Перевоспитание, его сущность, функции, этапы, принципы реализации
Процесс воспитания предполагает и преодоление негативных черт личности, т.е. перевоспитания и исправления
Перевоспитание - воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Процесс перевоспитания направлен на преодоление негативных черт личности, на исправление трудновоспитуемых, педагогически запущенных несовершеннолетних, правонарушителей и преступников
Правка - сложный психический процесс перестройки личности происходящий под влиянием перевоспитания и самостоятельной работы личности над устранением отклонений в своем сознании и поведении
Эти процессы могут совпадать или не совпадать по времени Перевоспитание ученика начинают с реализации соответствующей программы время нередко начинается и исправление Если питомец противодействует процесса пе еревиховання, не поддается воспитательному воздействию, лучше не, то не происходит и процесс исправленияння.
Деформирование личности состоит из следующих этапов: возникновение пробелов и искажений в ее морально-волевой сфере, превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки формирование мотивации поведения и; правонарушения, систематическое правонарушение, преступлений.
Причины появления таких категорий несовершеннолетних связаны с недостатками и ошибками семейного, школьного воспитания, аморальными явлениями среды, пагубным влиянием низкопробной кинопродукции, литературы и, порнографии тощ.
Процесс перевоспитания охватывает следующие этапы:
1 Подготовительные этап Суть его заключается в детальном изучении и анализе положительных и отрицательных качеств педагогически запущенного ученика, условий, вызвавших их возникновения, определении путей нейтрализации не егативних и усилении положительных качеств личности, конкретных задач и содержания процесса перевоспитания На основе этих сведений составляют программу перевоспитания На этом этапе ученик переживает факт св ого необычного положения в коллективе Эти переживания могут усиливаться новыми условиями жизни, например переводом в другой класс, разговором с воспитателем, что заставляет его задуматься над своей повед Инкоу, почувствовать виныовину.
В результате самоанализа и самооценки поведения в такого ученика появляется желание измениться к лучшему, но он еще не представляет, как этого можно достичь Мотивы такого желания пока примитивные - скорейшего е изменить свое положение в-коллективе, но он не осознает недостатков и не испытывает потребности в самовоспитании В его сознании происходит борьба мотивов поведения, когда только сформированные мотивы на трапляють на сопротивление предыдущей системы мотивации Впоследствии положительные мотивы изменяются и побеждают, однако так бывает не всегда Своевременное поощрение даже незначительной победы воспитанника над собой поможет ему преодолеть внутренние конфликты, укрепит положительную мотивацию поведенияінки.
2 начальных этап На этом этапе начинается реализация намеченной программы работы с учеником, в результате которой он постепенно преодолевает ошибочные взгляды и убеждения, негативные привычки поведения, у него укрепит оцениваются положительные и формируются новые черты характера В этот период ученик не проявляет особой активности, а процесс перевоспитания сначала происходит медленно Это связано с настороженным и недоверчивым в авленням ученика к педагогу и его воспитательных воздействий Нередко такие ученики не видят в своих действиях ничего плохого и не считают, что их надо пересмотреть Поэтому воспитательная работа прежде всего должна быть направлена ??на преодоления психологического барьера, перестройку их самосознания и самооценки, формирование у них готовности к исправлениювлення.
результате воспитательного воздействия они начинают осознавать потребность измениться к лучшему При этом сказывается сформирован динамический стереотип предыдущего поведения, который конфликтует с требованиями школьной поведения и коллектива Под влиянием нарушителей дисциплины в таких учеников иногда закрадываются сомнения в правильности выбранного пути Поэтому важно разобраться в их противоречивой поведении, не наказывать строго чтобы не сорвать первых попыток на пути к исправлениюння.
3 Переломный этап В этот период продолжается реализация уже признанной и принятой подростком программы работы Поэтому он добровольно исполняет свои обязанности, проявляет самостоятельность и активность На этом этапе важ Иво не только сформировать правильные представления, понятия, взгляды и убеждения, но и накапливать положительный опыт поведения ученика, привлекать его к выполнению различных поручений, участия в жизни коллектива Уче нь уже осознает, что он на правильном пути и действует согласно новых убеждений Мотивы поведения приобретают высокого нравственного содержания, а соблюдение ее внушает моральное удовлетворение от пе дельному над собой, уверенность в собственных силах, желание действовать так и дальшенадалі.
4 Завершающие этап На этом этапе создают условия для привлечения ученика к активному участию во всех видах системной деятельности, накапливается положительный опыт поведения, расширяется сфера самовоспитания ння.
Переход от одного к другому этапу перевоспитания у разных категорий воспитанников неодинаков, он зависит от уровня их педагогической запущенности, отношение к процессу перевоспитания, эффективности уч чально-воспитательной работы в школе и др. Особенно деликатной должна быть работа после того, как педагогу удалось разрушить систему ложных взглядов и убеждений таких учеников, поскольку в их сознании вин икае \"пустота\", которую следует заполнить позитивными представлениями и понятиема поняттями.
Этапы перевоспитания органически связаны между собой Мастерство педагога заключается в том, чтобы своевременно заметить сдвиги в развитии воспитанника, скорректировать программу работы с ним, наметить новые задачи я и требования, избежать \"топтание на месте\" На всех этапах следует придерживаться научных положений (принципов), которые определяют основные требования к содержанию, форм и методов воспитательной работы с этой категорией не совершеннолетних и помогают педагогам правильно направлять свою деятельность, творчески подходить к организации воспитательного процесса и повышать его эффективностьефективність.
В специфических принципов перевоспитания относятся:
1 Сочетание убеждения с принуждением Предполагает использование методов воспитательного воздействия на воспитанника в зависимости от уровня развития его сознания - чем выше уровень сознания, тем больше задействуется методов п убеждения, и наоборотки.
2 Гуманное отношение к трудновоспитуемых учащихся Они не смогут понять сущность морали гуманизма, если не почувствуют гуманного отношения к себе взрослых и сверстников
3 Объективное отношение к трудновоспитуемого учащегося в процессе его перевоспитания Предполагает обнаружение не только негативных, но и положительных качеств, на которые опираются в процессе перевоспитания
4 Отношение к трудновоспитуемого ученика, как и ко всем школьниковЕму не следует упрекать перед коллективом, что он не такой, как все, хуже других, потому что это ожесточает и вызывает желание стать еще хуже
5 Педагогический влияние на трудновоспитуемого ученика в неэффективную состоянии Исключает влияние на него сразу после совершения недостойного поступка, поскольку в таком состоянии педагог не может быть объективным, а ученик - с понять справедливость педагогического воздействия В таких случаях А Макаренко предлагал \"отсроченную беседу\", позволяющая питомцу возможность «остыть», обдумать свой поступок, а педагогу - подго ваться к разговорампідготуватися до розмови.
6 опережающего формирования положительных качеств, а не борьба с недостаткамиЗаключается в не \"выпячивание\" отрицательных черт личности, а в сосредоточении внимания на формировании положительных качеств
7 ведущих роль наставника в перевоспитании Воздействие на эту категорию несовершеннолетних морально воспитанных наставников, поскольку они имели значительный опыт общения с безнравственными людьми
Перевоспитание педагогически запущенного ученика осуществляют в общем процессе учебно-воспитательной работы школы с привлечением к ней ученического коллектива, родителей, общественности, с использованием всех зага ально педагогических методов воспитания, учитывая при этом специфические особенности его личности, отношение к воспитательным воздействиям и к собственному исправлению.
Осуществляя воспитательное воздействие на таких учеников, педагог должен помнить, что:
а) переориентация взглядов и убеждений питомца зависит от уровня его развития; если он не может понять сущности суждений ь педагога, его трудно убеждать
б) скорость и эффективность изменения ложных взглядов и убеждений зависит от их устойчивости, поэтому необходимо организовать жизнь и деятельность воспитанника в школе и дома так, чтобы ложная ориентация не укреплялась, а исчезала
в) знания педагогом заблуждений воспитания позволяет хорошо аргументировать свои доводы, убеждать ученика и его единомышленников
г) переубеждая питомца, надо добиваться, чтобы он не только согласился с педагогом, но и принял и понял справедливость его аргументов
г) предлагая питомцу новую программу жизни и деятельности, следует помочь ему увидеть пути ее достижения, вызвать и укреплять интерес к ней
д) в процессе убеждения важно воздействовать не только на разум ученика, но и на эмоциональную сферу, вызывать переживания за свое положение, побуждать к размышлениям над поведением;
е) убеждая питомца, следует учитывать его настроение, настрой коллектива, максимально использовать психологические моменты открытости ученика, склонности воспринимать наставления педагога;
е) успех убеждения зависит от уверенности педагога в возможности перевоспитать ученика, полезности своего труда, его выдержки, терпения, такта, умение слушать и аргументы, анализировать их, находить правильные решения.
Процессы воспитания, самовоспитания и перевоспитания тесно взаимосвязаны и часто переплетаются
Совершенствование воспитательного процесса в школе предполагает:
1 Организация воспитательных центров: создание музеев, тематическое оформление рекреаций Как утверждал В Сухомлинский, в школе и стены должны говорить Такая информационно-образная насыщенность школьных помещени ень не только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за пределы учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на ны них.
2 Органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды Это прежде организация помощи школьников населению в охране и приумножении богатств природы, в решении проблем производства, ориентации учащихся на выбор нужной для их города или села профії.
3 Создание в школе морально-психологического климата уважения к знаниям Школа должен пропагандировать среди учеников мнение, что в цивилизованном обществе человеку выгодно быть воспитанным и образованным Это нужно и сус спильства Поэтому воспитательный процесс должен преодолевать временное явление неуважения некоторых учащихся к воспитанности и образованностиості.
4 Подбор рационального содержания воспитания в соответствии с его цели и уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся Школа должна чувствовать, какое направление содержания воспитания необходимо усилить на определенном этапе выхо овнои работы В начале XXI в в Украину такого внимания требуют вопросы нравственного и правового воспитания, подготовка молодежи к жизни и деятельности в рыночных условиях, воспитания невосприимчив ости к негативным явлениям жизни тощтощо.
5 Разумное соотношение между информационными методами воздействия на учащихся и привлечением их к различным видам деятельности Это обусловлено преобладанием в школе словесных методов воспитания, которые позволяют формировать ты взгляды и убеждения учеников, но не обеспечивают выработку соответствующих навыков и привычек поведения Этим обусловлен разрыв между сознанием и поведением некоторых школьников, преодолению которого способствует притоку я их к различным видам деятельностисті.
6 Своевременное осуществление воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на профилактике негативных явлений в ученической среде Нередко некоторые воспитательные мероприятия проводят только после того, как в школе произошел неприятный й случай Но, как известно, воспитание должно быть профилактическим, негативные явлениящам.
7 Использование различных форм и методов воспитательного воздействия, соответствующие возрасту учащихся, побуждали их к активности, инициативы и самостоятельности в подготовке и проведении воспитательных мероприятий
8 Повышение эмоциональности воспитательных мероприятий Это требование основывается на утверждении психологов, знания усваиваются быстрее и становятся взглядами и убеждениями за неравнодушия к ним ученика, эмоционального переживания Иванна в процессе их усвоенияня.
9 Создание условий для развития самостоятельности и инициативы учащихся, их самоуправления, самообразования и самовоспитания
10 Преодоление авторитарного стиля в отношении педагогов к ученикам Подготовка учащихся к жизни в демократическом обществе требует отказа от командного стиля во взаимодействии с ними Школа должна быть образцом д демократизации украинского общества, а ученики за период пребывания в ней должны приобрести опыт отношений на демократических началодах.