Студент как гармонично развитая личность
Ю.И. Евсеев РИФКиС (ф-л КГУФКСТ)г. Ростов-на-Дону, Россия
Интеллект, на высших уровнях его развития, сегодня рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем. Человеческий интеллект динамичен, обладает способностью улучшаться и ухудшаться, что зависит от умственных способностей самого человека. Внутренняя структура интеллекта характеризуется гармонично организованными, слитыми в единое целое для действия уровнями, одновременно являющимися и формами существования интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум.
Нет единого мнения среди психогенетиков в вопросе, является ли интеллект врожденной способностью или определяется влиянием окружающей среды, обучением, воспитанием, эрудицией. Одни считают, что умственные способности на 10% определены генофондом и на 20%- социальной сферой. Другие - на 75% - наследственностью, 25% - средой (13% - влияние внутрисемейных факторов, 12% - межсемейных). Большинство ученых едины в том, что формирование интеллекта проходит под влиянием двух основных факторов: наследственности и социальной среды, что рождает новое качество мышления - человеческий интеллект, реализация которого в социальной жизни возможна при наличии нижеследующих составляющих интеллектуальный потенциал личности [3].
1. Физическое, психическое и духовное здоровье. Уверенность в своих силах. Критичность к себе.
2. Здравый смысл. Желание и умение постоянно учиться, в том числе и на подсознательном уровне.
3. Активное использование алгоритмов умственной деятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание и память.
4. Профессионализм и компетентность в конкретной области знании. Развитое логическое мышление.
5. Развитие воображения и интуиции. Способность к парадоксальному мышлению.
6. Трудолюбие. Высокий уровень обязательности.
7. Развитая рефлексия - умение видеть события и себя со стороны, коммуникабельность и открытость в общении.
Существует четыре основных разновидностей, типов ума [1,4]:
Концептуальный - присущ человеку, способному решать логические, математические, лингвистические задачи.
Социальный - проявляется в межличностных отношениях, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентации.
Эстетический - нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость.
Технологический (рабочий) - позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства (включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
Доказано, что умственная деятельность (учебно-трудо- вая студентов относится именно к этой категории) сопровождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так, мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, около 20% (из расчета средний вес человека - 70 кг, вес головного мозга - 1,5-2 кг, т.е. 2-3% от веса тела), т.е. 40-50 см1 в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах равен 2 800-3 000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат: чтение сидя «про себя» - на 16%, вслух - на 48%, слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных заданий - на 46%, чтение лекций (стоя), доклады - на 94%.
Естественно, что важнейшими факторами были, есть и будут познание самого себя и самосовершенствование, самоформирование своего «эго» - «я». Исходя из выше изложенного рекомендуется:
1. знать особенности функционирования своего организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями, спортом в различных условиях внешней среды;
2. уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем, вносить необходимую коррекцию в их развитие средствами физической культуры и спорта;
3. уметь и обрести навыки рационально адаптировать физкультурно-спортивную деятельность к инди- нидуальным особенностям организма, условиям труда, быта, отдыха и дифференцировать использование средств физической культуры и спорта с учетом отмеченных особенностей. Все это будет способствовать формированию мотива- ционно-ценностнрго отношения к физической культуре, установке на здоровый образ жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М., 1998-2005.
2. Евсеев Ю.И. Основы гигиены и самоконтроля. Ростов н/Д, 1998-2002.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д.: Феникс, - 2010.
4. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб., 2003.
5. Курамшин Ю.Ф., Попов В.И. Теория и методика физической культуры. СПб., 1999.