ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Лексический строй речи
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
уутенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Грамматический строй речи
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
«Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
ииндюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.
МИНУТКА ОТДЫХА
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!
Цыплята
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Петух
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!».
На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,
На головке — гребешок, вот какой он, петушок!
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)
Пестрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)
Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)
Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)
Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)
Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)
Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
— названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран;
— названия частей тела животных;
— места обитания диких животных в природе.
Расширение словарного запаса детей:
названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера;
признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;
действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать.