Карта изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя и его ближайшего окружения

Цель: сбор объективных данных об особенностях воспитания подростка и составление на этой основе характеристики

Общие сведения об учащемся

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения________________________________________________

Номер группы (класс)______________________

Стоит или нет на учете в ИДН________________

Количество детей в семье____________________

1. Состав семьи:

– нет родителей;

– мачеха и отец;

– одна мать(отец);

– мать и отчим;

– мать и отец.

2. Образование родителей:

– не имеют среднего образования;

– среднее образование у одного из родителей;

– среднее у обоих родителей;

– высшее у одного из родителей;

– высшее у обоих родителей.

3. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

– в семье присутствуют проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей;

– частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

– эпизодические запои у родителей, семейные скандалы;

– один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;

– семья ведет здоровый образ жизни.

4. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов в семье:

– в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются лю­бые средства достижения корыстных целей;

– преобладают стяжательские настроения;

– для семьи характерна духовная индифферентность;

– духовные потребности недооцениваются;

– семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей.

5.Характер эмоциональных отношений в семье:

– напряженно-конфликтные отношения;

– эмоционально холодные, отчужденные отношения;

– эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холод­ность;

– отношения ровные, но без эмоциональной близости;

– атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.

6. Здоровье учащегося:

– хронические болезни;

– патология;

– слабое;

– удовлетворительное;

– хорошее.

7. Учеба:

– неудовлетворительная;

– слабая;

– средняя;

– хорошая;

– отличная.

8. Поведение в учебном заведении:

– состоит на учете в ИДН;

– неудовлетворительное;

– удовлетворительное;

– хорошее;

– примерное.

9. Общественная активность:

– бойкотирует коллективные мероприятия;

– не участвует в общественной жизни;

– пассивный участник коллективных дел;

– активный участник коллективных дел;

– организатор коллективных дел.

10. Отношение к учебе:

– крайне неохотное;

– неохотное;

– равнодушное;

– избирательное;

– охотное.

11. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

– криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН;

– асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;

– общение на основе пустого времяпрепровождения;

–досуговые группы с совместными формами отдыха и обще­ния;

– на основе общих интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечении спортом, коллекционированием и т. п.

Показатели социального развития учащегося

12. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:

– отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;

– планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумно­сти;

– планы неопределенные, иногда нереальные;

– планы и профессиональные намерения в основном определи­лись, но нет активной подготовки к будущей профессии;

– профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется активное ознакомление с будущей профессией, подго­товка к ней.

13. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

– отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает за­нятия;

– к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;

– отношение добросовестное, но без увлечения, ради отметок;

– отношение сознательное, добросовестное, интерес проявля­ется избирательно, не ко всем предметам;

– отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

14. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений
(спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):

– индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;

– интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;

– интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются под чужим влиянием;

– интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в по­лезных знаниях, навыках, умениях;

– глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, умений, навыков.

15. Отношение к педагогическим воздействиям:

– резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;

– неприятие педагогических воздействий в форме Пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;

– избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера отношения с учителями;

– к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает адекватно;

– чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно пережи­вает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, по­ступков.

16. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

– бравирует своим негативным отношением к нормам коллек­тивной жизни, к общественному мнению в классе;

– к общественному осуждению относится равнодушно;

– внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;

– с большей частью группы сохраняет товарищеские отноше­ния, дорожит общественным мнением;

– развитое чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопо­мощи.

17. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников:

– открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

– в большей степени ориентируется на антиобщественные нор­мы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окру­жающих;

– равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, нейтральность ценностно-нормативных представлений;

– способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведе­ние, осуждать или одобрять их;

– активное неприятие антиобщественных проявлений, стрем­ление бороться с ними.

18. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

– навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стре­мится их развить;

– самоанализ иногда возникает под влиянием осуждения окружающих;

– самоанализ отсутствует либо критическое отношение к себе выражено слабо;

– самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;

– самоанализ и самокритичность являются основой программ самовоспитания и самосовершенствования.

19. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию (эмпатии):

– проявление жестокости по отношению к товарищам, млад­шим, слабым, животным;

– способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;

– черствость, невнимательность в отношении с товарищами, родителями;

– эмпатия, сопереживание по отношению к близким, товари­щам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;

– высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать к чужой боли и радости, чуткое реагирование на состояние других людей.

20. Волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

– использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;

– слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;

– стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде;

– хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолеть трудности внешнего и внутреннего характера;

– сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции поведения, но и в коллективе, в способности направ­лять коллективные и общественно полезные действия.

21. Внешняя культура поведения:

– неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;

– безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной оде­ждой, прической, вульгарность манер;

– безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;

– аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;

– эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса.

Наши рекомендации