Пути и методы формирования мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры в системе ФВ
В современных условиях формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности в системе ФВ может осуществляться различными путями, средствами и методами.
Пути формирования указанных составляющих всесторонне гармонично развитой личности не отличаются достаточным разнообразием. Среди них обычно называют:
1. Учебно-образовательный процесс. Изучение всех учебных предметов (дисциплин учебных планов), в том числе и «Физическая культура и здоровье», целенаправленно влияет на формирование знаний, умений, навыков, интеллектуальное, творческое, нравственное и ФР обучающихся.
2. Внеклассная и внешкольная работа. Возможности внеклассной и внешкольной работы по формированию мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности могут быть шире, чем работа, которая проводится в процессе учебных занятий. Например, И.Ф. Харламов в общепедагогическом плане во внеклассной и внешкольной работе по физическому воспитанию выделяет несколько направлений:
- расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков через беседы, лекции, доклады учителей, классных руководителей, тренеров, медицинских работников с занимающимися о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических возможностей организма и здоровья человека;
- использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся через прогулки на свежем воздухе, экскурсии в природу, походы по родному краю, различные игры на местности и т.д.;
- спортивное совершенствование занимающихся, развитие их способностей в различных видах ФКиС через работу различных спортивных секций;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий через организацию спортивных праздников, спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д.
- организация систематической трудовой деятельности занимающихся, которая связана с затратой мускульной энергии, физической тренировкой и пребыванием на свежем воздухе[124].
Таким образом, правильная организация внеклассной и внешкольной работы дает широкие возможности по формированию личностных качеств занимающихся.
Методы формирования мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры в процессе ФВ по существу являются общими для всех составляющих всесторонне развитой личности, но в практическом применении могут отличаться определенной спецификой. Каждый из методов воспитания направлен на решение поставленных учебно-воспитательных задач, выполняет вполне конкретные функции, сориентирован на развитие у занимающихся определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.
В системе методов образовательного процесса по формированию и развитию личностных качеств, в том числе и средствами ФКиС, выделяют традиционно принятые в педагогике группы:
1. Словесные методы, с помощью которых преподаватель (учитель, тренер) формирует знания, интеллект, нравственно-этические нормы, важнейшие элементы гражданской культуры занимающихся. Посредством рассказа, объяснения, беседы, обсуждения, разбора, диспута, инструктажа и подобных словесных методов приобретаются соответствующие знания, развиваются умственные способности, раскрывается сущность норм морали, труда, гражданско-правовых норм и т.д. Естественно, что в зависимости от поставленных целей и задач, как уже отмечалось, использование тех или иных словесных методов может отличаться своей спецификой. К примеру, среди словесных методов умственного развития можно отметить:
- опрос по преподаваемому материалу;
- анализ и обобщение изучаемого материала и др.
Словесные методы нравственного воспитания могут включать в себя:
- убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;
- беседы при совершении занимающимися какого-л. проступка;
- диспуты на этические темы;
- анализ социальных ситуаций с точки зрения морально-этических норм и др.
Действенными словесными методами эстетического воспитание в учебно-тренировочном процессе являются:
- эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений;
- образное слово при разборе и обсуждении выполненных упражнений и др.
Словесные методы гражданского воспитания также эффективны, если они основаны на демократическом стиле взаимодействия, направлены на самостоятельный поиск истины и способствуют формированию критического мышления, инициативы, творчества. В физкультурно-спортивной деятельности, например, используются:
- метод открытой трибуны;
- анализа социальных ситуаций с точки зрения правовых норм;
- мозговые атаки;
- ситуационно-ролевые игры и др.
2. Наглядные методы также воздействуют на интеллект, нравственность, эстетические чувства, эмоции, гражданско-правовое сознание занимающихся. Они включают образцовый показ физических упражнений, наблюдение за выступлениями спортсменов на различных соревнованиях, просмотр кино- и видеозаписей и др. При этом наибольший эффект достигается, если демонстрация сопровождается объяснением, оценкой или соответствующими комментариями, если это образцовые выступления известных спортсменов, спортивных команд. Такая зрительно-смысловая информацияиспользуется для анализа,сравнения, обобщения увиденного, а также для создания полноценных представлений о технике двигательных действий,тактике противоборства, методике совершенствования физических качеств и т.д.
Из наглядных методов необходимо выделить метод личного примера. Преподаватель (учитель, тренер) в таком случае должен быть во всех своих поступках, поведении образцом для подражания. Именно личный положительный пример, примеры, взятые из жизни своего коллектива (высокие спортивные достижения отдельных учеников), легче воспринимаются, стимулируют занимающихся к подражанию. Необходимо также обращать пристальное внимание и на примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных внутренних и международных соревнованиях и др.
Таким образом, словесные и наглядные методы является своеобразным основанием для формирования всесторонне развитой личности и в сочетании с методом упражнения (методом практического приучения) успешно завершают данный процесс.
3. Метод упражнения (метод практического приучения) позволяет каждому преподавателю (тренеру) и самому занимающемуся быстрее сформировать устойчивые личностные качества и черты характера. Использование данного метода приучают занимающихся переносить значительные физические нагрузки, соблюдать спортивный режим, дисциплину, традиции и т.д. В конечном итоге такое поведение для них становиться нормой. Процесс освоения и практического применения физических упражнений, как правило,осуществляется при высокой активности мышления, считается важным средством интеллектуального, нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Практическое приучение, естественно, не может основываться только на физических упражнениях. Поэтому в сочетании с ними широко применяются уже отмеченные методы: опрос, наблюдение, обсуждение, анализ, сравнение, обобщение, рассуждение и др.
Кроме того, в учебно-педагогическом процессе при формировании важнейших качеств личности достаточно активно используется метод убеждения, сочетающий в себе убеждение словом и практическим делом. При этом применяются некоторые уже отмеченные словесные и наглядные методы (формы, средства и приемы).
Необходимо также отметить использование методов педагогической коррекции, к которым относят:
1. Метод поощрения, позволяющий морально и материально стимулировать у занимающихся достижение поставленных целей, закрепление положительных черт характера и т.д. В качестве поощрения может быть одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью и др.
2. Метод наказания (принуждения) применяется для сдерживания негативных поступков, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением, с целью побуждения добросовестно исполнять свои обязанности. Наказание может быть в форме осуждения проступка, обсуждения на собрании коллектива, замечания педагога, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды и др.
При этом неоднозначность воздействия методов коррекции обязывает преподавателя (учителя, тренера) знать о некоторых правилах их применения.
В учебно-воспитательном процессе используются и другие общепедагогические и специальные методы.
Таким образом, для достижения поставленных воспитательных целей и решения задач применяются разнообразные методы воспитания в их взаимосвязи, поскольку ни один из методов не может быть универсальным и, естественно, не может решать всех задач воспитания.
Связь ФВ с трудовым
ФВ, как известно, в органическом сочетании с нравственным, трудовым, эстетическим и др. содействует нормальному ФР человека, его совершенствованию, укреплению здоровья, формирует духовные качества личности. Этот факт подчеркивает взаимосвязь физического и трудового воспитания, которая реализуется через использование различных средств и методов в ФКиС и трудовой деятельности. В основе, как ФВ, так и в большинстве своем трудового лежит движение. Многообразие физических упражнений, их всестороннее воздействие на организм является фундаментом для подготовки занимающихся к выполнению самых различных видов трудовой деятельности, физической готовности к труду. Систематические занятия ФКиС формируют настойчивость, способность преодолевать трудности, воспитывают трудолюбие, повышают трудоспособность. Кроме того, выполнение занимающимися ФКиС определенных обязанностей по самообслуживанию и организации учебно-тренировочного процесса, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и др.) содействуют формированию определенных трудовых навыков. С другой стороны, результаты трудового воспитания положительно сказываются на эффективности процесса ФВ. Трудовая деятельность должна стать для занимающихся естественной физической и интеллектуальной потребностью.
По существу вся физкультурно-спортивная работа непосредственно или опосредованно направлена на решение взаимосвязанных конкретных задач трудового воспитания. В частности, на:
- формирование сознательного положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
- воспитание трудолюбия, целеустремленности, ответственности, долга и т.д.;
- овладение разнообразными трудовыми умениями и навыками;
- развитие потребности в творческом труде;
- формирование основ культуры умственного и физического труда;
- гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья и т.п.
В процессе ФВ при решении поставленных задач используются специфические средства ТВ, основанные только на собственном труде в его всевозможных сочетаниях. Среди таких средств исследователи отмечают:
1. Учебно-тренировочный труд занимающихся.Непосредственно в процессе физкультурно-спортивных занятий при творческом подходе занимающиеся не только укрепляют здоровье и повышают физическую работоспособность, но и содействуют, как уже отмечалось, воспитанию целого ряда личностных качеств (трудолюбия, прилежания, воли и др.).
2. Соревновательная деятельность занимающихся.Она позволяет видеть результаты своего нелегкого систематического учебно-тренировочного труда, своих соревновательных усилий, является мощным стимулом к самосовершенствованию именно через учебно-тренировочный труд.
3. Самообслуживание и обслуживаниефизкультурно-спортивных занятий и соревнований. Подготовка, уборка, содержание в надлежащем гигиеническом состоянии мест занятий, посильный ремонт инвентаря и оборудования, помощь преподавателю (учителю, тренеру) в организации занятий и судействе соревнований и т.д. способствуют формированию определенных трудовых умений и навыков, соблюдению сознательной трудовой дисциплины, личной ответственности за общее дело. Такие систематические коллективные трудовые действия включают занимающихся в реальную систему общественных отношений, обеспечивая тем самым дополнительную подготовку к трудовой деятельности[125].
Для достижения указанных целей ТВ в процессе ФВ используются общеизвестные, уже отмеченные выше, педагогические методы: словесные, наглядные и практические.
1. Словесные методы(беседа, объяснение,рассказ, инструктаж и др.) формируют у занимающихся сознательное отношения к учебно-тренировочному, соревновательному, производственному, бытовому и др. труду, позволяют осуществлять педагогический контроль за усвоением знаний и давать оценку результатам труда.
2. Наглядные методы(методы иллюстраций и демонстраций), применяемые в ФВ, обычно используются для демонстрации конкретных примеров образцового труда наиболее яркими представителями той или иной хозяйственно-производственной отрасли, в том числе и физкультурно-спортивной. При этом существенную роль играет личный пример преподавателя, его отношение к своей профессиональной деятельности. Таким образом наглядные методы не только стимулирует положительное отношение занимающихся к труду, но и содействуют формированию основ культуры умственного и физического труда, развитию потребности в творческом труде.
3. Метод практического приучения к труду (метод упражнения) используются при формировании устойчивых навыков социального поведения. Ведь соответствующая убежденность и потребность человека, его положительная мотивация,трудолюбие и ответственность формируются в процессе непосредственной трудовой деятельности. Систематическое использование этого метода направлено в первую очередь на отработку разнообразных навыков и умений до высокой степени автоматизма.
Практика показывает, что успех физического и трудового воспитания зависит от его правильной организации при соблюдении определенных педагогических условий:
1. Доступность и посильность заданий, которые подбираются в соответствии с индивидуальными силами и способностями занимающихся.
2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм физкультурно-спортивной и трудовой деятельности с предпочтением последних.
3. Систематический контроль и доведение до занимающихся результатов выполнения ими заданий.
4. Стимулирование занимающихся за проявленное творчество, инициативу, изобретательность, доведение начатого дела до конца.
5. Сочетание общественной значимости ФК и труда с личными интересами занимающихся и т.д.
Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и осуществляется физкультурно-спортивная и трудовая деятельность занимающихся и формируются их личностные качества.