Про что мы говорим: острый, острая, острые?
Диагностика детей старшего дошкольного возраста по разделу программы "Речевое развитие".
Словарь и грамматика.
Диагностические методики
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово: кукла, мяч, посуда?
• Ребёнок правильно называет значение слов (из неё едят и пьют; это игрушки).
• Называет отдельные признаки, действия.
• Называет 1-2 слова.
Что называют словомручка?
• Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребёнка ручка. У двери есть ручка.)
• Называет два значения слова.
• Перечисляет предметы, у которых есть ручка.
Что называют словом игла? Какие иглы ты ещё знаешь?
• Ребёнок называет иглы у ёлки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглы.
• Называет только одно значение этого слова.
• Повторяет слово за взрослым.
Придумай предложение со словомручка.
• Составляет грамматически правильно предложение из трёх слов (Ручка нужна. Чтобы писать; чтобы было удобно держать чашку; держать сумку).
• Называет два слова (словосочетание).
• Называет только одно слово (Ручка).
Составь предложение со словом игла.
• Ребёнок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить).
• Составляет простое предложение (Иглой делают укол).
• Называет одно слово.
Про что мы говорим: острый, острая, острые?
• Ребёнок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
• Правильно подбирает два слова.
• Называет одно слово.
Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Лёгким? Тяжёлым?
• Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море).
• Подбирает слова к 2-3 прилагательным.
• Подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
Взрослый предлагает ребёнку ситуацию: "Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него весёлое.Вернулся он домой такой : (радостный, оживлённый, довольный).А если зайчонок был весёлый и радостный, то он не просто шёл,а : (мчался, нёсся, летел).
• Ребёнок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы).
• Называет 2-3 слова.
• Подбирает только одно слово.
Педагог даёт другую ситуацию: "Другой заяц пришёл невесёлый, его обидели. К слову весёлыйподбери слова, противоположные по смыслу ( грустный, печальный, обиженный). А если зайчишка был обиженный, он не просто шёл, : (плёлся, тащился, брёл).
• Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы).
• Называет 2-3 слова.
• Подбирает только одно слово.
Что сделал бы заяц, если бы встретил в лесу волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
• Правильно называет все слова в сослагательном наклонении.
• Подбирает два слова.
• Называет только одно слово.
Представь себе, что ты работаешь в цирке дрессировщиком. Тебе надо подготовить номер с диким животным. Какое животное ты хотел бы научить чему-нибудь? (Ребёнок даёт ответ). Скажи медведю, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
• Правильно называет слова в повелительном наклонении.
• Подбирает два слова.
• Называет одно слово.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы(собака - щенок - щенки, много : щенят; корова - телёнок - телята, много : телят; лошадь - жеребёнок - жеребята, много : жеребят; овца - ягнёнок - ягнята, много : ягнят).
• Ребёнок называет все слова правильно.
• Называет 2-3 слова.
• Говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу). Какие слова можно образовать со словомлес?(Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).
• Называет более двух слов.
• Называет два слова.
• Повторяет заданное слово.
Воспитатель говорит, что дети из другого детского сада сказали так: "Папа, иди шёпотом", "Мамочка, я тебя громко люблю", " Я одел ботинки наизнанку". Правильно ли говорят дети? Как сказать правильно?
• Ребёнок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо; Мамочка, я тебя сильно люблю; Я надел ботинки не на ту ногу).
• Правильно исправляет два предложения.
• Повторяет предложения без изменения.
Связная речь, жанры литературных произведений.
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение составлять описательный рассказ о предмете. | 2. Умение составлять описательный рассказ о животном (по картинке). | 3. Умение составлять сюжетный рассказ по серии картинок. | 4. Умение придумать рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 5. Понимание жанровых отличий. | 6. Пересказ литературного произведения. |
Иванов | ||||||
Петров | ||||||
Сидоров |
Диагностические методики.
Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ о чайнике, кукле, мяче.
• Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Первая: Это чайник. Вторая: Он белый, с цветочком посередине. Сделан из металла. У него есть носик, ручка, крышка. Третья: Нужен для того, чтобы кипятить воду.
• Рассказывает, опуская начало (конец).
• Перечисляет отдельные качества.
Воспитатель предлагает описать ежа (по картинке).
• Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа колючие иголки. Они нужны ему для того, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах.
• Рассказывает, опуская начало (конец).
• Перечисляет отдельные качества.
Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединённых сюжетом, предлагает ребёнку разложить их в последовательности и составить рассказ.
• Ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
• Рассказывает с помощью взрослого.
• Перечисляет нарисованное на картинках.
Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
• Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название.
• Составляет рассказ с помощью взрослого.
• Не справляется с заданием.
Ребёнку предлагается прослушать три произведения - сказку, рассказ стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы: Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребёнок не отвечает, воспитатель сам называет жанр). Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение). ( Проверяется понимание специфических особенностей жанра).
• Ребёнок называет все жанры и их особенности.
• Ребёнок называет два жанра, некоторые особенности.
• Ребёнок называет один жанр, не может назвать его особенности или ошибается.
Ребёнку предлагается послушать рассказ М. М. Пришвина "Ёж" или рассказ Е. Пермяка "Первая рыбка" (на выбор воспитателя; в обоих произведениях чётко выражена композиция). После чтения ребёнку задаётся вопрос: О чём говорится в рассказе? Затем предлагается пересказать рассказ.
• Ребёнок понимает тему рассказа ("рассказ о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку"), выделяет структурные части, полно раскрывает каждую структурную часть.
• Затрудняется выделить тему, сразу начинают пересказывать текст, опускает какую-то структурную часть, пересказ неполный, требуется небольшая помощь воспитателя.
• Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу, при пересказе ограничивается несколькими предложениями.
Комментарий к проведению диагностики.
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.