Применение инновационных методов
АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Калманович В.Л. кандидат педагогических наук заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Битшева И.Г.старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта
Казанского федерального университета
Анализируя специфические особенности преподавания физической культуры в развитых европейских странах, мы натолкнулись на разницу в постановке цели физического воспитания. Целью данного предмета в ВУЗах Европы является приобретение знаний, умений и навыков здорового образа жизни своего, своей семьи и своего потомства. Исходя из цели преподавания, программа предмета в Европе насыщенна теоретическим – лекционным материалом, который читают студентам: профессора специализированных ВУЗов по медицине, психологии, возрастной физиологии, специалисты по видам спорта, спортивные судьи, журналисты, менеджеры. Материал лекций закрепляется на семинарских групповых занятиях. Занятия же практические в большинстве проходят в самостоятельном режиме, с использованием и применением полученных знаний на лекциях и семинарах. Образовательный вектор направлен не на развитие основных физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать, создавать здоровьесберегающую, здоровьетворческую атмосферу в профессиональной деятельности, в своей семье и личной жизни, что и является, по сути, культурой физической.
Осознание цели и задач, стоящих перед современным выпускником в области изучения и приобретения культуры физической привело нас к необходимости кардинальных изменений структурно-логической схемы преподавания дисциплины физическая культура в сторону увеличения объема лекционных часов и пропорционального введения семинарских занятий. Современный интеллигентный, образованный человек обязан не только быть организатором здоровьесберегающего климата в своей профессиональной среде (выполняя социально-ориентированную функцию руководителя), но и активно следовать природосообразности развития своей личности и своей семьи (выполняя личностно-деятельностную, телесно-ориентированную функцию родителя).
Критериями оценивания по предмету физическая культура будущих специалистов, должны стать: оптимальное состояние здоровья, гармоничное физическое развитие, и главным образом физкультурно-оздоровительные знания, умения, навыки.
Руководствуясь вышеизложенной концепцией преподавания предмета «культура физическая» и осознавая, что действенность любого управленческого процесса, как известно, зависит не только от используемых средств, но и во многом от методических особенностей их применения, мы разработали методическое обеспечение семинарских занятий, а именно инновационное активное обучение.
Существенную помощь будущим выпускникам могут оказать методы активного обучения, которые по сравнению с традиционными имеют ряд преимуществ: — обучение происходит в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности обучаемых; — методы активного обучения основаны на коллективной выработке решений; — игровая деятельность при использовании данных методов построена на моделях реальных систем; — игра обеспечивает достаточно щадящий режим для принимающих решение; — методы активного обучения позволяют специальными средствами создать так называемое управляемое эмоциональное напряжение обучаемых, иными словами, игры происходят в атмосфере эмоционального подъема.Использование активных методов обучения предполагает повышение интенсивности процесса обучения.
Игровой деятельности характерны длительно не угасающая мотивация обучаемых и постоянно изменяющиеся ситуации, поддерживающие доминанту ориентировочного рефлекса. При этом устойчиво проявляется активизирующая функция ретикулярной формации ствола мозга, отодвигающая момент развития торможения, что обеспечивает высокий тонус ЦНС и высокую работоспособность обучаемых на занятиях.
Игровые методы не только являются фактором психологической разрядки, но и могут быть использованы как средство для решения практических задач обучения. Кроме того, по нашему мнению, специальные игры во многом способствуют увеличению вариативности выполнения различных заданий. Игровая форма проведения занятий позволяет моделировать различные ситуации в практической деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для формирования навыков и психологического стереотипа адекватного выполнению обязанностей будущего специалиста.В процессе занятий по физической культуре использовались игровые методы активного обучения: — ролевые игры; — метод анализа конкретных ситуаций; — имитационные игры.
Ролевые игры.Для формирования указанных качеств в процессе обучения необходимо моделировать специальные управляющие системы. Поэтому возникает потребность и в использовании методов обучения, основывающихся на моделях двух подсистем: общения и совместной деятельности. Такими методами являются ролевые игры. Модели подсистем общения и совместной деятельности образуют структуру игрового комплекса, элементами которой будут роли, а связями — взаимоотношения между ролями, определяемые ролевыми целями, предписываемыми в игре.
Социально-психологические и профессиональные портреты участников ролевого общения подбираются так, что найти рациональные пути разрешения вопроса непросто.Выбор своих систем и стратегий каждым участником игры порождает многовариативность решений.
Для ролевых игр характерными признаками являются: наличие игрового комплекса; наличие ролей; различие ролевых целей участников игр; наличие общей цели у всего игрового коллектива; многовариантность решений; наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.
Метод анализа конкретных ситуаций.При использовании метода анализа конкретных ситуаций студентам предлагается ситуация, связанная с определенным моментом функционирования, конкретной системы (отдела, секции, бригады и т.п.), и ставится задача принять управленческое решение в указанной ситуации. Для активизации занятия может быть образовано несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. Характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций: — наличие модели управляемой системы; — отсутствие индивидуальных ролей руководителей, наличие лишь одной коллективной роли; — многовариантность решений; — единая цель при выработке решения (всей группе предлагается одна ситуация, по которой и предстоит принять решение); — наличие системы групповой оценки деятельности обучаемых.Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у обучаемых умения и навыки решения профессиональных задач.
Имитационные игры.Одним из наиболее значимых ИМАО являются имитационные игры, в которых сочетаются характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр. Это делает их наиболее эффективным методом активного обучения, но и наиболее трудоемким при разработке. Для ее разыгрывания требуются роли. Итак, первое, что выделяет имитационную игру из других методов активного обучения, это то, что ее основой может быть только цельная модель системы, а не отдельные, ее элементы (объект управления или управляющая система).
Второе принципиальное отличие состоит в том, что в имитационной игре динамичность моделируемой системы проявляется в наличии "цепочки решений". Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, изменяя его начальное состояние. Сведения об этих изменениях через систему оценивания деятельности участников поступают в игровой комплекс. Основываясь на полученной информации, на следующем этапе управления игроки вырабатывают решение, которое снова воздействует на объект и т.д. В промежутках осуществляются деловое общение и совместная деятельность участников игры.
Одним из важнейших признаков, характеризующих имитационную игру, является коллективная выработка решения. Коллективность решений в имитационных играх находит отражение в предусмотренной структуре игры. Защита собственных решений, критика решений принятых другими участниками, обязательное обсуждение высказанных критических замечаний позволяют подойти к рациональному (оптимальному) решению и сформировать подходы игровой группы на последующих этапах выработки и обсуждения решений.
Может быть предложено множество различных вариантов проведения семинарских и практических занятий. Однако в любом случае все они должны быть ориентированы на повышение активности студентов, а значит и проводиться с использованием активных методов обучения.