Логопедическое обследование
При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее:
— характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по
попке, после стимуляции, не кричал);
— физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или
слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);
— интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
— хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);
— первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал
сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
— длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше,
активно сосал все кормление, отказывался брать грудь,
требовал соску);
— характер сосательных и глотательных движений при
кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания,
вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное
«покусывание» груди во время кормления).
II этап (1—3 месяца)
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа, мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.
На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический «комплекс оживления» (3 мес): ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «отвечать» на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживлением, вокализацией, генерализованной двигательной активностью. Он по-разному реагирует на сердитый и ласковый голос, улыбается или плачет. С помощью крика, который становится интонационо-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.
При отклонениях в раннем развитии ребенка ориентировочные зрительные и слуховые реакции формируются с запаздыванием или отсутствуют вообще. Преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка.
В случае отклонений в речевом развитии голосовые реакции мало выразительны, при грубых нарушениях, связанных с органической патологией ЦНС, начальное гуление (гуканье) отсутствует (Л.О. Бадалян, 1988. — С. 135).
При выраженных нарушениях эмоционально-психической сферы нарушается формирование механизмов подражания, и гуление как бы задерживается на аутоэхолалической стадии. Необходимо также обратить особое внимание на формирование у младенца к 3 месяцам выраженной эмоциональной реакции на ухаживающего за ним взрослого человека («комплекс оживления», улыбка, более активное гуление после звуковой стимуляции). Отсутствие такой реакции является прогностически неблагоприятным показателем и требует дальнейшего наблюдения за психическим и эмоциональным развитием ребенка (Э.Л. Фрухт, 1998).
Логопедическое обследование начинается с наблюдения за ребенком в естественныхусловиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:
— характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при
купании (резкий крик и общая двигательная активность,
вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик,
общая вялость и пассивность);
— появление первых мимических гримас (реакция на
«сладкое-горькое» при изменении питания кормящей
матери или введении новой смеси или пищевых добавок),
их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
— начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося пред
мета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
— фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого;
— наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение
к нему со стороны взрослого;
— характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач,
вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
— характер преобладающих реакций на обращенную к
нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс
оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
— проявление положительных эмоций в комфортных
условиях, например после кормления или смены
мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение
и т.п.).
Отдельно отмечаются первые доречевые реакциимладенца:
— начальное гуление—«гуканье»;
истинное гуление (время его появления, длительность и
напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);
— первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;
— монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции.
III этап (3—6 месяцев)
В начале этого этапа ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, но постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»). К 6 месяцам должны хорошо различаться звукосочетания гласных с губными согласными типа «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» (аутолалический этап лепета). Изменение характера голосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать с типичной для его языкового окружения мелодикой.
Постепенно у ребенка формируются специфические слуховые реакции на все внешние раздражители (голос мамы, разговор, наблюдение за звучащим предметом или игрушкой). С 4 месяцев он устойчиво находит глазами источник звука, который находится вне поля его зрения, узнает мать и улыбается ей. С 5 месяцев дифференцирует знакомые и незнакомые лица. Различает строгую и ласковую интонацию речи, эмоционально положительно реагирует на голос матери, а к голосу незнакомого человека только прислушивается, но остается равнодушен. После 4,5 месяцев протестует против «формального общения», проявляет ярко выраженную коммуникативную интенцию (М.И. Лисина, 1986).
Когнитивное развитие: у ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересом тянется к новой игрушке, легко отвлекается на новый раздражитель). Формируется ожидание многократно повторяющихся действий.
Коммуникативная деятельность: ребенок стремится к общению со взрослым. Развивается общение с помощью жестов: тянет руки, чтобы его взяли на руки или дали необходимый предмет.
Нарушения интонационно-мелодической структуры лепета наблюдаются не только у глухих детей, но и в случаях натальной травмы шейного отдела спинного мозга. В этом случае на процесс голосообразования оказывают влияние нарушения функции спинального дыхательного центра, слабость мышц диафрагмы при повреждении С-4 сегмента и межреберных мышц (А.Ю. Ратнер, 1990). Дети дышат поверхностно, у них снижен объем выдоха при общей мышечной гипотонии, что становится особенно заметно в связи с особенностями вокальной структуры лепета. Длительный вокализованный выдох явно затруднен, преобладают краткие лепетные серии («бедный лепет»).
В случаях более тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно-мелодическая выразительность вокализаций снижена, самоподражания нет (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 141).
Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными (легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно (Л.О. Бадалян, 1988, там же). В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза или глубокой умственной отсталости ребенок может быть явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, у него будет преобладать патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, отворачивается).
Логопедическое обследование
Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3—6 месяцев:
— характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);
— особенности интонационной окрашенности голосовых ре
акций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
— переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);
— изменение поведения в ответ на слуховые раздражители
(ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает
глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);
— наличие или отсутствие мышечной активности в речевой
и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех
типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
— патологические трудности при переходе на густую пищу
(наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из
поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;
— особенности визуального контакта с близкими людьми:
поиск или избегание встречного взора, напряженность,
отстраненность взгляда;
— неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его
безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
IV этап (6-9 месяцев)
Всамостоятельной вокальной продукции наблюдается постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые (В.И. Бельтюков, 1977). У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, он также может имитировать кашель и щелканье языком.
Возрастает роль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции.На появление первичных коммуникативных намерений существенно влияет наличие благоприятной обстановки взаимодействия взрослого и ребенка.