Воспитание и развитие личности 5 страница
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4,—С. 135.
2 Там же.
3 Макаренко Л. С. Цель воспитания//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Пе
дагогика, 1984.— Т. 4.—С. 47—48.
4 Макаренко А. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педа
гогика, 1984. — Т. 4. — С. 369.
боты заключается в том, чтобы каждый элемент жизни детей сделать коммунистически воспитывающим, чтобы уметь подметить в коллективе все передовое, типичное, развивающееся, быстро, оперативно и с нужной стороны поддержать это новое и распространять его. Работа педагогов, таким образом, состоит в научном решении практических задач коммунистического воспитания, а для этого нужен коллектив педагогов.
Организацию воспитательного коллектива и руководство им нельзя доверить отдельному педагогу не только потому, что такое руководство не под силу одному человеку, но еще и главным образом потому, что в этом случае педагог неизбежно будет «кустарем-одиночкой» и, следовательно, никогда не сможет быть мастером коммунистического воспитания. Объектом нашей воспитательной работы является не отдельный ребенок и даже не отдельный класс, а единый школьный коллектив как ячейка советского общества. Поэтому «ни один воспитатель, — говорил Макаренко, — не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет»!.
Только подчинив работу отдельного педагога с отдельным классом общей работе всего педагогического коллектива под руководством директора с единым детским коллективом, только построив всю учебную и воспитательную работу на строго научной педагогической основе, иными словами, только заменив кустарничество научной организацией педагогического процесса, можно успешно разрешить задачу педагогически целесообразной организации коммунистически воспитывающей жизни и деятельности детей.
Исходя из этого, можно установить и конкретные признаки правильно организованного педагогического коллектива.
1 Макаренко Л. С. Педагогика индивидуального действия//Г1ед. соч.: В 8 т. — М,: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 172.
Все черты такого коллектива, его движение, развитие и совершенствование, его единство в первую очередь определяются идейно-политической направленностью этого коллектива.
«Каждый хороший, каждый честный учитель, — писал А. С. Макаренко, — видит перед собой большую политическую цель воспитания гражданина и упорно борется за достижение этой цели. Только этим объясняется действительно мировой успех нашей общественно-воспитательной работы, создавшей такое замечательное поколение нашей молодежи»1 (курсив мой. — И. /(.). ,
И поскольку главной задачей организованного педагогического коллектива является работа по воспитанию коммунистической личности, в «формировании личности, личных деталей нового человека мы должна быть в высшей степени внимательны и обладать хорошей политической чуткостью. Эта политическая чуткость является первым признаком нашей педагогической квалификации»2 (курсив
мой. —Я. К.).
Важнейшим признаком такого коллектива является его единство. «Единство педагогического коллектива — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом»3.
Совершенно ясно, что там, где педагоги работают по принципу; «кто — в лес, кто —по дрова», не может быть и педагогического руководства единым общешкольным детским воспитательным коллективом. Такая практика на каждом шагу порождает кустарничество в воспитательной работе, и, как следствие этого, стихийность процесса воспитания детей, и педагогический брак (второгодничество, отсев и т. п.).
Борьба многих советских учителей за единство требований к детям со стороны всех работников школы подтверждает правильность мысли А. С. Макаренко о том, что «нормальная работа школы немыслима без сплоченного педагогического коллектива, придерживающегося
* Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.: В 8 т.-М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 49.
» Мак^ешсо 'А. С. Мои педагогические воззрения//Пед. соч.: 8 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 353.
Ш
единой методики и коллективно отвечающего не только за «свой» класс, а за всю школу в целом»1.
«Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех (не показной, а действительный успех достижения больших воспитательных целей. — И. /С.) всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа»2.
Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметь общую цель и перспективы, необходимо единоначальное руководство, «педагогический центр», который направляет, координирует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указывал Антон Семенович, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с тем уполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве.
Единоначалие необходимо, ибо во всей жизни школы нет и не может быть ни одного факта, ни одной «мелочи»? которые не требовали бы единого подхода в руководстве, учете, контроле и оценке. Но для того чтобы осуществлять такое единоначалие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. «Наши директора, — указывал Макаренко, —- непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем директор должен прежде всего быть... воспитателем школы»3. Назначение единоначалия не в утверждении единовластия, а в создании целеустремленного, творческого коллектива. «Педагогическое мастерство директора школы не может заключаться в простом администрировании. Мастерство в том именно и состоит, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной печати, инициативе отдельных лиц и развернутой системе школьного самоуправления»4.
1 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 204.
2 Макаренко А, С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т —
М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. —- С. 294.
3 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской .школе/ДТед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 206.
4 Там же.
В таком понимании единоначалия — сущность мака-ренковского стиля руководства коллективом. Она проявлялась во всех замыслах, решениях и поступках Макаренко.
Известно, каким строгим, порой суровым бывал Антон Семенович. Вместе с тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы, подводились итоги— словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.
Известны случаи, когда на общих собраниях, на совете командиров воспитанники оспаривали те или иные его действия как руководителя. И Макаренко очень внимательно вникал в критику, старался взять из нее максимум полезного и, заботливо отобрав это полезное, последовательно и неумолимо проводил в жизнь. Такой стиль руководства — отнюдь не сугубо личная, индивидуальная особенность Макаренко. Это принципиальная жизненная установка педагога-ленинца, глубоко осознавшего, что сочетание единоначалия и коллегиальности в наших, советских условиях — объективная необходимость.
Каждая из областей жизни детского коллектива требует от педагогов специальных знаний и умений. Антон Семенович подчеркивал, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят проявляются к педагогам, у которых высокая квалификация, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки. А может ли один человек иметь такую высокую квалификацию во всех областях постоянно обогащающейся школьной жизни? Конечно, нет. Только коллективу педагогов по плечу роль такого универсального, квалифицированного воспитателя. В связи с этим особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического коллектива, его комплектовании. «Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно»1. Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил Антон Семенович, что «нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе... сколько должно быть из педагогов людей веселых
1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 174.
и сколько угрюмых»1. Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим руководителем детского воспитательного коллектива.
Большое внимание уделяет Антон Семенович вопросу о стаже педагогического коллектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный «срок жизни». «Если у нас в коммуне, — говорил он,— живет энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Это закон, так как если коллектив живет и сбит по-настоящему, то каждый новенький является новеньким — не только воспитанник, но и педагог. И воображать, что сегодня пришедший педагог может воспитывать, это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб»2.
Большое значение придает А. С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога являются «инструментом» воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил еще К. Д. Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.
Весь педагогический коллектив в целом и каждый педагог в отдельности должны всегда быть образцом и примером для своих воспитанников, примером во всем, начиная от манеры держаться, опрятности в одежде и кончая большевистски принципиальным отношением к своим обязанностям.
Все, те, кто знал Макаренко, работал вместе с ним, отмечают, что он всегда и неутомимо учился. Он систематически до последних дней своей жизни изучал марксистско-ленинскую теорию, проявлял глубокий, не ослабевав-
1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед. соч.:<
В 8 т.— М.« Педагогика, 1984.—Т. 4.—С. 174—175.
2 Там же.—С. 174.
ший никогда интерес ко всем достижениям человеческой культуры, он учился у нашей жизни, у своих товарищей и даже у своих воспитанников. Антон Семенович не раз говорил, что, создавая воспитательный коллектив, он сам изменялся, воспитывался. «Люди думают, что Макаренко был гениальным учителем, а Макаренко был гениальным учеником у людей...»1, — писал один из его воспитанников.
«Я убедился, — писал Макаренко,— что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом»2. Макаренко и теоретически, и практически доказал необходимость и возможность овладения всеми работниками воспитательных учреждений педагогическим мастерством.
Рядом с коллективом, говорил Антон Семенович, нужно поставить и мастерство педагога.
Я «очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идет, неважный я был учитель. И воспитатель был неважный.
Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе»3.
Итак, создание целеустремленного, дружного, творческого коллектива педагогов, их систематическое самообразование и самосовершенствование — таковы необходимые условия успешной работы педагогов.
Учение А. С. Макаренко о воспитательном коллективе показывает, что тактичное и мудрое руководство детской жизнью заключается совсем не в том, чтобы держать детей на «педагогической веревке», а в том, чтобы наладить передовую жизнь советского детского коллектива и, подчинив ее целям коммунистического воспитания, руководить ею. Тогда детская жизнь, становясь полнокровной и радостной, в то же время воспитывает в детях коммунистические убеждения, знания, навыки, привычки, коммунистическое поведение.
1 Тубин А. Антон//«Год двадцать второй». Альманах шестнадца
тый, 1939. —С. 450.
2 Макаренко А. С. О «Книге для родителей»//Пед. соч.: В 8 т.—
М.; Педагогика, 1986. —Т. 7. —С. 145.
3 Макаренко Л. С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т.—
М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 294.
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ