Оценка личностных результатов
ВВЕДЕНИЕ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования - является частью основной образовательной программы образования Муниципальных общеобразовательных учреждений, которая разрабатывается в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования;
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Для этого нужны новые формы и методы оценки, которыедолжны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Все эти нововведения несут в себе скрытые риски: перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией, поэтому необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки:
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам - от простого к сложному.
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем, они возможны только один раз в учебный год (внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру, пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов)
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Оценка личностных результатов
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Объектом оценки выпускников на ступени начального общего образования выступает достижение планируемых результатов из раздела «Личностные учебные действия»: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация.
Содержание оценки личностных результатов:
• сформированность внутренней позиции обучающегося;
• сформированности основ гражданской идентичности;
• сформированности самооценки;
• сформированности мотивации учебной деятельности;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации.
Неперсонифицированныемониторинговые исследования проводит администрация школы:
1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы.
2. Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов.
3 Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени.
Персонифицированные мониториноговые исследованияпроводит:
1. Учительв рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Психолог в рамках работы с детьми « группы риска» по запросу педагогов (при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПк.
Инструментарий:
1. Типовые задания по оценке личностных результатов представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.
2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр, 2003.
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов:проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах),
4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. (4 класс)
Социометрия Дж. Морена.
Цветовой тест отношений (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки:фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование.
Результаты продвижения вформировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога.