Приемы эмпатии и символов в обучении чтением
Очень удобно в семье использовать прием эмпатии. К примеру, при помощи наводящих вопросов папы ребенок входит в роль собаки, которая «яростно лает, припадая на передние лапы…», или в роль «взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху». Папа и сам может немного полаять, что, поверьте, доставит ребенку огромное удовольствие.
При запоминании прочитанного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными. Символическая аналогия также позволяет записать целое предложение на одной карточке. К примеру, «скачет зайчик по стене и подмигивает мне».
Потратьте полчаса вашего драгоценного времени и нарисуйте все стихотворение символами вместе с ребенком. Это научение малыша в игровой форме.
Потребуется нарезать равные отрезки картона (или бумаги), квадратиками 15×15 см; это и будут ваши карточки. Фломастером рисуйте каждое действие. Скачет (двумя изогнутыми вверх стрелками направленными вправо) зайчик (на другой карточке круг и уши) по стене (несколько кирпичей в шахматном порядке), и подмигивает мне (на одной карточке раскрытый глазик с ресничками и просто полоска как брось – иллюстрирующая закрытый глазик). И так далее по каждому действию. Разобрав все стихотворение целиком, передайте нарисованные карточки ребенку. Теперь он не забудет стихотворение очень долго, и будет помнить его наизусть, что, время от времени, конечно же, надо спрашивать. Таким же методом удобно учить наизусть и более сложные вещи, к примеру, стихи к приходу Деда Мороза или выступление на детском празднике. Причем даже во взрослой жизни метод нельзя сбрасывать со счетов. Поэкспериментируйте, ведь все мы «большие дети».
Дочка была еще в детском возрасте, когда мы старались развивать и корректировать способности к символизации.
Поскольку одним из значимых новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способность к знаково‑символическому опосредованию, это помогает в решении творческих задач, в сложных эмоционально‑насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности в будущем. Теперь, когда дочке 12, полученные в детстве и впоследствии развитые навыки хорошо заметны в классе.
Карточки– символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова‑действия и слова– определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме– плану. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета‑заместителя, а в рисовании – знаковый смысл графических построений. При составлении карточек‑символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно), для полного понимания необходимо поиграть, воспроизвести действие на эмоционально‑жестовом уровне.
Обговорите, обыграйте с малышом нарисованные картинки‑изображения, чтобы дети убедились сами и убедили вас, какая карточка – что обозначает.
Затем покажите карточку и спросите: «На что это похоже?» Ответы могут быть разными, но главное то, что развивается детское мышление и тренируется память. Кроме того, карточки удобно и дорисовывать, превращая один символ в другой. К примеру «мяч» можно сделать «солнышком» добавив к нему лучики по окружности. Но, еще совет, старайтесь, чтобы эта идея пришла самому ребенку, а для этого спросите его, как из мячика сделать солнышко. А потом подскажите – чтобы солнышко светило!
Вот и родился новый символ. Пусть малыш сам нарисует его, и обязательно похвалите свою кровиночку; это архиважно!
А затем спросите, почем она нарисовала именно так и что обозначает каждый значок. Если пойти дальше, то нарисованные символы можно превратить в раскраску, ничем не уступающую готовые шаблоны, продающиеся в книжном магазине.
Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, заинтересованный папа может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дочка (или сын) по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
Применение карточек‑символов, разумеется, требует учета возрастных особенностей. Но метод этот проверенный и эффективный, возможно в каждой семье он будет так или иначе трансформирован, это не плохо. Не должны же быть в точности одинаковые дети. Они разные, как и родители. Этим я хотел дать вам импульс, чтобы вы сами почаще что‑то придумывали, изобретали, не самое плохое занятие в мире.