Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
Воспитатели,учителя | Предметы обучения |
С рождениявоспитанием занимались мамки-няньки. Кириан Истомин. Иоганн Дитрих. Француз Стефан Рамбурх (тоже научить ничему не мог). | Гуляли в садах, посещали хозяйственные заведения, местный стеклянный завод и др. Обучал письму — списывание с рукописных прописей нравственного и общественного содержания, заучивался букварь. Подрядился обучать немецкому языку, но сам был малообразован. Пытался учить танцам и французскому языку. |
Анна Иоанновна осталась малообразованной, плохо воспитанной.
106
ЕЛИЗАВЕТА (родилась в 1709 г.)
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
Имела многочисленных мамок-нянек и учителей. Позднее была приставлена гувернантка-француженка. | Под влиянием мамок была суеверна, боязлива, верила в леших и прочую нежить; была любительницей пиров, балов и выездов. Владела в совершенстве танцами, знала немецкий, французский, английский, итальянский, шведский, русский и церковнославянский языки. |
1 Учиться не очень любила. Увлекалась верховой ездой, охотой, греблей, ■ танцами и уходом за собой.
ПЕТР III (родился в 1728 г.)
Во все время своего детства был предоставлен надзору невнимательных, плохо подготовленных воспитателей, склонных к интригам и жес-токостям царедворцев и грубых слуг. Неудовлетворительным было попечение как о физическом, так и о нравственном развитии мальчика.
Воспитатели,учителя | Предметы обучения |
Учиться начал на13-м годужизни — Академик Штелин составил план воспитания и образования царевича по указанию Елизаветы. Штелин не жалел ни времени, ни труда при обучении Петра III. Иеромонах Тодорский. Исаак Веселовский. | Учился русскому, французскому языкам. Используя наглядность и беседы, пытался объяснить начала истории и государственных наук, математики и фортификации. Закон Божий, русская словесность. Русский язык. |
Для обучения Петра III по требованию Штелина были доставлены из Академии наук гравюры, коллекции медалей, великолепные издания разного рода. Однако успехи ученика остались неудовлетворительными. Он часто болел, отвлекался на участие в придворных празднествах и церемониях. Нередко оставался без всякого надзора, проводя время в беседах со слугами и в ребяческих забавах. Остался невежественным и малообразованным.
107
ЕКАТЕРИНА II (родилась в 1729 г.)
Была очень самостоятельной, всю жизнь стремилась к знаниям.
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
В детстве (в Германии) большое вли- | Приохотила к чтению франц. классических |
яние гувернантки-француженки Кар- | драматургов, выработала вежливость и при- |
дель. | ветливость. |
Другие учителя — проповедник, учи- | |
тель рисования, нем. языка, музы- | |
ки, лютеранский законоучитель. | |
Учителя в России: Ададуров. | Русский язык. |
Тодорский. | Закон Божий. |
Екатериной прочитана серьезная литература: История Генриха Великого, История Германии и т. д. Изучен Энциклопедический словарь Беля. Круг ее чтения — Вольтер, Плутарх, Монтескье. Самообразование выработало сильный характер и просвещенный ум.
ПАВЕЛ I (родился в 1754 г.)
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
С раннего детства окружают мамки-няньки. Позднее— А.Г Жеребцов, графы М.К. Скавронс-кий и Ф.Д. Бехтеев. Для Павла печатается спец. учебник физики, календарь с картами России. Н.И. Панин, один из образованнейших и лучших государственных людей. Остервальд. Сильное влияние оказывал Порошин, учитель математики, образованный человек, горячий патриот Родины, был привязан к Павлу, но очень мягкосердечен. Архимандрит Платон. Ф.И. Эпинус, профессор астрономии Берлинской академии. | Обучали грамоте, арифметике, Закону Божьему. Отвечал за воспитание Павла. История, география, русск. и нем. яз. Арифметика, геометрия. Закон Божий. Физика, астрономия. |
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
А. Греков. | Рисование. |
Гильфердинги Гранже. | Танцы. |
Тед и Тремамундо. | Фехтование. |
Манфредини. | Музыка. |
Актер Бомон. При обучении Павла воспитательными средствами служили чтение и театр. | Декламация. |
С 14 лет: Григорий Теплов отнесся к обучению небрежно и вызвал у Павла неприязнь к государственным и политическим наукам. | Курс государственных и политических наук. |
Левек. | История. |
ГЛ. Николаи — плодовитый немецкий писатель. | Политические знания. |
Ф.Г. Лаферньер — писал басни, сочинял пьесы для домашнего театра. Эти педагоги придавали образованию Павла литературный характер. Павел много читал, делал основательные выписки, знал отрывки из французских пьес. | Европейская культура, французская изящная словесность. |
И.Л. Голенищев-Кутузов. Павел принимал активное участие в жизни морского корпуса директором котрого был его учитель. | По морской части. |
Любимое занятие — военное дело. К совершеннолетию его образование было закончено.
АЛЕКСАНДР I (родился в 1777 г.)
Александр был любимым внуком Екатерины II, и она сама руководила его воспитанием.
Воспитатели,учителя | Предмет обучения |
В раннем детстве — воспитательница СИ. Бенкендорф. | |
Гувернантка П.И. Геслер. | Закаливание, ежедневные ванны, прогулки, чтение, легкие учебные занятия, физи-ческийтруд |
Учился читать по азбуке, составленной бабушкой Екатериной, на 4-м году жизни. На 6-м году— надзор за его воспитанием поручен гене-рал-адьютанту графу Н.И. Салтыкову, человеку умному, доброму, набожному, опытному придворному. Помощник Салтыкова Протасов — глубоко религиозный, русский человек. | |
В.М. Муравьев. | Русская словесность и история. |
П.С. Паллас — известный ученый и путешественник. | Естественные науки. |
Крафт. | Экспериментальная физика |
Массан. | Математика. |
А.А.Самборский — протоиерей. | Законоучительидуховник^и-тель английского языка. |
Ф.С. Лагарп — швейцарский политический деятель, высокообразованный человек, приверженец идей Просвещения, республиканец и либерал по убеждениям, человек высоких добродетелей, самых строгих правил и сильного характера, требовал от воспитанника напряженной работы, строго взыскивал за проступки. | Французский язык, география, зарубежная история. |
Занятия с Александром велись в виде беседу уроков. Преподаватели давали диктанты, использовали записки разного характера (с изложением нового материала, материалом для повторения и др., настаивали на чтении избранных сочинений.
Несмотря на подбор блестящих преподавателей, Александр не получил основательного образования. Учителя отмечали в ученике нелюбовь к серьезному учению, медлительность, леность, склонность к праздности. Он не умел сосредоточиться, мало читал, обладая незаурядным умом, быстро схватывал всякую мысль, но так же быстро ее забывал. Женитьба в 16 лет положила конец учебным занятиям Александра.
110
НИКОЛАЙ I (родился в 1796 г.)
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
До 7 летмамки-няньки под руководством статс-дамы Ш.К. Ливен. Особое влияние оказала гувернантка Е.В. Лайон. С 7 летглавный надзор осуществляли генерал М.И. Ламадорф, А.К. Шторх, М.А. Балугьянский,Ф.П. Аделунгидр. | Внушила юному воспитаннику понятия о долге, чести, о рыцарских добродетелях и передала ему ряд своих предрассудков. Экономика и право, история |
Учился Николай I без старания, с трудом переносил «усыпительные лек-ции» своих наставников, увлекался военными играми.
АЛЕКСАНДР II (родился в 1818 г.)
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
Генерал К. К. Мерцер—человек редкого ума, кроткий и сердечный, с хорошим военным образованием. С воспитанником установились очень близкие и доверительные отношения. Всякая строгость и наказания были устранены. | |
С 8 лет— поэт В.А. Жуковский. Главной задачей воспитания он считал нравственное воспитание будущего государя, развитие в нем человеколюбивых чувств, идей добра, милосердия и гуманности. Величайшей наградой воспитаннику должно быть изъявление удовольствия императора от успехов сына и величайшим наказанием — его неодобрение. | Разработал 12-летний «План учения», одобренный государем. «Наследник престола должен быть не именно ученый, но человек просвещенный, любящий образование и уважающий науку». |
Юрьевич. | Артиллерия и фор-щфикаиия. |
Христиани и Вессель. | Военные науки. |
Профессор Плетнев. | Русский язык. |
Липман. | История. |
Арсеньев. | География и статистика. |
Коллипс. | Математика и физика. |
Триниус. | Естественная история. |
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
Коммергер. ГГ. Павский. Цесаревич изучал. | Химия. Законоучитель. Французский, немецкий, английский, польский языки. Были уроки рисования, фехтования и танцев. |
Жуковский четко и строго расписал учебный год и учебный день цесаревича и его товарищей по учебе. Занятия начинались в 7 ч утра, длились по 2 ч в течение дня, прерываясь прогулками, военными занятиями, играми. В 10 ч вечера — отход ко сну. Перед сном — полный обзор дня под руководством воспитателя с записью своего поведения и результатов дня в особый журнал. В конце недели журнал анализировался государем и государыней. Каждая вина великого князя всегда влекла за собой наказание. Ежемесячно проводились экзамены в присутствии государыни, по окончании полугодия — государя.
Жуковский выпускал с царскими детьми журнал, куда входили их лучшие сочинения.
Александр с 9 лет проходил каждое лето службу и военное обучение в кадетском лагере; в 10 лет отлично ездил верхом на любой лошади. По достижении совершеннолетия совершил путешествие по России. Первый из дома Романовых посетил Сибирь. Молодой наследник был хорошо образован и воспитан.
НИКОЛАЙ II (родился в 1868 г.)
Воспитатели, учителя | Предметы обучения |
Николай, его братья и сестры воспитывались со спартанской простотой. Дети спали на походных кроватях с волосяными подушками под головой. Главным наставником будущего царя был Константин Петрович Победоносцев — крупный мыслитель, философ, профессор Московского ун-та, обер-прокурор Святейшего Синода, был учителем отца Николая Александра III, враг парламентаризма. | Николай получил прекрасное домашнее образование: ему прочли лекции по курсу гимназии, а затем юридического ф-та и академии генштаба. Хорошо знал историю, английский, немецкий и французский языки, великолепно ездил верхом, отлично танцевал, метко стрелял. В юности совершил несколько путешествий по Европе, Индии, Японии, которые завершили его образование. |
ЕКАТЕРИНА II КАК ВОСПИТАТЕЛЬ
Основные произведения педагогической направленности: Инструкция для воспитания любезных наших внуков, Сказка о царевиче Хлоре, Сказка о царевиче Февее, Разговор и рассказы, Российская азбука, Гражданское начальное учение.
В основание составленного ею руководства по воспитанию внуков были положены взгляды Д. Локка. Руководство состояло из наставлений касательно здоровья и его сохранения, наклонностей к добру, добродетели, учтивости, поведения, обхождения наставников с воспитанниками.
Краеугольный камень педагогической системы императрицы — отноше- ]
ние к ребенку как к личности. ■
Открывает для ребенка два пути: справедливости и любвик ближнему. Для этого необходимо иметь обширные и точные знания, здоровое тело и трезвый рассудок.
Дитя — это открытая система,познающая мир и определяющая свое место в нем. Запрещать или разрешать что-либо не следует. Надо стремиться, чтобы ребенок сам доходил до понимания добра и зла.
Страхом научить нельзя. Учить следует на примерах.
Две вещи надо запрещать безоговорочно: пренебрежительные отзывы о религии и издевательство над человеком или животным.
Ни одно наказаниене может быть полезным,если оно не вызывает чувства стыда.
Необходимо воспитывать истинную учтивость,основанную «на том, чтоб не иметь худого мнения ни о себе, ни о ближнем»; воспитатель должен учитывать характер человека, свойственную ему манеру поведения.
Делила детство на трипериода: до семи лет — младенчество, от семи — отрочество, после пятнадцати — юношество.
Учебные книгиЕкатерины: Разговор и рассказы иРоссийская азбука для обучения юношества чтению были заполнены придуманными царицей историями нравственного содержания и поучительными изречениями: «Нет стыда признаться человеку в своих ошибках», «Конец гнева — есть начало раскаяния», «Грозить кому — дело слабого духа», «На час увещевать человека языком, на век — книгою» и т.д.
Императрица издала свою Азбуку для всеобщего пользования, и книга продавалась по минимальной цене: 8 коп., экземпляры же были, как гласило газетное объявление, «с особливым тщанием отпечатаны».
СОВЕТЫ ЕКАТЕРИНЫ II
О здоровье: не надо останавливать мальчиков, если они хотят купаться, пусть бегают и валяются на траве сколько душе угодно; приучайте, чтобы во избежание простуды часто ноги мыли в холодной воде в любое время года; запрещала перекармливать детей и баловать их лакомствами. Летом Екатерина вместо завтрака рекомендовала давать ягоды или фрукты.
Об упрямстве: кто не слушается — тот болен, и болезнь не кончится, пока у ребенка не вернется здравый рассудок, то есть послушание и покорность. Поэтому нельзя потакать неразумным желаниям детей, и если детям в чем отказали, чтоб ни криком, ни плачем они не могли этого добиться. Давать просимое только, когда попросят ласково и со смирением.
О лжи иобмане: считала их неприличными и рекомендовала в случае их обнаружения выказывать удивление, проявлять к обманщику холодность и презрение, пока не уймется. При повторении обмана следует стыдить лгуна и наказывать страхом всеобщего осмеяния.
Об играх:детские игры — не просто игры, а необходимые упражнения для детей, «в игре, не принуждая, наставить можно, а принужденно их учить не должно и не здорово».
В конце XVIII и в самом начале XIX столетия педагогическая система ■ Екатерины II была объявлена всесовершенной и безошибочной.