Грамматический строй речи.
Характерные ошибки:
♦ в согласовании;
♦ в управлении;
♦ в употреблении предлогов;
♦ нарушение порядка слов предложений.
Цель: выявление аграмматизма.
Задание № 15
Закончить предложение:
1. Перед домом растёт одно дерево, а в лесу растёт много... (деревьев).
2. У меня один карандаш, а в коробке много ... (карандашей).
3. В зоопарке есть лев, а в цирке выступает много ... (львов).
4. Маша подметает пол ... (веником).
5. Я ем бутерброд с... (маслом).
И так далее.
Грамматический строй речи можно проверить и при обследовании умения составлять рассказ по серии картинок.
Цель: уточнить типы употребляемых предложений, среднюю длину фразы, речевую активность и самостоятельность, последовательность и логику рассказа, средства языка (какие части речи использует в речи), умение абстрагировать, делать выводы, умозаключения, умение выделить главное в сюжете.
Задание№ 16
Дать ребёнку 3 сюжетные картинки. Предложить разложить по порядку и составить рассказ по этим картинкам.
Если ребёнок не может выложить картинки в логической последовательности, значит, он не понимает изображённого. При затруднении в составлении рассказа нужно помочь ему вопросами.
Словарный запас.
Цель: уточнить объём и точность словаря.
1. Проверить пассивный словарь.
Покажи подоконник, форточку, абажур, манжеты.
2. Проверить активный словарь.
Знание обобщений и умение ими оперировать.
Задание № 17
Помоги детёнышам найти своих мам.
Дать одни картинки с изображением домашних животных, другие - с изображением детёнышей. Надо положить рядом с картинкой, изображающей животное, картинку с изображением его детёныша, назвать эти картинки:
корова - телёнок;
кошка - котёнок;
собака - щенок;
лошадь - жеребёнок;
свинья - поросёнок;
коза - козлёнок;
овца - ягнёнок;
кролик - крольчонок.
Задание№ 18
3. Подбор антонимов:
толстый -
высокий -
злой -
старый -
маленький -
хороший -
сладкий -
больной -
Задание № 19
4.Объяснить значение словосочетаний (на понимание переносного значения):
золотая осень;
золотые руки;
золотое сердце.
При выполнении всех заданий нужно отметить:
♦ точность выполнения задания;
♦ самостоятельность выполнения задания;
♦ темп выполнения задания;
♦ эмоциональное отношение к заданию;
♦ рациональность.
Показателем эмоционального отношения к заданию является:
♦ интерес к заданию;
♦ особенности эмоционального отношения к заданию;
♦ стремление продолжать работу.
Выявление левшества
Цель: выявление моторного и сенсорного левшества.
У большинства людей ведущей является правая рука. У них левое полушарие осуществляет анализ, классификацию признаков объекта и их категориальное опознание. Правое полушарие осуществляет непосредственное восприятие целого и индивидуальное опознание объекта.
Это определяет специфический вклад каждого полушария в психическую деятельность человека:
1) правое полушарие оперирует «прерывными сочетаниями непрерывных образов»;
2) левое полушарие - это целостные, не расчленённые на элементы образы.
Противоположные соотношения характеризуют левополушарный способ обработки информации.
Представления левого полушария - это коды в виде определенной последовательности дискретных символических единиц - «букв». В то же время каждое представление является частью непрерывного логического ряда понятий, связанных между собой общими признаками, свойствами, качествами.
Противоположность принципов работы левого и правого полушария определяет их преобладание (доминантность) по отношению к различным психическим функциям, так как эти функции требуют неодинакового участия аналитических и синтетических процессов.
Так звуковой язык, буквенная письменность, грамматика языка, где значение передаётся символами (речевых звуков, букв, слов), - связаны с левым полушарием.
Так как у «правшей» доминантным является левое полушарие, у них наблюдается и более строгая латерализация и других функций.
Правое полушарие создает трудности развития речи и других символических систем. Правополушарные дети воспринимают образы в целом, речевые центры у них находятся в обоих полушариях.
Всё это не мешает обучению, хотя и вносит особенности в усвоение материала.
Но часто приходится иметь дело со скрытым левшеством - переученными левшами.
Морфологически сходные полушария неравнозначны в обеспечении различных психических процессов: правое доминантно по отношению к речи, левое - по отношению к гностической (узнавание) и пространственной функциям.
Полушарие доминантное по речи всегда контрлатерально преобладающей руке.
У левшей чаще наблюдается доминантность левого полушария в речевых процессах, билатеральное представительство речевых функций или её слабая латерализация.
При переучивании эта связь разрывается, что отрицательно сказывается на речевой потенции.
А так как наше обучение строится на словесно-логическом мышлении, логико-знаковых, левополушарных компонентах мышления, то, естественно, ребёнок с образным мышлением будет испытывать большие трудности.
Молодой мозг очень пластичен и может перестроиться при необходимости. Но такая перестройка не проходит безболезненно.
Леворукость - совершенно отличное от нормы распределение функций полушарий. Переучивать левшей - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.
Если письмо осуществляется левой рукой, то заставлять ребёнка писать правой рукой - значит создавать дополнительную нагрузку для левого полушария, которое в процессе развития мозга оказалось вовлеченным в другие функции. Речевые функции у левшей представлены в обоих полушариях. Это как бы затрудняет его речевую потенцию, часто ведёт к дисграфии, дислексии.
Помня о том, что доминантное полушарие всегда латерально преобладающей руке и что преобладающими у левшей будут левый глаз и левое ухо, нужно провести следующее обследование.
Обследование
Цель: выявление скрытого моторного левшества.
Задание № 20
Сложить руки в замок (смотрим, большой палец какой руки сверху).
Задание № 21
Предложить ребёнку скрестить руки на груди. (Сверху всегда будет преобладающая рука.)
Задание № 22
Предложить взять со стола игрушку. (Ребёнок непроизвольно потянется преобладающей рукой.)
Задание № 23
Предложить отвинтить крышку пузырька.
Задание № 24
Заштриховать 2 одинаковых квадрата прямыми линиями сверху вниз: один - правой, а другой - левой рукой (не использовать разлинованные листы, а то будут рисовать по линиям).
1. Если больше линий в 1-м квадрате, то ведущая рука правая.
2. Если во 2-м - левая.
3. Если в обоих квадратах одинаковое количество линий, ребёнок - амбидекстр.
Результаты обследования суммируются, заносятся в таблицу.
Графы № 3, 4, 5 и 6 заполняются со слов родителей. На основании подсчёта баллов можно определить:
1) ребёнок левополушарный;
2) ребёнок правополушарный;
3) амбидекстр.