Деятельности школьников. М., 1982

t57

ность, участие в делах октябрятской и пионерской организаций, личность самого учителя. Любовь и преданное^ учащихся не­редко становятся для учителей побуждающим мотивом их педагогической деятельности в начальных классах, стиму­лом повышения квалификации.

Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Но учитель должен помнить, что мало вызвать у ребенка жалость, сочувствие, симпатию; необходимо, чтобы эти чувства влияли на поступки, поведение ребенка и стали одним из звеньев его нравственного опыта.

Опытные учителя добиваются, что уже к концу первого года обучения, если кто-то заболел во время уроков, все гото­вы проводить его домой и затем каждый день узнавать у ро­дителей и сообщать в классе о состоянии здоровья товарища. Если у кого-либо в семье произошли радостные события, то они становятся достоянием всего класса. С радостью, напри­мер, встречают известие о возвращении брата из армии и пр. Участие каждого в жизни одноклассников указывает на разви­вающееся чувство товарищества.

Одновременно с чувством товарищества развивается п чув­ство коллективизма. Чувство ответственности за успехи своего коллектива рождает стремление помочь отстающим, причем мотивы бывают уже настолько сильны и действенны, что уче­ник для достижения намеченной цели преодолевает немалые препятствия: и лень подопечного, и нередко недовольство своих родителей.

Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждают­ся, что любое дело лучше выполнять всем вместе.

В целом выявлено три уровня развития нравственных чувств младших школьников'. Детям с высоким уровнем раз­вития нравственных чувств свойственна устойчивость и дейст­венность таких качеств, как чуткость, ответственность, отзыв­чивость, доброта.

У школьников со средним уровнем развития нравственных чувств эти же качества проявляются только по отношению к ' друзьям.

Дети с низким уровнем развития таких чувств, а исследова­ния показали, что это значительная группа учащихся, редко проявляют эти качества во взаимоотношениях со сверстниками.

Очевидно, что при воспитании нравственных чувств необхо­димо учитывать ограниченность нравственного опыта младших школьников. Поэтому необходима систематическая работа учи­теля по накоплению и обогащению личного нравственного опы-

' См.: Пилипенко Л. И. О формировании нравственных чувств младших школьников.—В кн.: Психология учебной деятельности школьников. М., 1982.

та учащихся. Исследователи подчеркивают', что для этого важно использовать и опыт реальных встреч с определенными жизненными ситуациями, создать в классе обстановку взаимо­уважения, эмоциональной отзывчивости к переживаниям дру­гих, требовательности во взаимоотношениях (помощь больно­му товарищу, порицание плохого поступка), а также уметь вызывать переживания на основе образов представле­ния и воображения. Так, например, чтобы у школьника воз­никла неприязнь к жестокости, подлости, бездушию, «не обяза­тельно проводить его через соответствующую негативную прак­тику». Следует тщательно подготовить его эмоциональное вос­приятие, его сопереживание кинофильма, художественного произведения, театральной пьесы. Косвенное воздействие мо­жет дать больший эффект благодаря отсутствию защитных барьеров, иногда возникающих при прямом воздействии.

Интеллектуальные чувства. К этим чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удач­ного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что на­учился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вы­зывая удовольствие, способствует формированию познаватель­ных интересов. «Успех в учении—единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»2.

Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, чем причины. Но он не должен останавливаться на конкретно-эмпирическом мышлении. «Образное мышление—необходимый этап для пе­рехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, — писал В. А. Сухомлинский,—чтобы дети постепенно оперировали та­кими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. ... Эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления... Я учил своих воспитанников наблю­дать конкретные явления природы, искать причинно-следствен­ные связи. Благодаря тесной связи мышления с конкретными образами ребята приобретали навыки постепенного опериро­вания абстрактными понятиями»3.

Усвоение программного материала требует умственного на­пряжения. Нетрудные задания освобождают учеников от необ­ходимости мыслить, вызывают у них чувство неудовлетворен­ности. А. А. Люблинская приводит пример из опыта экспери-

' См.: Зосимовский А. В. О соотношении этических знаний учащихся и их нравственно-эмоционального опыта. — В кн.: Психология учебной дея­тельности школьников. М., 1982.

2 Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 99.

* Там же, с. 95—96.

ментальной работы в ленинградских школах. На втором году" обучения по новым программам на урок русского языка при­несли картину с изображением играющих детей. Класс спроси­ли, что на ней нарисовано. Реакция оказалась неожиданной:

учащиеся молчали и желающих отвечать не было. Один из уче­ников на вопрос, может ли он ответить, сказал: «Конечно. рассказать это я могу, но я ждал, что сейчас зададут вопрос, чтобы думать».

Как видно, интеллектуальные чувства при правильной орга­низации обучения становятся для учащихся потребно­стью.

Эстетические чувства. Это особые чувства наслаждения, пе­реживания, испытываемые при восприятии прекрасною

Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств—произведения искус­ства: литература, живопись, музыка и др. Учеников захваты­вают поступки героев художественных произведений, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопережи­вают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культу­ры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.

«Детская душа-в одинаковой мере чувствительна и к род­ному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии... Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребен­ком собственную красоту—маленький человек осознает свое достоинство»'.

Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области того или иного вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика роль воспитателя. Так, при ч гении художествен­ных пронзведенн-й, просмотре кинофильмов оценки ребят свя­заны главным образом с нравственными чертами героев. Оче­видно, что эстетическая сторона произведения искусства долж­на особенно подчеркиваться учителем. В этом отношении инте­ресен опыт некочорых грузинских школ2 по формированию эстетических чувств младших школьников. Там в ряде школ введены уроки искусства. Подготовка учащихся к восприятию и переживанию прекрасного на этих уроках проходит несколь­ко этапов: от пассивного восприятия отдельных произведений к активному, с выражением собственного эмоционального отно­шения, и, -наконец, к собственной деятельности, где дети могут в своих рисунках выявить эстетическое отношение, возникшее у них при восприятии произведения искусства.

' Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 172.

г См.: Схиртладзе А. Г. Об одном условии стимулирования учебной деятельности у младших школьников. — В кн.: Психология учебной дея­тельности школьников. М., 1982.

Таким образом, «одной из главных задач учителя начально» школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту»'.

Разрешение внутренних противоречий как механизм разви­тия чувств. Развитие чувств младшего школьника является важнейшим условием всестороннего развития личности, но «гармоническое развитие личности вовсе не означает, что г эмоциональном мире ребенка царит спокойствие, что в лично­сти школьника не будут возникать никакие конфликты. На-пример, конфликт между С1ремлением к удовольствию и чув­ством долга; между личными прнвязанностями и общественны­ми требованиями, между личной симпатией и чувством спра­ведливости и т. д. Плохо, если такие конфликты не будут воз­никать во внутреннем мире школьника и все у него будет про­ходить без борьбы, без внутренних противоречий»2.

Наличие таких противоречий и их продуктивное разреше­ние учителем или воспитателями в пользу развития положи­тельных чувств и будет процессом формирования чувств как личностных черт учащихся, присущих духовному облику совет­ского человека.

Наши рекомендации