Воспитание и развитие личности 5 страница

1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4,—С. 135.

2 Там же.

3 Макаренко Л. С. Цель воспитания//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Пе­
дагогика, 1984.— Т. 4.—С. 47—48.

4 Макаренко А. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педа­
гогика, 1984. — Т. 4. — С. 369.



воспитание и развитие личности 5 страница - student2.ru боты заключается в том, чтобы каждый элемент жизни детей сделать коммунистически воспитывающим, чтобы уметь подметить в коллективе все передовое, типичное, развивающееся, быстро, оперативно и с нужной стороны поддержать это новое и распространять его. Работа педа­гогов, таким образом, состоит в научном решении прак­тических задач коммунистического воспитания, а для этого нужен коллектив педагогов.

Организацию воспитательного коллектива и руковод­ство им нельзя доверить отдельному педагогу не только потому, что такое руководство не под силу одному чело­веку, но еще и главным образом потому, что в этом случае педагог неизбежно будет «кустарем-одиночкой» и, следо­вательно, никогда не сможет быть мастером коммунисти­ческого воспитания. Объектом нашей воспитательной ра­боты является не отдельный ребенок и даже не отдельный класс, а единый школьный коллектив как ячейка советско­го общества. Поэтому «ни один воспитатель, — говорил Макаренко, — не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответствен­ность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точ­ного подхода к ребенку, там не может быть никакого вос­питательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевлен­ных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и ра­ботающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет»!.

Только подчинив работу отдельного педагога с отдель­ным классом общей работе всего педагогического коллек­тива под руководством директора с единым детским кол­лективом, только построив всю учебную и воспитатель­ную работу на строго научной педагогической основе, иными словами, только заменив кустарничество научной организацией педагогического процесса, можно успешно разрешить задачу педагогически целесообразной органи­зации коммунистически воспитывающей жизни и деятель­ности детей.

Исходя из этого, можно установить и конкретные при­знаки правильно организованного педагогического кол­лектива.

1 Макаренко Л. С. Педагогика индивидуального действия//Г1ед. соч.: В 8 т. — М,: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 172.

Все черты такого коллектива, его движение, развитие и совершенствование, его единство в первую очередь оп­ределяются идейно-политической направленностью этого коллектива.

«Каждый хороший, каждый честный учитель, — писал А. С. Макаренко, — видит перед собой большую полити­ческую цель воспитания гражданина и упорно борется за достижение этой цели. Только этим объясняется действи­тельно мировой успех нашей общественно-воспитательной работы, создавшей такое замечательное поколение нашей молодежи»1 (курсив мой. — И. /(.). ,

И поскольку главной задачей организованного педаго­гического коллектива является работа по воспитанию ком­мунистической личности, в «формировании личности, лич­ных деталей нового человека мы должна быть в высшей степени внимательны и обладать хорошей политической чуткостью. Эта политическая чуткость является первым признаком нашей педагогической квалификации»2 (курсив

мой. —Я. К.).

Важнейшим признаком такого коллектива является его единство. «Единство педагогического коллектива — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, воз­главляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый пе­дагог, который идет вразрез с педагогическим коллекти­вом»3.

Совершенно ясно, что там, где педагоги работают по принципу; «кто — в лес, кто —по дрова», не может быть и педагогического руководства единым общешкольным детским воспитательным коллективом. Такая практика на каждом шагу порождает кустарничество в воспита­тельной работе, и, как следствие этого, стихийность про­цесса воспитания детей, и педагогический брак (второгод­ничество, отсев и т. п.).

Борьба многих советских учителей за единство тре­бований к детям со стороны всех работников школы подтверждает правильность мысли А. С. Макаренко о том, что «нормальная работа школы немыслима без спло­ченного педагогического коллектива, придерживающегося

* Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.: В 8 т.-М.: Педа­гогика, 1984.— Т. 4. —С. 49.

» Мак^ешсо 'А. С. Мои педагогические воззрения//Пед. соч.: 8 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 353.

Ш

воспитание и развитие личности 5 страница - student2.ru единой методики и коллективно отвечающего не только за «свой» класс, а за всю школу в целом»1.

«Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех (не показной, а действительный успех до­стижения больших воспитательных целей. — И. /С.) всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоя­щая воспитательная работа»2.

Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметь общую цель и перспективы, необходимо единоначальное руководство, «педагогический центр», который направляет, координи­рует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указывал Антон Семенович, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государ­ства, руководителем и вместе с тем уполномоченным пе­дагогического коллектива. Красной нитью через всю дея­тельность Макаренко проходит идея гармонического со­четания единоначалия и коллегиальности в руководстве.

Единоначалие необходимо, ибо во всей жизни школы нет и не может быть ни одного факта, ни одной «мелочи»? которые не требовали бы единого подхода в руководстве, учете, контроле и оценке. Но для того чтобы осуществлять такое единоначалие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. «Наши директора, — указывал Макаренко, —- непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем дирек­тор должен прежде всего быть... воспитателем школы»3. Назначение единоначалия не в утверждении единовластия, а в создании целеустремленного, творческого коллектива. «Педагогическое мастерство директора школы не может заключаться в простом администрировании. Мастерство в том именно и состоит, чтобы, сохраняя строгое соподчи­нение, ответственность, дать широкий простор обществен­ным силам школы, общественному мнению, педагогическо­му коллективу, школьной печати, инициативе отдельных лиц и развернутой системе школьного самоуправления»4.

1 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 204.

2 Макаренко А, С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т —
М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. —- С. 294.

3 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской .школе/ДТед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 206.

4 Там же.

В таком понимании единоначалия — сущность мака-ренковского стиля руководства коллективом. Она прояв­лялась во всех замыслах, решениях и поступках Мака­ренко.

Известно, каким строгим, порой суровым бывал Ан­тон Семенович. Вместе с тем, когда обсуждалась его пе­дагогическая линия, намечались планы, подводились ито­ги— словом, во всех случаях коллективного обмена мне­ниями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.

Известны случаи, когда на общих собраниях, на сове­те командиров воспитанники оспаривали те или иные его действия как руководителя. И Макаренко очень внима­тельно вникал в критику, старался взять из нее максимум полезного и, заботливо отобрав это полезное, последова­тельно и неумолимо проводил в жизнь. Такой стиль руко­водства — отнюдь не сугубо личная, индивидуальная осо­бенность Макаренко. Это принципиальная жизненная установка педагога-ленинца, глубоко осознавшего, что сочетание единоначалия и коллегиальности в наших, со­ветских условиях — объективная необходимость.

Каждая из областей жизни детского коллектива тре­бует от педагогов специальных знаний и умений. Антон Семенович подчеркивал, что наибольшее уважение и наи­большая любовь со стороны ребят проявляются к педа­гогам, у которых высокая квалификация, уверенное и чет­кое знание, умение, искусство, золотые руки. А может ли один человек иметь такую высокую квалификацию во всех областях постоянно обогащающейся школьной жизни? Ко­нечно, нет. Только коллективу педагогов по плечу роль такого универсального, квалифицированного воспитателя. В связи с этим особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического коллектива, его комплектовании. «Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно»1. Педагогический коллектив не дол­жен быть односторонним, он должен состоять из различ­ных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил Антон Семе­нович, что «нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллек­тиве... сколько должно быть из педагогов людей веселых

1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 174.





воспитание и развитие личности 5 страница - student2.ru и сколько угрюмых»1. Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособ­нее, тем больше у него возможностей быть настоящим ру­ководителем детского воспитательного коллектива.

Большое внимание уделяет Антон Семенович вопросу о стаже педагогического коллектива. Педагогический кол­лектив, чтобы быть сильным и опытным руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной ра­боты в конкретных условиях, определенный минимальный «срок жизни». «Если у нас в коммуне, — говорил он,— живет энное количество коммунаров и средний срок пре­бывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребыва­ния одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Это закон, так как если коллектив живет и сбит по-настоящему, то каждый новенький является новеньким — не только воспитанник, но и педагог. И воображать, что сегодня пришедший педагог может воспитывать, это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естест­венно, что он будет слаб»2.

Большое значение придает А. С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога являются «инст­рументом» воспитательной работы. Только характер смо­жет сделать характер, говорил еще К. Д. Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недо­статки.

Весь педагогический коллектив в целом и каждый пе­дагог в отдельности должны всегда быть образцом и при­мером для своих воспитанников, примером во всем, начи­ная от манеры держаться, опрятности в одежде и кончая большевистски принципиальным отношением к своим обя­занностям.

Все, те, кто знал Макаренко, работал вместе с ним, от­мечают, что он всегда и неутомимо учился. Он система­тически до последних дней своей жизни изучал марксист­ско-ленинскую теорию, проявлял глубокий, не ослабевав-

1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед. соч.:<
В 8 т.— М.« Педагогика, 1984.—Т. 4.—С. 174—175.

2 Там же.—С. 174.

ший никогда интерес ко всем достижениям человеческой культуры, он учился у нашей жизни, у своих товарищей и даже у своих воспитанников. Антон Семенович не раз говорил, что, создавая воспитательный коллектив, он сам изменялся, воспитывался. «Люди думают, что Макаренко был гениальным учителем, а Макаренко был гениальным учеником у людей...»1, — писал один из его воспитанников.

«Я убедился, — писал Макаренко,— что как бы чело­век успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом»2. Макаренко и теоретически, и практически доказал необходимость и возможность ов­ладения всеми работниками воспитательных учреждений педагогическим мастерством.

Рядом с коллективом, говорил Антон Семенович, нуж­но поставить и мастерство педагога.

Я «очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идет, неважный я был учитель. И воспитатель был не­важный.

Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером мож­но сделаться только в хорошем педагогическом коллек­тиве»3.

Итак, создание целеустремленного, дружного, творче­ского коллектива педагогов, их систематическое самооб­разование и самосовершенствование — таковы необходи­мые условия успешной работы педагогов.

Учение А. С. Макаренко о воспитательном коллективе показывает, что тактичное и мудрое руководство детской жизнью заключается совсем не в том, чтобы держать де­тей на «педагогической веревке», а в том, чтобы наладить передовую жизнь советского детского коллектива и, под­чинив ее целям коммунистического воспитания, руково­дить ею. Тогда детская жизнь, становясь полнокровной и радостной, в то же время воспитывает в детях коммуни­стические убеждения, знания, навыки, привычки, комму­нистическое поведение.

1 Тубин А. Антон//«Год двадцать второй». Альманах шестнадца­
тый, 1939. —С. 450.

2 Макаренко А. С. О «Книге для родителей»//Пед. соч.: В 8 т.—
М.; Педагогика, 1986. —Т. 7. —С. 145.

3 Макаренко Л. С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т.—
М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 294.





воспитание и развитие личности 5 страница - student2.ru МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Наши рекомендации