Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
Солтамурадова Халипат Мовлаевна к.п.н., доцент, зав. кафедрой физического воспитания Чеченского государственного университета
г. Грозный
Исследование литературы по проблеме организации индивидуальной педагогической работы, анализ опыта практической деятельности заведующего кафедрой физической культуры позволили выделить методические подходы в совершенствовании индивидуального подхода при развитии инновационной культуры в виде двух уровней, характеризующих взаимоотношения заведующий кафедрой физической культуры преподаватель, которые определяют качественную особенность участия заведующего кафедрой физической культуры во взаимоотношении.
К ним можно отнести: уровень непосредственного взаимоотношения (взаимодействия) и уровень опосредованного взаимодействия с преподавателями кафедры физической культуры вуза.
Уровень непосредственного взаимоотношения заведующего кафедрой физической культуры с преподавателями в процессе индивидуального подхода при развитии инновационной культуры включает: непосредственное педагогическое действие - практическое применение того или иного средства, метода, формы в педагогическом воздействии с конкретным преподавателем в данной ситуации; систему деятельности по развитию инновационной культуры на определенный период (день, неделю, месяц, весь год профессиональной деятельности в учебном заведении).
Непосредственное педагогическое действие — это когда заведующий кафедрой физической культуры, зная индивидуальные особенности преподавателя, определяет наиболее целесообразное в данном конкретном случае средство, форму (приказание, распоряжение, совет) индивидуального подхода к нему и, главное, методику их практического применения (именно к этому педагогу), реализует ее во взаимоотношении с ним. С накоплением педагогического опыта, мастерства заведующий кафедрой физической культуры все больше и больше, чаще всего индивидуально, педагогически грамотно выбирает нужный подход и умело применяет его в работе с конкретным преподавателем
(С.Е.Аверьянов, 2003).
Анализ практики различных руководителей показывает, что встречаются самые различные варианты подобного проявления: первые — не всегда могут выбрать в данной ситуации педагогическое средство, формулу индивидуального подхода; другие — не проявляют творчества в выборе, используя одно и то же (например, беседу, одни те же высказывания и пр.); третьи - могут выбрать наиболее предпочтительное педагогическое средство взаимодействия с данным педагогом, но не владеют достаточным мастерством его практического применения, есть и другие варианты.
Учеными давно подмечено, что способность в педагогической ситуации определить по отношению к конкретному обучаемому наиболее целесообразный подход свидетельствует об уровне педагогического мастерства. Например, способность по незначительным внешним признакам понять внутреннее состояние человека, искусство проведения беседы, способность видеть (создавать) педагогические ситуации и умело их реализовать по отношению к конкретному человеку, умение использовать возможности совместной деятельности к побуждению обучаемого к осознанной работе по самосовершенствованию и т.д.
Система в индивидуальном подходе по развитию инновационной культуры к преподавателю физического воспитания недостаточно исследована и слабо представлена в научной литературе. Изучение опыта учебных заведений, а также специальное исследование в Чеченском государственном университете позволили создать технологию индивидуального подхода к развитию инновационной культуры преподавателей, в основе которой лежит познание их возможностей, определение перспектив совершенствования и развития, создания оптимальных условий, в которых он мог бы успешно реализовать себя как личность. Задачи педагогу ставятся в начале каждого семестра учебного года, но в течение семестра они при необходимости могут уточняться. В конце семестра, учебного года с ним подводятся итоги достигнутого результата.
По результатам учебного года выявленные итоги и рекомендации данному конкретному преподавателю излагаются в аттестации. Итоги выступают важнейшей основной аттестации преподавателя по физическому воспитанию и оценки качества инновационной деятельности.
Важно заметить, что корректирование характера взаимодействия в индивидуальном подходе к развитию инновационной культуры у преподавателя проводится по результатам анализа эффективности его профессиональной деятельности, с учетом отзывов на выпускников.
Уровень опосредованного взаимодействия заведующего кафедрой физической культуры с преподавателями. Заведующий кафедрой физической культуры большое внимание уделяет прямому взаимодействию с каждым педагогом. Однако управленческая деятельность не исключает создания необходимого благоприятного психологического климата в коллективе. Речь идет о том, чтобы обеспечить для каждого преподавателя по физическому воспитанию такие оптимальные условия, в которых его возможности к инновационной деятельности получили бы наибольшее проявление и развитие.
Анализ практической реализации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры преподавателя показывает, что формы его проявления различны: деловая (руководитель —подчиненный); шефская по выполнению поручения руководителя вуза, кафедры физической культуры или личная инициатива (наиболее подготовленный педагог — менее подготовленный); взаимоотношения преподавателей в процессе профессиональной деятельности; личные интересы; совместная деятельность
В различных ситуациях один и тот же педагог оказывается в роли объекта или субъекта индивидуального подхода. Внимание, оказываемое субъектом, по своей социальной направленности различно. Организационная деятельность заведующего кафедрой физической культуры вуза признана стимулировать позитивное воздействие (взаимодействие) одних, нейтрализацию действий —других, преодоление негативных последствий — третьих (Н.Н. Кирилова, 1982; И.В.Кларин, 1989).
Педагогически грамотный заведующий кафедрой физической культуры, организуя индивидуальный подход к преподавателю, руководит практическим обеспечением его результативности. Собственно руководство представляет собой такую деятельность, которая направлена на обеспечение оптимального функционирования системы изучения индивидуальных особенностей преподавателей и целенаправленного педагогического воздействия на каждого из них, с целью достижения необходимых результатов в его инновационном развитии, профессиональной деятельности и самосовершенствовании (В.И.Ковалев, 1988; Э.Н.Коротков, 1988 и др.).
В исследовании указанных авторов интересовало, что следует отнести в содержание руководства индивидуальным подходом к развитию инновационной культуры педагога. В результате анализа было выявлено, что в содержание руководства входит: уяснение цели и задачи развития инновационной культуры; оценка возможностей педагогов как субъектов и объектов реализации индивидуального подхода; постановка задач по реализации индивидуального подхода; анализ протекания учебно-воспитательного процесса по физической культуре и его результативности на основе текущих оценок (характеристик), результатов сдачи зачетов и экзаменов, данных повседневного поведения, действий и поступков отдельных преподавателей; формулирование выводов об эффективности (действенности) индивидуального подхода к развитию инновационной культуры педагогов и принятие решений в процессе руководства; повседневный контроль за ходом педагогической работы с отдельными преподавателями и коллективом, внесение в нее необходимых корректив.
К наиболее характерным формам руководства индивидуальным подходом в коллективе кафедры физической культуры вуза можно отнести следующие: постановку задач, инструктирование; подведение итогов (анализ педагогической деятельности преподавателей и ее результативности); совещания (научно-практические семинары) педагогического актива; обобщение опыта практической реализации индивидуального подхода по развитию инновационной культуры его пропаганда и рекламирование; индивидуальная помощь, поддержка; общение с ветеранами, отличившимися в профессиональной деятельности и др.
Важнейшая роль в организации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры принадлежит заведующему кафедрой физического воспитания. Обобщение опыта его деятельности позволяет выделить важные (основные) направления организации индивидуального подхода к развитию инновационной культуры у преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец КУ. Организация как функция управления 1/ Организация физической культуры и спорта. -М.: ФиС, 1986.-С. 52-56.
2. Богданов И.В. Организационно—психологические основы управления инновационным образовательным учреждением: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. —М., 1997.- 21 с.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. —М.: МП «Сувенир», 1993. — С.144-146.
4. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры
спорта. — М., 2000. -329 с.
5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М.: Педагогика, 1988. -224 с.
6. Кларин И.В. Педагогическая технология в учебном процессе:
Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -312 с.
7. Лисовская В.А Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педагогическом вузе: дис.... канд. пед. наук.- Киев, 1984-170 с.
8. Сидоров А.А. Технология обучения в педагогическом образовании специалистов по физической культуре. —СП6., 1998. 24 с.
9. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.
-М.: Высшая школа, 1986. -215 с.