готика.
6. Художественная культура Ренессанса. Архитектура.
7. Художественная культура Ренессанса. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланждело.
8. Художественная культура Нового Времени. Стили и направления в искусстве Нового времени.
9. Художественная культура Нового времени. Архитектура.
10. Художественная культура Нового времени. Живопись.
11. Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи.
12. Художественная культура конца XIX - XX вв. Художественные течения модернизма.
13. Художественная культура конца XIX - XX вв. Архитектура.
14. Крупнейшие художественные музеи России.
15. Ведущие художественные музеи мира.
16. Современное изобразительное искусство. Художественные направления в искусстве XX в.
17. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Основные критерии,
предъявляемые к устным ответам на государственном экзамене по истории и теории художественного образования
Устный ответ на экзамене должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Знание основных методов и технологий художественного образования в исторической эволюции.
2. Знание основных стилей и направлений в мировой художественной культуре, их характерных особенностей, значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества, основных видов и жанров искусства.
3. Знание шедевров мировой художественной культуры, основных явлений русского и мирового искусства. Выпускник должен узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
4. Знание наиболее крупных художественных музеев России и мира.
5. Умение анализировать произведения искусства, оценивать художественные особенности языка различных видов искусства, высказывать о них собственное суждение.
6. Достаточная библиографическая информированность умение пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.
Оценка 5 (пять) баллов:характеризуется полным соответствием перечисленным требованиям.
Оценка 4 (четыре) балла: характеризуется достаточно полным изложением положений теории и практики при ответе на вопрос, значительной долей убедительности и самостоятельности суждений. Отвечающий должен уметь приводить примеры конкретных художественных произведений, показывать высокий общекультурный уровень, владеть терминологией.
Оценка 3 (три) балла: характеризуется ответами соответствующими объему требований, но с меньшей долей самостоятельности при раскрытии вопроса, недостаточным привлечением примеров и знаний из смежных дисциплин.
Оценка 2 (два) балла: характеризуется разрозненностью, недостаточной системностью в изложении вопроса, ошибочными представлениями в области понятий, отсутствием самостоятельности в суждениях, недостаточным знанием литературы.
Рекомендуемая литература.
1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
2. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от А до Я. М., 2002.
3. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
4. История художественной культуры. М., 2005.
5. Кузин В. С. Д. История методов обучения. М., 2003.
6. Кузьмичев В. А. Обучение в Академии художеств. Спб, 1997.
7. Лазарев В. И. Искусство и образование. М., 1999.
8. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение,1991.
9. Нахов И. Л. Культура и образование античности. М., 2004.
10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисования: Русская и советская школы рисунка. - М.: Просвещение, 1982.
11. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М.: Просвещение, 1981.
12. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
13. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. М., 2010.
14. Соколов Д. А. Педагогические теории 20 века. М., 1995.
15. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). М., 2003.