Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в МОБУ ГИ с. Новотаймасово
Каким должен быть современный гражданин России? Что включает в себя понятие «патриот»? Какими качествами должен обладать выпускник школы, распахнувший двери во взрослую жизнь? С каким багажом духовно – нравственных ценностей он должен покинуть стены образовательного учреждения? Каким образом, и с помощью какого мерила можно измерить уровень патриотизма, гражданских качеств и духовно – нравственного воспитания? Да и вообще, поддаются ли данные качества мониторингу и статистике?
Я думаю, что сегодня каждый учитель сталкивается с данными вопросами. Проблемы патриотического и духовно – нравственного воспитания актуальны не только для учителей истории, они также являются основной задачей воспитательной системы для педагога любой специализации. Как прививается и воспитывается патриотизм? Любовь к Родине и Отчизне воспитывается на уроках литературы, истории и начальной военной подготовки, на внеклассных тематических мероприятиях, на вечерах и торжественных собраниях посвященных знаменательным датам из истории нашего государства. Примеры патриотизма и гражданской доблести также можно почерпнуть из книг, прессы, театра и кино; можно вступить в военно-патриотические и поисковые клубы. Но проблема в том, что современная молодежь книг почти не читает, передовая пресса ориентирована на сенсации и скандалы, театр не в моде, содержание современных фильмов очень сомнительное, ну и конечно, не все имеют возможность вступать в интересующие его клубы и объединения. Получается, что основной груз патриотического воспитания ложится на плечи школы.
Школа делает все для того, чтобы воспитать духовно богатого высоконравственного патриота с активной гражданской позицией, но все вышеперечисленные меры – это лишь теория, поверхностное восприятие далекое от реальной жизни. Именно в данной ситуации на помощь учителю приходит практика музейной и исследовательской работы, которая помогает учащимся самостоятельно проникнуться в работу, окунуться в среду прошлых веков, стать участниками и свидетелями исторических событий, развивать критическое мышление и умение давать объективную оценку происходящим событиям.
В гимназии села Новотаймасово есть свой музей – особая гордость учебного заведения. Музей состоит из двух отделов: краеведческого и музея-кабинета, посвящённого жизни и творчеству нашего знаменитого земляка – писателя Р.Г. Султангареева. Музей открыл свои двери перед первыми посетителями, выпускниками школы, 25 мая 1990г., в год 50-летия Таймасовской средней школы. Открытию музея предшествовала большая кропотливая работа. Работа по сбору экспонатов и материалов об истории села начинается еще в 70-е годы XX века учителями школы Султангареевой М.Г. и Максютовой Г.А., которые по крупицам собирали и бережно хранили у себя дома экспонаты и информационные материалы для будущего музея. В 1985 году организатором по внеклассной работе начала работать Хамитова Г.К.[2] Она продолжила работу по сбору материалов для музея, подключив к этому делу учащихся и односельчан. Естественно, невозможно было бы создать музей, если бы народ бережно не хранил предметы старины и информацию о своих предках и фактах их жизни. Почти каждый житель села внес свою лепту в создание школьного музея, фонд которого пополнялся уникальными экспонатами. Большую помощь в оформлении музея оказал наш знаменитый земляк – скульптор У.М. Кубагушев. Он не только изготавливал планшеты и стенды, но и искал информацию о селе и сельчанах в Государственном Центральном архиве. История создания музея уже сама является примером патриотизма, любви к родному краю, уважения к истории и культуре своего народа!
Музей никогда не пустует. Хамитова Гульнур Караматовна, бессменный руководитель и хранитель музея, проводит интересные экскурсии для гимназистов, гостей, бывших выпускников и учащихся других учебных заведений. Но больше всего музей манит учащихся нашей гимназии. Начиная с 1990 года, Гульнур Караматовна, воспитала не одно поколение молодых экскурсоводов.
Музей интересен уникальными экспонатами, и каждый из них имеет свою историю, связан с определенным человеком и с конкретной эпохой. В МОБУ ГИ с. Новотаймасово музейная и исследовательская работа идут на высоком уровне. Учащиеся, используя материалы музея, ведут исследовательские работы, занимаются поиском и обработкой информации, затем участвуют в научно-практических конференциях различного уровня. В итоге получают грамоты и дипломы, лучше узнают историю и традиции своего края, пополняют информационную базу музея.
Особое направление в исследовательской деятельности – это определение происхождения и изучение истории экспонатов музея. Например, проводилась работа по чугунной могильной плите XIX века, происхождение которой было неизвестно. В результате было определено происхождение плиты, личность погребенного, его социальный статус, причины гибели и появления плиты в наших краях. Огромная работа была проведена об истории появления в музее другого уникального экспоната – французского штык – ножа (баянета) XVII века.
В 2012 году наша огромная страна будет праздновать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Данная знаменательная дата очень актуальна для нашей республики и для нашего села. В нашем музее особое внимание отводится к теме Отечественной войны 1812 года и создана богатая экспозиция, посвященная тем далеким славным годам. В годы войны 85 таймасовских джигитов несли военную службу: кто-то был направлен на войну с Наполеоном, а кто-то стоял на защите рубежей Российской империи. Десять батыров не вернулись с полей сражения, но их имена сохранились на стендах музея и бережно хранятся в сердцах потомков. В музее хранятся предметы обихода начала XIX века: монеты и самый главный экспонат – трофейный французский штык-нож (баянет), привезённый, по одной из версий, участником Отечественной войны 1812 года Ишмухаметом Султангареевым (1786-1854).[2] Тема войны с Наполеоном остаётся одной из излюбленных тем для юных исследователей, ведь какая гордость и восторг просыпаются в душе, когда понимаешь, что твои прадеды внесли свою лепту в победу над врагами!
Хочется сказать, что школа на селе – очаг культуры, к сожалению, порой единственный. Я считаю, что в каждой школе должен быть музей. Музей хранит историю и традиции села и школы; является рабочей творческой площадкой для учащихся; воспитывает патриотизм, любовь к родному краю; объединяет и сплачивает людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архивы музея МОБУ ГИ с. Новотаймасово
2. Кубагушев У.М. Село Таймас («Особый удел» Бурзянской волости). Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2007
А.С. Акчурин,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Истоки»
МБУ ДОД РСДЮТЭ (Фёдоровский район РБ)