Л. Б. Рудин. Научные основы охраны голоса, вокальной и речевой методики
Правильное, а значит, и эффективное использование голосового аппарата достигается путём так называемой «постановки голоса», что является основной целью технической составляющей вокальной и речевой педагогики (т. е. собственно техники речи и пения).
Постановка голоса и речи предполагает прежде всего выработку чёткой скоординированности в работе всех трёх отделов голосового аппарата. Для достижения этой цели ставится ряд задач: привить правильные навыки фонации, артикуляции, дыхания, обучить резонаторной технике пения, добиться включения всех компонентов в единое целое и пр. В свою очередь, выполнение всех поставленных задач должно происходить строго в соответствии с физиологией голосообразования . Правильная техника голосообразования является неотъемлемой частью работы лиц вокальных и речевых профессий, залогом их профессионального долголетия.
Выработка правильных навыков фонации является одним из компонентов системы подготовки будущего профессионала голоса. Выразительность (экспрессивность) речи, её динамическая и темпоритмологическая гибкость, нормативность произношения, правильная расстановка смысловых акцентов и пр. являются важнейшими составляющими профессиональной речи и пения. Всё чаще приходится сталкиваться с предпринимателями, банкирами, руководителями, которые на своём личном опыте убедились в том, что успех их профессиональной деятельности был бы ощутимее, если бы их голос и речь соответствовали их статусу. К сожалению, мы часто забываем о своём голосе и речи как части собственного «Я».
И в большей степени это касается педагогического состава. Помимо грамотности и смыслового содержания речи педагога, особенно в начальной школе, ученик усваивает и перенимает манеру его речи, акцент, говор и др., что немаловажно для формирования голосоречевых и личностных качеств учащихся.
Педагогические задачи ещё более усложняются при подготовке будущего вокалиста или драматического актёра. Технические навыки являются фундаментом , на котором ведётся «большая стройка»: создание художественного образа в традициях русского реалистического психологического театра. При этом работа над технической и художественной составляющей произведения ведётся одновременно.
Итак, хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что методики по воспитанию голоса должны полностью основываться на физиологии фонации. Что же это значит?
Связь науки и практики в области вокального и речевого образования была и остаётся чрезвычайно актуальной. В XX веке важным шагом в решении этой проблемы явилась организация в 1921 году Государственного института музыкальной науки (ГИМН), где группа крупных вокальных педагогов и учёных «попыталась создать единый метод преподавания пения». На Всесоюзной конференции 1925 года, где «выявилась необходимость объединения педагогов и учёных», стало понятно, что большие надежды, возлагавшиеся на «единый метод», не оправдали себя, так как этот метод ограничивался разбором вопроса постановки голоса, исходя только из анатомо-физиологической концепции, отрывая постановку голоса от всей проблемы воспитания певца, его индивидуальных особенностей.
С этого времени вопросы связи науки и практики в области вокального искусства не раз поднимались на Всесоюзных научно-методических конференциях.
Так, на конференции 1940 года было подчёркнуто, что обобщение передового «исполнительского и педагогического опыта – основной источник движения науки вперёд, основной источник научного совершенствования теории»; было решено, что центральной проблемой необходимо считать исследование закономерностей развития певца и его голоса. Одним из решений конференции было – усилить научно-теоретическую работу в области вокала и поставить вопрос об организации научно-исследовательского института по вокальному искусству при Московской консерватории.
Всесоюзное вокальное совещание 1954 года в Ленинграде сформулировало основные принципывоспитания певцов: 1) принцип единства художественного и вокально-технического развития; 2) индивидуального подхода; 3) постепенности и последовательности в обучении вокалиста, которые были подтверждены на конференции 1966 года в Москве.
Вопросы научно-исследовательской работы в первую очередь должны были решать лаборатории по изучению певческого голосаи речи. Первая «лаборатория экспериментальной фонетики» была создана в 1928 году по инициативе группы педагогов и учёных: В. Садовникова, Д. Аспелунда, В. Багадурова, Е. Малютина. Начиная с 50-х годов лаборатории по изучению певческого голоса начали функционировать в Ленинградской консерватории (В. П. Морозов), в ГМПИ им. Гнесиных (Л. Б. Дмитриев), в Институте уха, горла, носа в Киеве (В. А. Тринос). К сожалению, в XXI век мы вошли с одной лабораторией, где проводятся серьёзные исследования, – это лаборатория по изучению певческого голоса при Московской консерватории (В. П. Морозов)[114].
Да, действительно, вокальная и речевая педагогика во многом носит индивидуальный характер. Однако любой индивидуализированный подход не может быть осуществлён без глубоких знаний физиологии голосообразования и психологии творчества. Ведь, например, уже ставшее аксиомой утверждение о единстве художественного и технического развития имеет под собой глубокий смысл, основанный на законах психологиии высшей нервной деятельности человека. То же самое касается и других тезисов, например того, что наиболее оптимальным типом дыхания для профессиональной фонации является – нижнегрудобрюшное и т. д.
Резонансный принципголосообразования, изученный еще Г. Гельмольцем на модели речевых звуков, а по отношению к певческому голосу развитый в трудах российских и зарубежных ученых – С. Н. Ржевкиным, В. П. Морозовым, Й. Сундбергом (J. Sundberg) и др., судя по приведенным в данной монографии высказываниям выдающихся певцов – М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, Дж. Лаури-Вольпи и др., а также вокальных и речевых педагогов – Г. Сандлера, К. Линклэйтер и др., представляется, несомненно, важной методологической основой вокальной и речевой педагогики. Резонансная теория пения (В. П. Морозов) научно обосновывает принцип целостностиголосового аппарата – взаимосвязь резонаторов с работой дыхания и гортани.
Эти и ряд подобных положений являются «золотыми» принципами вокальной и речевой педагогики. Многократно доказанные научными исследованиями, они, собственно, и составляют научную основу развития певческого и речевого голоса.
Теперь хотелось бы более подробно остановиться на том, что же всё-таки происходит при достижении той самой скоординированности работы всех трёх отделов голосового аппарата, о которой говорилось выше и которая достигается в процессе обучения.
Голосообразование представляет собой сложный мышечно-двигательный акт. Это работа и дыхательной мускулатуры, и мышц артикуляционных органов, и внутренних мышц гортани. Все мышечные действия имеют под собой рефлекторную природу.
Рефлекс – это наиболее выгодная в энергетическом плане форма работы в живом организме. Рефлексы подразделяются на безусловные (врождённые) и условные (приобретённые). Например, одёргивание руки от горячего предмета – врождённая защитная реакция, безусловный рефлекс.
Если мышечный акт сложный и состоит из ряда последовательных рефлексов, то это называется «динамическим стереотипом». Голосообразование и есть динамический стереотип. Например, у одних во время фонации происходит зажим нижней челюсти, у других форсированный выдох и т. д. и т. п. Это всё индивидуальные варианты неверногодинамического стереотипа голосообразования.
В процессе обучения педагог пытается все неверные навыки (отдельные рефлексы этого комплекса) переделать на правильные, целесообразные и закрепить их, т. е. сформировать новый, физиологически рациональный стереотип голосообразования. Поэтому вокальная и речевая педагогика подразумевает многократное и регулярное повторение одного и того же правильного стереотипа голосообразования. Вот почему студентам, как минимум, первых трёх курсов запрещается давать голосовую нагрузку вне стен учебного заведения, «на стороне» без разрешения своего педагога. Человек, только начинающий овладевать вокальным или речевым мастерством, не способен еще вполне осуществлять самоконтроль того, как он поёт или говорит (это развивается только с опытом и практикой!). На сцене, в волнении он возвращается к своим старым фонационным навыкам, прежнему неверному стереотипу. Закрепления новых, рациональных навыков не происходит.
На начальных этапах обучения певца правильное подключение в фонационный процесс отдельных его компонентов, скоординированность всех действий происходит под влиянием постоянного самоконтроля, повышенного внимания учащегося. Нередко это может вызывать утомляемость гортани и самого учащегося в физическом и эмоциональном плане, повышается риск возникновения патологии голосового аппарата и необходимость фониатрического контроля его состояния. Статистика показывает, что учащиеся чаще болеют голосовыми расстройствами, чем профессионалы, овладевшие совершенной (резонансной) техникой пения или речи.
Когда правильный динамический стереотип сформирован, он уже уходит в сферу подсознательного саморегулирования (автоматизма), а сознание певца или актера освобождается для решения художественных исполнительских задач.
Подводя итог можно сказать, что научные основы вокальной и речевой методики – это применение на практике всего комплекса теоретических знаний, накопленных к настоящему времени различными науками – анатомией, физиологией, акустикой, фониатрией, логопедией, психологией, педагогикой и многими другими с целью рационального использования голосовой функции и профилактики её нарушений.