Первого (репродуктивного) уровня сложности
Творчество педагогов должно строиться на базе теории. Необходим интегрированный курс, практико-ориентированный курс, направленный на усвоение психолого-педагогических знаний, умений и навыков в процессе практической деятельности, помогающий педагогу I развивать у студентов рефлексию, формировать умения самостоятельно анализировать свою будущую профессиональную деятельность. Педагог должен стать прикладным практико-ориентированным психологом.
Педагоги и психологи, работающие в сфере образования, должны понимать образовательный процесс вообще (с точки зрения социального заказа, целей и задач, общих закономерностей). Они должны видеть, как и каким образом те или иные аспекты образовательного процесса влияют на развитие личности, знать, какие методические приемы позволяют целенаправленно проектировать учебную деятельность под решение тех или иных задач обучения, воспитания и развития.
Педагоги и психологи, работающие в сфере образования, должны быть компетентны и в области педагогической психологии, и в области дидактики. Только такие интегрированные знания помогут более эффективно организовать процесс обучения.
Основные противоречия, сложившиеся в обществе и системе образования
В соответствии с данными противоречиями представьте варианты решения проблем образования (разрешения противоречий).
- Противоречие между приоритетными ценностями образования — переход от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г. Асмолов).
- Противоречие между двумя характерами приобретения знаний — перевод от «классической культуры» к «мозаичной культуре» (А. Моль).
- Противоречие между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире — переход от принципа «природосообразности» (Я.А. Коменский) к принципу «культуросообразности» (А. Дистервег).
- Противоречие, связанное с воспроизводством культуры, — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком.
Используйте литературу
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
2. Вершловский СТ. Педагог эпохи перемен. М.: Сентябрь, 2003.
3. Вершловский СТ. Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Специалит, 1999.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
5. Громыко Ю. и др. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г.//Народное образование. 1993. № 1.
6. Ермолаева М.Г. Размышления о новом образовании. СПб., Корифей, 2000.
7. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика. 1997. №5.
8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
Основные направления (парадигмы) развития мирового образовательного процесса
Заполните и прокомментируйте таблицу на с. 33:
· максимальное развитие потенциала личности и стимулирование развития ее творческих способностей;
· эффективное формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), основанное на тренинге навыков, работе по готовому образцу при точном следовании предписанным шаблонам и алгоритмам;
· формирование базовых знаний, умений и навыков (ЗУН);
· превращение образовательного процесса в реальное средство воздействия на общественные процессы.
Название парадигмы | Основная цель |
радиционалистско-консервативная парадигма | |
Рационалистическая парадигма | |
Неогуманистическая парадигма | |
Социал-реконструктивистская парадигма |
Используйте литературу:
1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.