Карта изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя и его ближайшего окружения
Цель: сбор объективных данных об особенностях воспитания подростка и составление на этой основе характеристики
Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата рождения________________________________________________
Номер группы (класс)______________________
Стоит или нет на учете в ИДН________________
Количество детей в семье____________________
1. Состав семьи:
– нет родителей;
– мачеха и отец;
– одна мать(отец);
– мать и отчим;
– мать и отец.
2. Образование родителей:
– не имеют среднего образования;
– среднее образование у одного из родителей;
– среднее у обоих родителей;
– высшее у одного из родителей;
– высшее у обоих родителей.
3. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
– в семье присутствуют проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей;
– частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
– эпизодические запои у родителей, семейные скандалы;
– один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
– семья ведет здоровый образ жизни.
4. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов в семье:
– в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей;
– преобладают стяжательские настроения;
– для семьи характерна духовная индифферентность;
– духовные потребности недооцениваются;
– семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей.
5.Характер эмоциональных отношений в семье:
– напряженно-конфликтные отношения;
– эмоционально холодные, отчужденные отношения;
– эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
– отношения ровные, но без эмоциональной близости;
– атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.
6. Здоровье учащегося:
– хронические болезни;
– патология;
– слабое;
– удовлетворительное;
– хорошее.
7. Учеба:
– неудовлетворительная;
– слабая;
– средняя;
– хорошая;
– отличная.
8. Поведение в учебном заведении:
– состоит на учете в ИДН;
– неудовлетворительное;
– удовлетворительное;
– хорошее;
– примерное.
9. Общественная активность:
– бойкотирует коллективные мероприятия;
– не участвует в общественной жизни;
– пассивный участник коллективных дел;
– активный участник коллективных дел;
– организатор коллективных дел.
10. Отношение к учебе:
– крайне неохотное;
– неохотное;
– равнодушное;
– избирательное;
– охотное.
11. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:
– криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН;
– асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;
– общение на основе пустого времяпрепровождения;
–досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
– на основе общих интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечении спортом, коллекционированием и т. п.
Показатели социального развития учащегося
12. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:
– отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
– планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
– планы неопределенные, иногда нереальные;
– планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
– профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется активное ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней.
13. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
– отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
– к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
– отношение добросовестное, но без увлечения, ради отметок;
– отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
– отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
14. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений
(спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):
– индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;
– интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
– интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются под чужим влиянием;
– интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
– глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, умений, навыков.
15. Отношение к педагогическим воздействиям:
– резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;
– неприятие педагогических воздействий в форме Пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
– избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера отношения с учителями;
– к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает адекватно;
– чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
16. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
– бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;
– к общественному осуждению относится равнодушно;
– внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
– с большей частью группы сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
– развитое чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
17. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников:
– открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
– в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
– равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, нейтральность ценностно-нормативных представлений;
– способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать или одобрять их;
– активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
18. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
– навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развить;
– самоанализ иногда возникает под влиянием осуждения окружающих;
– самоанализ отсутствует либо критическое отношение к себе выражено слабо;
– самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
– самоанализ и самокритичность являются основой программ самовоспитания и самосовершенствования.
19. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию (эмпатии):
– проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;
– способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;
– черствость, невнимательность в отношении с товарищами, родителями;
– эмпатия, сопереживание по отношению к близким, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
– высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать к чужой боли и радости, чуткое реагирование на состояние других людей.
20. Волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
– использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
– слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;
– стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде;
– хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолеть трудности внешнего и внутреннего характера;
– сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно полезные действия.
21. Внешняя культура поведения:
– неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
– безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер;
– безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
– аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
– эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса.