Первого (репродуктивного) уровня сложности

Творчество педагогов должно строиться на базе теории. Необходим интегрированный курс, практико-ориентированный курс, направленный на усвоение психолого-педагогических знаний, умений и навыков в процессе практической деятельности, помогающий педагогу I развивать у студентов рефлексию, формировать умения самостоятельно анализировать свою будущую профессиональную деятельность. Педагог должен стать прикладным практико-ориентированным психо­логом.

Педагоги и психологи, работающие в сфере образования, должны понимать образовательный процесс вообще (с точки зрения соци­ального заказа, целей и задач, общих закономерностей). Они должны видеть, как и каким образом те или иные аспекты образовательного процесса влияют на развитие личности, знать, какие методические при­емы позволяют целенаправленно проектировать учебную деятельность под решение тех или иных задач обучения, воспитания и развития.

Педагоги и психологи, работающие в сфере образования, долж­ны быть компетентны и в области педагогической психологии, и в об­ласти дидактики. Только такие интегрированные знания помогут бо­лее эффективно организовать процесс обучения.

Основные противоречия, сложившиеся в обществе и системе образования

В соответствии с данными противоречиями представьте варианты решения проблем образования (разрешения противоречий).

  1. Противоречие между приоритетными ценностями образова­ния — переход от «культуры полезности» к «культуре досто­инства» (А.Г. Асмолов).
  2. Противоречие между двумя характерами приобретения зна­ний — перевод от «классической культуры» к «мозаичной куль­туре» (А. Моль).
  3. Противоречие между сложившимся «образовательным» сте­реотипом общественного сознания и накапливаемыми чело­вечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире — переход от принципа «природосообразности» (Я.А. Коменский) к принципу «культуросообразности» (А. Дистервег).
  4. Противоречие, связанное с воспроизводством культуры, — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком.

Используйте литературу

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирова­ние миров. М., 1996.

2. Вершловский СТ. Педагог эпохи перемен. М.: Сентябрь, 2003.

3. Вершловский СТ. Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Специалит, 1999.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

5. Громыко Ю. и др. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г.//Народное образование. 1993. № 1.

6. Ермолаева М.Г. Размышления о новом образовании. СПб., Корифей, 2000.

7. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика. 1997. №5.

8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки рос­сийской психологии. М., 1994.

Основные направления (парадигмы) развития мирового образовательного процесса

Заполните и прокомментируйте таблицу на с. 33:

· максимальное развитие потенциала личности и стимулирова­ние развития ее творческих способностей;

· эффективное формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), основанное на тренинге навыков, работе по готовому образ­цу при точном следовании предписанным шаблонам и алго­ритмам;

· формирование базовых знаний, умений и навыков (ЗУН);

· превращение образовательного процесса в реальное средство воздействия на общественные процессы.

Название парадигмы Основная цель
радиционалистско-консервативная парадигма
Рационалистическая парадигма
Неогуманистическая парадигма
Социал-реконструктивистская парадигма

Используйте литературу:

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. М., 1994.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Зна­ние, 1989.

Наши рекомендации