Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.

Обучение грамоте

Учебники комплекта для начальной школы «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») разрабатываются в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.

Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и нравственно-духовной направленностью.

Основная цель курса – активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других.

Эффективность новой системы обеспечивает учебный материал, подобранный в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями и структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации.

Слово в новой системе обучения представлено по-иному: не как звукобуквенный комплекс, а как единство смысла, значения слова и его звукобуквенной формы.

Культурно-художественный контекст многих страниц азбуки создает условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.

Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.

Учебник позволяет сформировать у учащихся навык чтения, соответствующий программным требованиям.

Материал учебника формирует представления: о языке как средстве общения и способах коммуникации; о знаково-символической системе; о слове как двусторонней единице языка; о лексическом значении слов; о нормах культуры устной и письменной речи.

Материал учебника разделен на три части.

В добукварный период формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система. В букварный период изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение.

В основу изучения звуков и букв положен частотный принцип. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать.

Развивается фонематический слух. Дети учатся проводить фонетический разбор по предложенному алгоритму и оценивать правильность его проведения.

На практическом уровне дети знакомятся с лексическим значением и многозначностью слов, с основами культуры устной и письменной речи.

В послебукварный период совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст.

Учебник дополнен Прописями (№ 1-4), дидактическим пособием «Читалочка» и методическим пособием для учителя.

Климанова Л.Ф.

Обучение грамоте. Методическое пособие для 1 класса.

Благодаря введению коммуникативно-речевых ситуаций и специально подобранному литературно-художественному материалу дети получают первые представления об основных функциях языка, о языке как средстве общения, познания и воздействия, как особой знаковой системе. Более подробно эти вопросы рассматриваются в первом разделе методического пособия «О новых подходах к обучению родному языку в период освоения грамоты».Второй раздел пособия полностью посвящен методике проведения уроков обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Кроме общепринятых уроков чтения и письма, в пособии даются образцы уроков-диалогов, уроков игрового типа на литературно-художественной основе, уроков общения с писателем и его произведением и др.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ

Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Ф. И. Буслаев писал: "Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого" (Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - С. 26). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования - от тетрадей и доски с мелом до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров.

Иногда высказывается мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей рекомендации по обучению конкретному предмету, конкретной теме. Методика действительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.

Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли учителя.

Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая -"зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Задача курса - дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта школ.

Курс предназначен для студентов, которые готовятся стать учителями средней школы, они будут преподавать русский язык как родной для учащихся. Но методика русского языка как наука шире: она объединяет в себе направления: "Методика начального обучения русскому языку", "Методика преподавания русского языка как неродного" (в национальной школе и для иностранцев) и пр.

Наши рекомендации