Слайд 10. Согласно программе проекта, мы определили следующие задачи: представленные на слайде.
• создать условия, в которых возможно проведение исследования;
• разработать инструментарий исследования;
• изучить опыт учителей по проблеме формирования основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
• определить исходный уровень сформированности основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
проверить эффективность предложенного содержания работы по формированию основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 11. Методологической основойинновационной деятельности явились общенаучные принципы системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов; учет психолого-возрастных особенностей младшего школьникас ограниченными возможностями здоровья
Слайд 12. Теоретической базойинновационной деятельности явились: концепции:
- экологического образования (А.Ф. Аменда, С.Н. Глазачёв, В.И. Данков-Данильян, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Н.Н. Моисеев, Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, Н.Ф. Реймерс, Л.П. Салеева, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина);
Слайд 13. В качестве теоретического метода применялся: метод последовательно-текстуального изучения научных источников (медико-педагогической литературы), методических работ, их анализ и синтез в контексте рассматриваемой проблемы.
Для изучения уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья мы использовали методику Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.
Слайд 14. Базой инновационной деятельности послужит Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39 г.Челябинска
Слайд 15. Исследование проходит в 3 этапа. На I этапе изучалось состояние проблемы экологического образования детей, изучался опыт формирования основ экологической культуры у детей, был разработан понятийный аппарат, проведена диагностика. Сентябрь 2013.
Слайд 16. Задачи II этапа такие как: разработка методики исследования, содержания деятельности педагога по формированию основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Октябрь 2013 – Апрель 2014.
Слайд 17. III этап исследования будет посвящён анализу, сопоставление результатов с исходными положениями исследования, обобщение результатов обследования, формулирование выводов исследования. Май 2014.
Слайд 18. Практическая значимость инновационной деятельности заключается в проверке и определении эффективности метода проектов при формировании основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для внедрения в педагогическую практику общеобразовательного учреждения.
Структура инновационного проекта включает: паспорт проекта, пояснительную записку, содержание проекта и список используемой литературы.
Слайд 19. Для реализации проекта важно было рассмотретьособенности формирования основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
Которые представлены на слайде.
В особенностях экологического образования скрывается огромный личностно-развивающий потенциал, позволяющий актуализировать и развивать способность ребёнка быть самостоятельным, проявлять свой творческий потенциал, присваивать предъявляемые ему со стороны нормы как личностно значимые, анализировать взаимозависимости человека и природы, переживать ответственность за свои действия и действия других, быть критичным, проявлять и выражать свои чувства.
Следовательно, педагогу нужно руководить процессом формирования основ экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья, добиваться, возможно, полной их точности, разносторонности, конкретности, яркости.
Слайд 20. Следующий шаг в нашем проекте – это проведение диагностики, по методике Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В. для исследования общего уровня сформированности основ экологической культуры детей
Диагностикае предполагала:
· выявление представлений детей о животных;
· выявление представлений детей о жизни растений;
· выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы;
· выявление отношений детей к объектам природы
Данные исследования позволяют сделать вывод: один ребёнок имеет высокий уровень сформированности основ экологической культуры (10 %) - ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор, называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы; один ребёнок имеет средний уровень сформированности основ экологической культуры (10%), т.е. в основном соотносят представителей фауны со средой обитания, без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; восемь детей имеют низкий уровень сформированности основ экологической культуры. (80 %), т.е. дети не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым. Затрудняются рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологического образования младших школьников, особенно такого его компонента, как основы экологической культуры очень низок.
Содержание работы педагога основывалось на следующих положениях:
1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
2. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов организации образовательного процесса.
3. Ориентирование на творческий характер деятельности в системе отношений «человек-природа».
4. Усиление активности чувственного познания природы младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 21. Основное направлением содержания этой работы является:
Разработка и реализация экологических проектов.
Остановимся на описании предложенного направления.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья играет практическая, исследовательская работа в природных условиях.
Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Экологический проект рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 22. Изучив литературные источники о проектной деятельности учащихся, мы выделили несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе мы заявляли о цели проекта и создавали положительный мотивационный настрой.
Слайд 23. Второй этап – подготовительный: мы определяли задачи проекта, составляли план действий, устанавливали критерии оценки результатов, согласовывали способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
Слайд 24. Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, мы наблюдали, координировали, поддерживали, сообщали необходимую информацию.
Слайд 25. Четвёртый заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку; учитель и администрация школы коллективно оценивали деятельность учащихся.
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:
· являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
· является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
· один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Слайд 26. Мы провели проекты на темы: «Моя малая Родина», «Секрет страуса». Тематика проектов вызывала у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик. В выполнении проектов вместе с учащимися участвовали родители.
Слайд 27. Для нас важно, чтобы экологический проект был ориентирован на развитие практического опыта, опыта личного участия школьников в выявлении, изучении проблем и содействии в их решении. Это играет большую роль в формировании основ экологической культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Слайд 28. Мы продолжаем работу над педагогическим проектом «Моя инициатива в образовании». В данный момент с моими учениками мы разрабатываем и реализуем долговременный экологический проект «Совершим волшебство». Педагогический проект даёт нам возможность более глубокой, насыщенной работы по использованию всех форм работы, позволяет формировать основы экологической культуры в системе и последовательности, с учётом возрастных особенностей младших школьников с ОВЗ.
Слайд 29. Мой небольшой опыт работы по данной проблеме представлен на III Всероссийском Фестивали науки Московского Государственного Университета, г. Челябинск 2013 год, на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования», г. Челябинск, 2012-2013гг.
Слайд 30.А также мой опыт представлен в инструктиво-методических сборниках: международного, муниципального и субмуниципального уровня в 2012-2013 гг.
Слайд 31.Спасибо за внимание!