Методические указания для студентов. В соответствии с учебным планом дисциплина «Физиология человека и животных» изучается на 3-4 курсах (5-8 семестрах) студентами дневного отделения

В соответствии с учебным планом дисциплина «Физиология человека и животных» изучается на 3-4 курсах (5-8 семестрах) студентами дневного отделения специальности «Биология», «Биология с дополнительной специальностью», «Химия с дополнительной специальностью» и 4-5 курсах (7-10 семестрах) студентами ОЗО специальности «Биология» факультета биологии и химии БирГСПА.

Успешное овладение знаниями по дисциплине «Физиология человека и животных» предполагает постоянную и систематическую работу студентов на лекциях, лабораторных занятиях, при подготовке заданий согласно плану самостоятельной работы, при прохождении промежуточного тестирования.

Запись лекции– одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Физиология как наука использует свою терминологию, категориальный, графический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения основ физиологического знания. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать соответствующее мышление. Важно иметь ввиду, что материал лекции может быть дан под запись (обязательное фиксирование материала), так и в виде устного изложения (монолог, диалог, полилог). Во втором случае, необходимость записи лекции заключается в фиксировании основных, ключевых моментов рассматриваемой темы.

Лабораторные занятия по дисциплине «Физиология человека и животных» – важнейшая форма работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на лабораторном занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов физиологической науки, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки процессов, происходящих в организме человека и животных. Участие в выполнении лабораторных работ позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач. Кроме этого, у студента должны выработаться и сформироваться навыки постановки физиологического эксперимента и умение вести аргументированную дискуссию и отвечать на вопросы.

Лабораторные занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время лабораторного занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам конкретной темы. Подготовка к лабораторному занятию требует, прежде всего, изучения методики постановки эксперимента, теоретических основ изучаемых процессов. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеофильмов, использование иной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все вопросылабораторного занятия.Обозначенная по тематическому принципу рекомендуемая литература может оказать содействие не только при подготовке к зачетам и экзаменам, но и при написании рефератов, курсовых, дипломных работ. Следует вести специальную тетрадь с записями методики постановки эксперимента, результатов наблюдений, выводов.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Беседа преподавателя со студентом может дать многое.

Студент, отвечающий на вопросы в ходе лабораторного занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть таким, чтобы достаточно полно раскрыть заданный вопрос.

Студент, пропустивший лабораторное занятие, должен отработать это занятие, то есть в особое время, назначенное преподавателем, ответить на любые заданные преподавателем вопросы из тех, что его группа рассматривала на данном занятии. Помимо устных опросов студентов на лабораторных занятиях, преподаватель может проводить письменные контрольные работы, компьютерное тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов.

Работа студентов на лабораторных занятиях учитывается преподавателем при выставлении им зачетов и оценок на экзаменах.

Учебным планом для студентов предусмотрена самостоятельная работа. Самостоятельное изучение студентами соответствующих тем необходимо для более глубокого и полного их раскрытия. Самостоятельная работа должна проводиться дополнительно, вне зависимости от лекционных и лабораторных занятий. Для этого необходимо выполнить задания для самостоятельных работ, которые даются в соответствующем разделе УМК. Форма контроля самостоятельной работы определяется преподавателем индивидуально или для группы – реферат, доклад, устный опрос, тестирование и др.

Для проверки знаний применяется тестирование, целью которого является промежуточная аттестация студентов по пройденному материалу. Тест ориентирован на выявление степени усвоения студентами фактического материала.

Для эффективного и полного освоения знаниями по дисциплине необходимо большое внимание уделять правильной и полной работе с литературой. В рабочей программе дается необходимый перечень основной и дополнительной литературы. В основную литературу включены источники, содержащие наиболее полный спектр фактического материала по рассматриваемым темам, а также являющиеся наиболее доступными для студентов. Дополнительная литература представляет собой альтернативные источники, а также материалы, более глубже раскрывающие отдельные стороны тех или иных вопросов. В целом, студентам необходимо обращаться как к основной, так и дополнительной литературе. Для подготовки к лабораторным, самостоятельным занятиям большой выбор представляет глобальная сеть Интернет, содержащая образовательные и научные ресурсы по курсу «Физиология человека и животных»

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Физиология человека и животных» является зачет и экзамен.

Наши рекомендации