Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан — законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения.

В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:

— права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанные с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых, на жилище;

— права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.

Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально важно, — дополнение их новыми. Уже до конца переходного периода должны получить свое правовое обеспечение: право на собственность и доходы от нее, право на помощь при незанятости, право на профессионально-квалификационный минимум оплаты труда, право малообеспеченных граждан на социальную поддержку общества. Эти гарантии должны обеспечивать прожиточный минимум всем гражданам РФ.

Прожиточный минимум — минимум денежных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и восстановления его работоспособности.

Методы социальной защиты в новых условиях должны строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточны для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.

Традиционно технологии разрабатывания минимального потребительского бюджета формировались на чисто статистической, нормативно-статистической и чисто нормативной базе, то есть информационно-методических основах. Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них и определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным (а в мировой практике главенствующим) является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок.

При исчислении прожиточного минимума до начала 1990 г. минимальный прожиточный бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно триста разновидностей различных товаров и услуг, объединенных в «потребительские корзинки»: продукты питания, гардероб, предметы бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.

Поскольку потребности разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки.

Базовой информацией для расчета норм потребления продуктов питания являлись разрабатываемые научным советом при Президиуме АМН СССР «Физиологические нормы потребления пищевых веществ для различных групп населения СССР». Эти нормы рассчитывались по основным пищевым веществам: белкам, жирам, углеводам, незаменимым аминокислотам, микроэлементам, витаминам. Расчеты производились для различных половозрастных категорий населения, а также 5 групп тяжести и интенсивности труда с распределением профессий (наиболее распространенных) по этим группам.

Минимальные нормы потребления продуктов питания определялись для первой группы интенсивности труда по набору продуктов, обеспечивающих нижнюю границу содержания необходимых питательных веществ. Для детей принимались рациональные нормы потребления. В результате «потребительская корзинка» продуктов питания, включающая примерно 70 наименований продуктов питания, обеспечивала в среднем уровень потребления несколько ниже среднего, регистрируемого органами статистики уровня, но имела более сбалансированную структуру, чем в группах населения с уровнем среднедушевого дохода ниже 100 рублей. Так, в предлагаемой «корзинке» выше удельный вес белковосодержащих продуктов и овощей и ниже — хлебопродуктов.

Нормативы потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования состояли из нормы обеспеченности, дифференцированной по социально-демографическим группам населения, среднего срока службы и объема годового приобретения. Что касается предметов общесемейного пользования, то сначала производилась оценка для семей различного состава, а затем выводились среднесемейные и среднедушевые характеристики.

Отдельным вопросом стоял уровень цен, принимаемых при расчетах стоимостных объемов годовых покупок и, следовательно, годового и месячного объемов минимального потребительского бюджета. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен. Величина прожиточного минимума в денежном выражении в 1988 г. была рассчитана с учетом цен колхозного рынка и установлена в размере 84 руб. в месяц.

Создаваемая в настоящее время система социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран. Рассмотрим с этой точки зрения основные элементы системы социальной защиты (схема 2).

Схема 2

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям - student2.ru

Минимальный потребительский бюджет — нормативная основа системы социальной защиты. С какими же конкретными функциями это связано?

1) Прежде всего, объем минимального потребительского бюджета является той границей, которая очерчивает уровень малообеспеченности. Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности.

Бедность — это состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным.

Черта бедности — минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечивать прожиточный минимум. Прожиточный минимум — минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

В начале 20-х гг. в СССР была разработана 17-ступенчатая тарифная система, первая ступень которой рассчитывалась как гарантированная минимальная заработная плата. Она и представляла прожиточный минимум. Однако с конца 20-х гг. оценить масштабы бедности невозможно, так как анализ обследований бюджетов семей и соответствующие публикации после 1928 г. были прекращены. Долгое время феномену бедности вообще не уделялось внимания. Нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц. На этом уровне были установлены гарантированный минимум заработной платы и минимальная пенсия. В 1975 г. в СССР 16% семей рабочих и служащих находились ниже установленной таким образом черты бедности. Десять лет спустя (в 1985 г.) экономисты предлагали поднять «планку» бедности до 75 руб. на душу в месяц: при таком подходе в СССР около 11,3% всех семей оказывались ниже черты бедности. Доля бедных в населении России оставалась примерно на том же уровне и к началу 90-х гг. Как и в предыдущие годы, общественные науки избегали использовать термины «бедные» или «бедность».

Интересны данные Всемирного банка. Так, внутренний валовый продукт (ВВП) России в 1992 г. составлял 3000 долл. США на человека, в то время как в 1991 г. он составлял 3220 долл. США. В 1994 г. также отмечался рост числа лиц, живущих за пределами черты бедности. Среди причин обеднения отмечается снижение доходов в заработной плате за счет сильной инфляции. В 1993 г. первая статья доходов в бюджете семей была посвящена питанию и представляла собой 80% от заработной платы. В 1990 г. эта статья расходов составляла лишь 30% от заработной платы.

Напомним, что данные о семейных бюджетах позволяют оценить степень экономического развития страны. Обнаружил это в прошлом веке немецкий статистик Эрнст Энгель. Закон Энгеля гласит: по мере роста доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии и по уровню благосостояния своих граждан лидируют Япония и США. Россия же с ее доходами (если даже брать за основу 40% расходов на питание) находится на последнем месте среди крупнейших стран мира. Столь же высокий уровень расходов на питание в США, Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70-100 лет назад.

В России минимальная заработная плата и минимальная пенсия составляла в 1994 г. 2/3 стоимости минимального продуктового набора. Расчеты Л.С. Ржанициной показали, что за социальным порогом бедности (уровень прожиточного минимума) оказались 119 млн. человек, или 80% жителей России, в том числе 62 млн. человек, или 43%, находятся за порогом физиологической бедности. Как отмечал известный экономист У. Пети, «ни одно общество, без сомнения, не может быть признано счастливым, если значительная часть его бедна и несчастна».

В настоящий момент в социальных науках сложилось две технологии определения бедности.

а) Абсолютный подход. Основан на понимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности (так же как и богатства) определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

В сравнительных международных исследованиях этот подход используется редко, потому что сложно сопоставить стандарты потребления в разных странах.

б) Относительный подход. Бедность рассматривается как относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ жизни, наиболее распространенный в обществе.

Этот подход используется при проведении международных сравнительных исследований значительно чаще.

В данном случае за основу может быть взят показатель «среднедушевой доход семьи». К бедным будет отнесен такой слой людей, которые имеют доход, составляющий половину среднедушевого дохода в данной стране за данный период. К нищим будут относиться люди, чьи доходы составляют половину дохода бедных, или лишь четверть среднедушевого дохода по стране.

На практике широко распространено «административное» определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом «бедных» наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день измерение бедности осуществить чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д. Например, по мнению В.Б. Медведева, выделяется три уровня измерения бедности: а) действующая статистическая модель — определение бедности количественным методом по принятым нормативам; б) расширенная модель статистического анализа; в) поддающиеся статистическому анализу типичные факторы риска[26].

Проблема бедных — одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой — чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Например, даже в такой богатой стране, как США, существует чрезвычайно разветвленная система социальной поддержки беднейших семей, поскольку в этой стране примерно 33 млн. человек, или 13,5 % всего населения, имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это значит, что эти люди живут ниже черты бедности, или, проще говоря, в бедности, поскольку не могут позволить себе приобрести тот набор товаров и услуг, который образует прожиточный минимум.

Поддержка нетрудоспособных граждан, например, инвалидов детства, многодетных или неполных семей — всех, кто по объективным причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в бюджет государства.

Государство при этом выступает в роли перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами — от английского слова «transfer» — перемещение, передача).

2) Вторая важнейшая функция минимального бюджета — собственно функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, — размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

Нормативно-информационной основой обеспечения этих гарантий являются системы нормативных бюджетов, прежде всего бюджеты «скромного достатка». Такие бюджеты разрабатываются государственными органами (Бюро статистики труда в США), научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки — уровни скромного достатка и бедности — не являются официальными нормативными актами, однако служат основой при определении устанавливаемой правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с уровнем скромного достатка (минимума материальной обеспеченности в нашей терминологии). Такой уровень в среднем составляет примерно 70% к среднему уровню дохода. В большинстве стран считается, что минимальная заработная плата должна обеспечивать достойный уровень жизни одному работающему. Как правило, минимальная зарплата составляет 40-50% средней.

Уровень бедности может обеспечить только самые необходимые потребности — в питании и некоторых услугах. К такому уровню привязывается минимальное социальное пособие, на которое имеют право практически все граждане страны. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

В странах с более высоким уровнем социальной защиты эти показатели менее дифференцированы. Так, в Швеции максимальная зарплата лишь в два раза больше минимальной, а минимальная составляет около трех четвертей средней.

Проблема уровня доходов была актуальной на всех этапах развития Советского Союза. Так, в 1946 г. разрыв между 10% трудящихся с высокими и 10% самыми низкими доходами составлял 7,24 раза, в 1956 г. — 4,44 раза, в 1966 г. — 3,26 раза, в начале 80-х гг. — примерно 3 раза. В целом в советское время сохранялась устойчивая тенденция к улучшению материального (финансового) обеспечения граждан. Однако с середины 80-х гг. можно обнаружить другую тенденцию социальной политики государства, в основе которой лежал не процесс выравнивания доходов, а, наоборот, разделение общества на богатых и обездоленных, резкая имущественная дифференциация.

Разрыв доходов между бедными и богатыми в развитых европейских странах колеблется от 1:6 до 1:9. Если он превышает соотношение 1:10, то, по мировым стандартам, общество вступает в зону социальной нестабильности. В 1991 г. такой разрыв в России составил 1:5, в 1993 г. — 1:10,4, а в 1995 г. — 1:14,6. В Москве в 1996 г. этот разрыв составил 1:60, а по итогам декларирования доходов 1997 г. (т.е. легально заявляемых доходов только работающих жителей) очевидно, что доходы 20% самых высокооплачиваемых и 20% самых низкооплачиваемых москвичей различаются в 36 раз. Следует также учесть, что среди 20% самых бедных москвичей есть свои самые бедные. Государство обязано противодействовать опасной социальной поляризации.

Нормативы минимального потребительского бюджета являются также основой для установления и пересмотра норм потребления в учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

3) И, наконец, третья функция. «Потребительская корзинка» — набор предметов, входящих в состав минимального потребительского бюджета, — служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что, в свою очередь, является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения.

Индексация должна соответствовать текущему росту цен. Для регистрации ее создается служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг. Существующие в более развитых странах системы слежения за ценами, как правило, включают очень развитые сети (к примеру, в Венгрии сеть регистрации цен охватывает 400 населенных пунктов и более 2 тыс. магазинов).

Индексация представляет собой механизм корректирования денежных доходов населения с учетом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые подлежат индексации, и частоты их регулирования.

Напомним, что послевоенная экономическая обстановка на Западе характеризовалась двумя периодами в развитии инфляционных процессов. Складывавшиеся механизмы государственного регулирования довольно широко использовали инфляцию в качестве стимула экономического роста, занятости и роста расходов на социальные цели. В дальнейшем инфляция приобрела самодовлеющий характер, возникла так называемая «инфляционная спираль», когда экономический рост заменяется ростом цен и доходов. В результате отрицательных последствий «стагфляции» в начале 80-х годов было произведено коренное изменение в экономической политике государства, основой которой стало проведение антиинфляционных мер.

В соответствии с общим изменением курса экономической политики менялась и политика индексации доходов. С первой половины 50-х годов индексация заработной платы стала закрепляться в коллективных договорах в форме повышения часовых ставок оплаты на официальный процент роста цен. Государство, в свою очередь, проводило повышение зарплаты государственных служащих, пособий и пенсий. В 60-х годах был сформирован законодательный и организационный механизм индексации доходов. Он имел в разных странах некоторые отличия. В странах Северной Европы и Италии индексации, в соответствии с опубликованным официальным индексом цен, подлежали все виды доходов всех лиц, работавших по найму. В Северной Америке и Центральной Европе закон устанавливал обязательную индексацию минимальной заработной платы, пенсий, пособий и зарплаты государственных служащих. Оплата труда остальных категорий работников регулировалась коллективными договорами. Пороговый уровень цен, являющийся сигналом для проведения индексации, колебался от 1 до 3%.

С начала 80-х годов, с переходом к антиинфляционной политике, начался почти повсеместный отказ от разветвленных индексационных систем. Вместо повышения зарплаты, автоматически следовавшего за повышением цен, стали прибегать к так называемому отсроченному повышению — закрепленному в договоре обязательству государства и предпринимателей повысить в течение определенного времени зарплату на определенный процент. Обязательной индексации подлежали минимальная заработная плата, пенсии и пособия.

Резкое падение уровня жизни населения в России в результате либерализации и роста цен требовало индексации доходов как минимум трех категорий населения: лиц с фиксированными доходами (пенсионеры, инвалиды, матери (отцы) с детьми); занятых на предприятиях и в организациях бюджетной сферы; работающих в отраслях, цены на продукцию которых регулировались государством.

В то же время любые действия по увеличению денежных доходов населения в условиях стагнации способствуют раскручиванию новых витков инфляции. Политика регулирования денежных доходов населения претерпела значительные изменения: вплоть до 1994 г. правительство рассматривало регулирование средств, направляемых на потребление, в качестве основного инструмента борьбы с инфляцией, и лишь при подготовке программы экономического развития России на 1995-1996 годы было признано, что данный фактор является подчиненным по отношению к финансово-кредитной и бюджетной политике государства.

В 1993 г. в результате устойчиво высокого уровня инфляции изменился подход правительства к регулированию денежных доходов населения. Оно рассталось с иллюзиями эффективно контролировать доходы последнего и было вынуждено перейти от политики поддерживания среднего уровня доходов к адресной помощи наиболее социально уязвимым слоям населения.

Основным направлением социальной политики государства в области доходов с 1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий). Главным инструментом такого регулирования является показатель «прожиточный минимум», который представляет собой минимально допустимую физиологическую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

Предполагалось, что будут предложены меры, позволяющие приблизить минимальные размеры оплаты труда и социальных выплат к реальному прожиточному минимуму. На практике уже в 1992 г. прожиточный минимум превышал минимальный оклад, в дальнейшем этот разрыв лишь увеличивался. Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, достигавшее своего максимума в конце 1992 г. — приблизительно 365%, далее также уменьшалось и сегодня составляет лишь около 150%. Если в 1992- 1993 гг. соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера имело положительную динамику, то начиная с 1994 г. оно стало ухудшаться, и впервые в 1995 г. средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума.

При проведении индексации (как в нашей стране, так и во многих других странах) обычно допускаются следующие манипуляции:

1) «в корзину» включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен;

2) объем потребления определяется по физиологическому минимуму и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума;

3) индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно «прикарманивать» доходы населения.

Таким образом, опыт проведения мероприятий социальной защиты показывает, что они могут являться действенным инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру, индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

В настоящее время в ряде регионов страны проводится в жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых «уравнительных» льгот для больших групп населения с различными уровнями доходов (все пенсионеры, учащиеся 1-4 классов и т.д.); планирование помощи (адресность материальная, натуральная и др.) только социально незащищенным группам населения с уровнем душевого дохода ниже стоимости продуктовой корзины минимального потребительского бюджета (в семье — душевой доход с учетом всех поступлений семьи). Например, в Московской области таких граждан всего 16 категорий. Существует определенная технология по организации наблюдений и расчета средних цен для определения стоимости потребительской корзины.

Осуществляются разнообразные формы адресной социальной помощи. Например, мастерские «Бытсервис» (Одинцовский район) принимают в ремонт у престарелых граждан, пользующихся услугами отделений социальной помощи на дому, бытовую технику, взимая плату в размере 50%. Также в соответствии с договором принимают на работу инвалидов. Кроме того, в Московской области предприятия, оказывающие населению по доступным ценам услуги, объем которых составлял не менее 70% от общего объема работ, в 1994 г. были освобождены от уплаты налогов на прибыль и землю, местных налогов, зачисляемых в бюджет. Создаются социальные парикмахерские, организуется специальное банное обслуживание пожилых людей и инвалидов и многое другое. В городе Электросталь появилась еще одна форма обслуживания «Договор купли-продажи квартиры с условием пожизненного содержания», что помогает эффективнее наладить работу с одинокими нетрудоспособными гражданами.

Итак, группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

Изменения, происходящие в нашем обществе, в частности переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой его наиболее социально слабых слоев.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и содержание экономических методов и их роль в социальной жизни.

2. Назовите основные экономические методы косвенного и прямого воздействия на социальную практику.

3. Раскройте и проанализируйте основные методы, механизмы воздействия на систему социальной защиты населения в период перехода к рыночным отношениям.

Глава XVII

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ

Кардинальные изменения, которые происходят в области политической, экономической жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения. Основой для разработки комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: социологии, экономике, психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, криминологии.

Практическая реализация профилактической социальной работы возможна лишь при решении ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в практику социальной работы активно внедряются различные формы новых профилактических (превентивных) служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.

Сущность и содержание социальной профилактики

В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.

Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.

Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.

Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:

1. признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;

2. постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при прежнем уровне и состоянии физического и психического здоровья;

3. противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;

4. подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;

5. повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;

6. ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.

Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

1. Любое важное событие в жизни человека, касающееся его семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.

Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.

Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).

Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.

Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

3. Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков.

4. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

5. И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений — одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом — преступлениями.

Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений преследует следующие основные цели:

— сокращение и в перспективе полную ликвидацию противоправного поведения граждан и должностных лиц;

— ограничение и в последующем ликвидацию случаев антиобщественного поведения граждан и должностных лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечет за собой противоправные деяния или способствуют их совершению;

— преодоление негативных сторон общественного развития, способствующих правонарушениям;

— устранение условия для правонарушений, недостатков и просчетов в деятельности органов управления, хозяйственных организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;

— борьбу с пьянством и алкоголизмом: постепенное искоренение отрицательных форм поведения в семье, на производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;

— развитие и совершенствование позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;

— повышение уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;

— воспитание экологической дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.

Субъектами социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно разрабатывать как составную часть (раздел или подраздел) плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается увязка и согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.

Объектами социально-профилактического воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Круг объектов социально-профилактического воздействия чрезвычайно широк. Поэтому конкретные объекты социально-профилактического воздействия определяются в процессе предварительного изучения состояния правопорядка в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе.

Объекты социально-профилактического воздействия можно условно подразделить на четыре основные группы:

— негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);

— негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);

— негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей (отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);

— негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

Воздействие на социально-профилактические объекты осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами.

Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних, и т.д.)

Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений).

Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления, и др.)

Социально-профилактические меры могут быть направлены:

— на повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями ;

— на предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;

— на становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:

— выбор наиболее актуальных целей профилактической деятельности;

— максимально полное использование возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;

— объединение и рациональное использование имеющихся в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;

— сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).

При разработке региональных комплексных планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промышленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.

Комплексные планы социальной профилактики правонарушений различных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.). Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.

В целях повышения персональной ответственности за выполнение комплексных планов социальной профилактики правонарушений целесообразно указывать конкретных исполнителей предусмотренных мероприятий.

Так, по данным криминологов, в одном административном районе иногда действует до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сроки, на которые разрабатываются комплексные планы социальной профилактики правонарушений, следует увязывать с периодом действия текущих и перспективных планов экономического и социального развития регионов, отраслей народного хозяйства и трудовых коллективов.

При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами:

— принцип директивности, состоящий в обязательности и своевременности исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений;

— принцип системности, означающий как всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;

— принцип конкретности, требующий включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;

— принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;

— принцип законности, обязывающий включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, а так же пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражаются в изменении показателей, характеризующих:

— непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров;

— образовательный и культурный уровень отдельных групп населения;

— степень активности общественности в борьбе с правонарушениями;

— скрытые от учета правонарушения.

Для оценки эффективности выполнения плана профилактики правонарушений могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения. Однако точная оценка эффективности выполнения плана по изменениям в состоянии и динамике правонарушений возможна только при углубленных обследованиях, охватывающих достаточно большой период времени.

Результаты контрольных проверок могут быть реализованы в виде:

— управленческих решений;

— информированности заинтересованных органов;

— отчетов перед общественностью;

— различных публикаций в средствах массовой информации.

По содержанию общепрофилактические меры подразделяются на:

— экономические, направленные на повышение жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;

— социально-культурные, содействующие удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей;

— организационно-правовые, предусматривающие создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;

— воспитательные, предназначенные для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности.

Целями общеорганизационных профилактических мероприятий являются:

— создание необходимых общественных формирований, определение их задач и функций;

— координация усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений;

— обеспечение единства действий субъектов профилактики правонарушений;

— совершенствование организации профилактической работы по месту жительства (улучшение деятельности общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений районов и микрорайонов, повышение их влияния на организацию досуга населения, особенно молодежи) и по месту работы (усиление работы советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, товарищеских судов и т.д.);

— совершенствование информационного обеспечения потребностей государственных органов, должностных лиц, общественных организаций в процессе деятельности по профилактике правонарушений.

Для обеспечения скоординированной профилактической деятельности различных органов, организаций и учреждений, согласования различных форм профилактики в планах следует предусматривать общеорганизационные меры, к числу которых могут относиться:

— создание совета профилактики правонарушений;

— разработка Положения о совете профилактических правонарушений.

Вместе с тем в настоящее время между теорией профилактики и практикой профилактической деятельности ощущается заметный разрыв, что прежде всего отрицательно влияет на эффективность и результативность социальной работы. Поэтому сегодня возникла острая необходимость разрабатывать, систематизировать методы и направления профилактической работы, оценивать и анализировать информацию по этой проблеме в различных отраслях знаний.

Наши рекомендации