И соответствующие случаи вычитания, которую так же, как
Таблицу сложения в пределах 10, ученики должны в соот-
Ветствии с программой усвоить на уровне навыка.)
Прежде чем дать установку на запоминание состава каж-
Дого двузначного числа в пределах 20, целесообразно рассмот-
Реть общий способ действия, который как при сложении, так
И при вычитании, состоит из двух операций. В случае сложе-
Ния _ это дополнение первого слагаемого до 10 (выполнение
Операции требует прочного усвоения состава числа 10), затем
Составление числа из десятков и единиц (выполнение этой
Операции требует прочного знания состава всех однознач-
Ных чисел и разрядного состава двузначного числа). В случае
вычитания – это уменьшение данного числа сначала до 10,
А затем вычитание из 10 оставшихся в вычитаемом единиц
(выполнение этой операции требует прочного знания состава
Числа 10 и состава всех однозначных чисел).
Для усвоения названных операций в учебнике предлага-
Ются различные задания, соответствующие общей направлен-
Ности курса (развитию мышления младших школьников в
Процессе усвоения программного содержания), т. е. включа-
ющие приёмы анализа и синтеза, сравнения, классификации
И обобщения.
На первом уроке по теме ученики овладевают общим спо-
Собом действия при сложении однозначных чисел.
При выполнении задания 68 отрабатывается одна из опе-
раций, которая входит в вычислительный приём. Основой
Этой операции является знание состава числа 10. Конечно,
учащимся можно предложить и такой вопрос: «На сколь-
Ко нужно увеличить числа 9, 8, 7, 6, чтобы получить число
У большинства ответ на него не вызовет затруднений.
Дети самостоятельно смогут записать равенства: 9 _ 1 _ 10,
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Тем не менее, не следует на данном эта-
пе отказываться от наглядности, так как её использование
Оказывает положительное влияние на запоминание таблич-
Ных случаев сложения и вычитания в пределах 20.
В качестве основного метода формирования вычислитель-
Ных умений целесообразно использовать установление соот-
Ветствия между предметными и символическими моделями.
В задании 69 ученики соотносят рисунок с двумя число-
Выми выражениями и в результате осознают возможность за-
Мены в первом выражении суммы двух чисел (2 и 3) числом 5.
Тем самым на предложенных моделях они усваивают
Две основные операции, которые входят в вычислительный
приём. Важно, чтобы на этом этапе учащиеся проговаривали
Действия, выполняемые с предметными моделями.
Например, комментируя выражения в задании 69, они об-
ращаются к рисунку: «Число 8 обозначает количество кругов
В первом ряду. К этим кругам добавили сначала 2 круга из
Второго ряда ( дети показывают это на рисунке). Затем объ-
Единили 10 кругов первого ряда и 3 круга второго ряда (пока-
Зывают движением руки). Второе выражение означает, что
Кругов первого ряда объединили с пятью кругами второго
ряда». Наглядная интерпретация выполненных действий
позволяет ребёнку осознать, что объединять круги первого
и второго ряда можно поэтапно: сначала дополнить первый
Ряд до 10, а затем объединить 10 кругов с оставшимися кру-
Гами второго ряда.
Задание 70 обсуждается фронтально. Дети называют ри-
Сунок, которому соответствует каждое выражение. Напри-
Мер, выражение 7 _ 3 _ 3 соответствует нижнему левому
Рисунку, так как 7 кругов дополняют до 10, а затем объеди-
Няют 10 и 3 круга. Для самостоятельной работы в тетрадях
учитель может предложить задание: «Запишите каждое вы-
ражение в виде суммы двух однозначных чисел». (7 _ 3 _ 3 _
_ 7 _ 6; 6 _ 4 _ 1 _ 6 _ 5 и т. д.)
При выполнении задания 71 второклассники анализиру-
ют каждый рисунок и соотносят его с выражениями, которые
Записаны под ним. Важно акцентировать внимание учащих-
Ся не только на составе числа 10, но и на количестве тех кру-
Гов, которые даны на рисунках вне треугольников. Допол-
Нив число кругов в треугольнике до 10, учащиеся получают