Методы, способы и организационные формы защиты человека и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций и их реализацию в практической деятельности
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:
1. Дать определение понятия «техносфера» и привести её структуру.
2. Привести классификацию негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
3. Привести классификацию стихийных бедствий и природных катастроф.
4. Привести классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера и объектов экономики по потенциальной опасности;
5. Какие поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени наиболее опасны для людей?
6. Какие существуют сегодня основные виды оружия массового поражения, в чём заключаются их особенности и каковы последствия их применения?
7. Раскрыть методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
8. Какими методами и способами выявляются поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
9. Какие системы организма человека воспринимают и компенсируют вредные факторы среды обитания?
10. Раскрыть методы, способы и организационные формы защиты человека и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций и их реализацию в практической деятельности.
План семинарского занятия № 1 по теме 2:
Тема: «Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно допустимые уровни»
1. Основные негативные факторы воздействие на человека при ЧС:
- природного происхождения;
- антропогенного происхождения;
- техногенного происхождения.
2. Системы организма человека воспринимающие и компенсирующие вредные факторы среды обитания.
3. Характер воздействия на человека негативных факторов, возникающих при ЧС природного, антропогенного и техногенного происхождения, и их результаты и последствия.
4. Предельно допустимые уровни воздействия на человека негативных факторов, возникающих при ЧС природного, антропогенного и техногенного происхождения.
5. Методы, способы и организационные формы защиты человека и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций от вредного и опасного воздействия на человека негативных факторов, возникающих при ЧС природного, антропогенного и техногенного происхождения и их реализация в практической деятельности.
План семинарского занятия № 2 по теме 2:
Тема:«Опасности и вредные факторы профессиональной деятельности социального работника
(конкретные примеры негативных факторов)»
1. Понятия «безопасность социальная», «Опасности социального характера» и «угроза».
2. Виды катастроф социального характера:
- экологическая катастрофа;
- производственная и (или) транспортная катастрофа;
- техногенная катастрофа;
- гуманитарная катастрофа;
- чрезвычайная ситуация социального характера.
3. Классификация социальных опасностей:
- по причинам возникновения: непреднамеренные и преднамеренные;
- по продолжительности действия: кратковременные (теракт, покушение, бандитский налёт и т.д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т.п.);
- по скорости распространения: быстро распространяющиеся, взрывные, стремительные (политические и военные конфликты) и плавно распространяющиеся, умеренные (предпосылки социальной революции или войны);
- по масштабам распространения: локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные;
- по возможности предотвращения: неизбежные (стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и т.д.).
4. Классификация социальных опасностей и угроз по группам (В.И. Ярочкин, по признакам):
- по объектам воздействия – человек общество, государство, а также среда обитания социума;
- по отношению к объектам воздействия – внутренние и внешние;
- по направлениям (сферам) человеческой деятельности – экономические, социальные, политические, военные, культурологические, информационные, экологические и т.д.;
- по масштабам – глобальные, региональные, национальные, локальные, местные и т.д.;
- по способам и формам проявления – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования и пр.;
- по источникам и движущим силам (по происхождению) – природные, техногенные, социальные);
- по ожиданию воздействия на объект – внезапные, неожиданные; ожидаемые с малым или с большим временем задержки;
- по умыслу – правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные; внеправовые;
- по форме – прямые, косвенные, завуалированные, латентные, несформировавшиеся;
- по времени – мгновенные, длительные, дискретные;
- по последствиям – необратимые, обратимые, мутагенные, доминантные, катализирующие;
- по значению – допустимые, недопустимые;
- по составу – разовые, бинарные, кумулятивные, диффузные;
- по актуализации – вероятностные (весьма вероятные, маловероятные), потенциальные, реальные, осуществленные;
- по причинам появления – закономерные, случайные, стихийные, преднамеренные;
- по ущербу – материальный, моральный;
- по величине ущерба – предельный, значительный, незначительный;
- по характеру воздействия – активные, пассивные и пр.
Социальные опасности в рассматриваемом контексте можно квалифицировать и так:
1) по природе, связанные:
- с психическим воздействием на человека (шанташ, мошенничество, воровство, шарлатанство и т.п.)
- с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.)4
- с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека;
- с массовыми заболеваниями (СПИД, верерические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.);
- с суицидами.
2) по масштабам событий : локальные, региональные, национальные, глобальные;
3) по организации: случайные, преднамеренные;
4) по половозрастному признаку: характерны для детей, молодёжи, женщин, пожилых людей и т.д.
5. Опасные факторы социальных угроз и их индикаторы. Опасности и вредные факторы профессиональной деятельности социального работника (конкретные примеры негативных факторов).
План семинарского занятия № 3 по теме 2:
Тема: «Оружие массового поражение, его виды»
1. Понятие «оружие массового поражения».
2. Виды оружия массового поражения: ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие и особенности их воздействия на людей (облучение, отравление, заражение).
3. Основные источники поражающих веществ оружия массового поражения.
4. Поражающие факторы видов оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.
План семинарского занятия № 4 по теме 2:
Тема: «Организация и проведение спасательных работ и ликвидации последствий при аварии, катастрофе, стихийном бедствии»
1. Понятия «спасательные работы» и «ликвидация последствий ЧС».
2. Понятия «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».
3. Правовые мероприятия. Классификация правовых и нормативно-технических документов.
4. Мероприятия государственного регулирования безопасности в ЧС.
5. Организационные мероприятия:
5.1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС.
5.2. Эвакуация населения: локальная, местная, всеобщая, а также упреждающая или экстренная. Классификация вариантов эвакуации.
5.3. Эвакуационная комиссия.
5.4. Сборные эвакуационные пункты (СЭП).
5.5. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
5.6. Приёмные эвакуационные пункты (ПЭП).
6. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС с целью проведения аварийно-спасательных (АС) и других неотложных работ (ДНР) в очагах поражения.
7.Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в постоянной готовности к использованию
а) средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): фильтрующие – противогазы, респираторы, самоспасатели, простейшие ватно-марлевые и противопыльные тканевые повязки; изолирующие – табельные противогазы и респираторы; нетабельные кислородные, шланговые и со сжатым воздухом;
б) Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК): изолирующие, фильтрующие, промышленные0, простейшие (подручные);
в) медицинские средства индивидуальной защиты: индивидуальный противохимический пакет (ИПП); пакет перевязочный индивидуальный.
8. Проведение экологического контроля окружающей среды.
9. Подготовка населения к действиям в ЧС.
10. Система оперативного и локального оповещения и информации о ЧС.
11. Инженерно-технические мероприятия:
- проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры, в том числе и потенциально опасных;
- инженерное обеспечение защиты населения (защитные сооружения и их классификация); убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия (щели);
- инженерное оборудование территории региона с учётом воздействия прогнозируемых ЧС;
- создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;
- защита продовольствия, источников и систем водоснабжения от загрязнения РВ, ХОВ и заражения БО.
12. Спасательные мероприятия: разведка маршрутов движения формирований МЧС и ГО и участков работ; локализация и тушение пожаров; розыск пораженных и извлечение из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; подача воздуха в поврежденные и заваленные ЗС; оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод (вывоз) населения из зоны ЧС; санитарная обработка людей; дегазация. Деактивация, дезинфекция территорий, техники и одежды.
13. Другие неотложные работы:прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и др.
Практическое занятие № 1 по теме 2:
Тема: «Действия и рекомендации населению при ЧС природного характера (геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания)»
Практическое занятие № 2 по теме 2:
Тема: «Аварии на транспорте (железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт, метрополитен)».
Тема 3. «Социальная безопасность и социальная защита населения». Психологические основы безопасности.
Цель изучения: освоить студентами знания о психологической и социальной безопасности и усвоить необходимые основные элементы системы социальной защиты человека, сообществ, общества и государства.
Изучив данную тему студент должен:
· знать:
- понятия «социальная безопасность» и «социальная защита»;
- основы психологической безопасности личности, группы людей и коллектива;
- правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях социального происхождения.
· уметь:
- осознанно, целенаправленно и непрерывно, самостоятельно или с помощью специалистов в области физической культуры и спорта самосовершенствоваться физически и овладевать специальными умениями и навыками обеспечения как личной безопасности так и, окружающих в экстремальных ситуациях социального происхождения и, в меру своих сил и возможностей, оказывать им необходимую помощь, включая первую медицинскую;
- путем посреднической деятельности специалистам, спасателям и окружающим гражданам оказывать необходимую помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях социального характера.
· владеть:
- теоретическими знаниями и практическими навыками в области обеспечения социальной и психологической безопасности и социальной защиты населения.
При изучении темы 3 необходимо обратиться к следующим источникам:
[1 -части IV. V; 4; 6 –раздел 5;7; 16 –главы: 2-5; 14; 22; 23, 25и др. по списку].
Особое внимание обратить на:
1. Психологию стихийного массового поведения (толпа, паника, массовые беспорядки, давка; слухи, политические и рекламные компании и т.п.).
2. Содержание методов, средств и форм социальной защиты населения.
3. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:
1. Что такое социальная безопасность и социальная защита?
2. Дайте определение «психологическая безопасность» и раскройте подробно его содержание в контексте социальной безопасности и защиты населения.
3. В чем заключается суть обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.
4. Обоснуйте взаимосвязь и взаимообусловленность понятий психологическая безопасность, социальная безопасность и социальная защита.
5. Перечислите основные правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях социального характера.
План семинарского занятия по теме 3.
Тема: «Социальная напряженность общества и социальная безопасность.
1. Основные причины и факторы, вызывающие или влияющие на возникновение социальной напряженность общества.
2. Безопасность личности.
3. Безопасность в межличностных отношениях.
4. Безопасность и стресс.
5. Безопасность личности в условиях безработицы.
6. Основные меры, направленные на снятие напряженности в обществе и обеспечение социальной безопасности в нём.
Тренинг психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.
Ролевая игра. Тема:Угроза террористического акта
Тема 4. «Национальная безопасность».Этноконфликты – понятие, виды, сущность. Насилие и общество. Коррупция и преступность в обществе: профилактика и борьба. Терроризм. Общество и природа. Защита окружающей среды.
Цель изучения: формирование мотивации и потребности у студентов к повышению собственного уровня знаний в области национальной безопасности и их практического применения в повседневной жизни.
Изучив данную тему студент должен:
· знать:
– понятия: личная, общественная и государственная безопасность, их взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность;
– основания и формы защиты прав личности;
– о том, что стабильность общества и целостность государства являются основными элементами системы социальной безопасности;
– о сущности национальной безопасности РФ и чем она достигается.
– основные положения экологической безопасности РФ;
– общество и природа: этический аспект взаимодействия человека и природы. Защита окружающей среды;
– суть информационной безопасности: понятие, пути обеспечения и роль в структуре национальной безопасности РФ;
– что такое этноконфликты: понятие, виды, сущность.
– насилие и общество: основные причины и первоисточники возникновения насилия в обществе и основные последствия развития этого насилия; деятельность органов власти по снижению уровня насилия в обществе;
– коррупция и преступность в обществе: профилактика и борьба;
– терроризм: природа и история возникновения, разновидность терроризма; основные пути и деятельность государства и населения, направленные на снижение уровня террористической угрозы в стране.
· уметь:
- в повседневной деятельности защищать собственные права в случаях их нарушений кем-либо;
- раскрывать и научно объяснять сущность таких понятий, как: безопасность личности, общества и государства и показывать элементы национальной безопасности (экологическая безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность и др.), выявлять существенные связи между ними в виде структурных связей общего системного понятия национальная безопасность.
· владеть:
- упрощенными методами анализа текущей обстановки в РФ и прогнозирования из складывающихся ситуаций экономического, экологического, военного, социального и др. характеров уровня обеспечения национальной безопасности в стране на ближайшую перспективу;
- способом выбора оптимальных форм деятельности человека, основанных на знании потенциальных опасностей, средств и методов защиты.
При изучении темы 4 необходимо обратиться к следующим источникам:
[1 – часть IV, V; 7, 8, 14, 15, 20, 21, 22, 23, 24].
Особое внимание обратить на:
- многофакторность и полиаспектность обеспечения национальной безопасности.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:
1. Покажите взаимосвязь и взаимозависимость таких понятий, как личная безопасность, безопасность общества и государственная безопасность.
2. Расскажите о тех основных компонентах безопасности общества и государства, которые лежат в основе понятия «национальная безопасность».
3. Раскройте основные причины и покажите первоисточники возникновения насилия в обществе, укажите предполагаемые основные последствия развития этого насилия.
4. В чем заключаются основные функции деятельности органов власти по снижению уровня насилия в обществе?
5. Чем определяются природа и разновидность терроризма?
6. Какие основные пути и формы деятельности государства и населения должны лежать в основе мер по снижению уровня террористической угрозы в стране.
План семинарского занятия № 1 по теме 4
Тема 1: «Национальная безопасность РФ – экономическая, экологическая, информационная безопасности».
1. Понятие «личная безопасность», «общественная безопасность» «государственная безопасность», их взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Права личности, стабильность общества и целостность государства как основные элементы системы социальной безопасности и их защита.
3. Понятие «национальная безопасность РФ», его содержание и основные элементы её обеспечения.
4. Экологическая безопасность РФ и чем она достигается.
5. Информационная безопасность и её роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства.
6. Этноконфликты – понятие, виды, сущность.
План семинарского занятия № 2 по теме 4
Тема 1: «Насилие и общество. Коррупция и преступность в обществе: профилактика и борьба».
1. Основные виды насилия личности, групп людей, сообществ и общества: сущность, характер проявления и их последствия
2. Коррупция и преступность в обществе: профилактика и борьба.
3. Терроризм: причины возникновения, источники происхождения и объекты нападения (места проявления).
4. Основные мероприятия по антитеррору в зданиях учреждений, на улице и транспорте.
План семинарского занятия № 3 по теме 4
Тема: «Общество и природа. Защита окружающей среды».
1. Взаимосвязь понятий «общество» и «природа».
2. Основные структуры государственного, регионального и местного уровней, их задачи и применяемые ими меры по защите окружающей среды.
Тема 5. «Основные принципы и методы оказания первой медицинской помощи»
Цель изучения: Усвоить знания и приобрести необходимые навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС различного происхождения.
Изучив данную тему, студент должен:
· знать:
- основы оказания первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим в ЧС различного происхождения, получившим травмы разного вида и степени тяжести;
- основные методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, получившим травмы различной природы их происхождения и степени сложности, на производстве (аварии, катастрофы) и в быту;
- принципиальные различия между полученными травмами пострадавшими на производстве (в следствии аварий, катастроф и т.п.) и бытовыми травмами.
· уметь:
- различать травмы, полученные пострадавшими в разных условиях проявления опасных ситуаций (ЧС), и, в соответствии с этим, принимать верные решения оказания им ПМП и уверенно действовать, не нанося дополнительного ущерба раненым и снижая, по мере возможности, до минимального уровня их страдания;
- грамотно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, получившим различные виды травм разной степени сложности.
· владеть:
- методами и приемами оказания ПМП при сердечнососудистых заболеваниях, при травмах и переломах, кровотечениях, ожогах и отморожениях;
- владеть приёмами десмургии – наложение повязок, бинтов и других перевязочных средств на очаги поражения или закрепление в определенном положении тела пострадавшего или его пораженных конечностей (органов) в зависимости от вида травм и их степени сложности.
Особое внимание обратить на:
1. Этический аспект взаимодействия оказывающего ПМП с пострадавшим: проявлять повышенное внимание, чуткое отношение к раненому и заботу о нём с целью снижения уровня его страдания, способствующего сохранению жизни и здоровья потерпевшего.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:
1. Назовите основные принципы и положения оказания первой медицинской помощи, указав при этом необходимость её проведения в различных ситуациях, в результате которых люди получают те или иные травмы различной степени сложности.
2. В чем заключаются основные различия видов ранений людей, получивших травмы различного характера и степени сложности в результате аварий или катастроф на производстве или транспорте от видов ранений, получивших пострадавшими в быту?
3. По каким признакам определятся экстренная первая медицинская помощь людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями?
4. Раскройте содержание основных приёмов оказания ПМП при сердечнососудистых заболеваниях, при травмах и переломах, кровотечениях, ожогах и отморожениях.
4. Что есть общего у таких травм, как: термические ожоги и отморожения и в чем есть принципиальные различия между ними?
При изучении темы 5 необходимо обратиться к следующим источникам:
[5 –глава 9 – 9.3; 19,20, 21; 16 –главы: 2-5; 19, 20 и 21и др. по списку].
План семинарского занятия по теме 5
Тема : «Оказание первой медицинской помощи при травмах и переломах, кровотечениях, ожогах и отморожениях. Десмургия».
1. Виды травм и источники их порождающие.
2. Сущность и содержание понятия «оказание первой медицинской помощи».
3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и переломах, кровотечениях, ожогах и отморожениях
4. Десмургия.
Практическое занятие № 1
Тема : Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при бытовых травмах
Практическое занятие № 2
Тема : Оказание первой медицинской помощи при сердечнососудистых заболеваниях. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца (техника)
Тема 6. «Медицина катастроф»
Цель изучения: Освоение знаний о системе «Медицина катастроф», её основных компонента, элементах и структуре, а также её роли, значении и порядке функционирования в организации деятельности по сохранению жизни и здоровья пострадавшим в ЧС различной природы происхождения.
Изучив данную тему, студент должен:
· знать:
- структуру, цели, задачи и основные положения о системе «Медицина катастроф»;
- возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС;
- организацию медицинской помощи пострадавшим в ЧС различного происхождения (природного, антропогенного, техногенного и др.);
- этапы оказания медицинской помощи пострадавшим при катастрофах;
- алгоритмы оказания ПМП пострадавшим, имеющим различные виды и степени сложности травмы;
– объем ПМП при ЧС с преобладанием механических поражающих факторов;
– объем ПМП в очагах с преобладанием термических поражений;
– объем ПМП при ЧС с выбросом в окружающую среду АХОВ;
– объем ПМП с выбросом радиационных веществ;
– объем ПМП при массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения;
– организацию эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций;
– основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
· уметь:
– организовывать и самостоятельно, либо с помощью окружающих, проводить (принимать участие) мероприятия медицинской защиты населения и пострадавших лиц;
– оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим (в том числе в экстремальных ситуациях).
· владеть:
– правилами поведения в экстремальных ситуациях;
– методами оказания первой медицинской помощи пострадавшим (в том числе в экстремальных ситуациях);
– средствами индивидуальной защиты и порядком их использования.
Особое внимание обратить на:
– знание объемов ПМП пострадавшим в ЧС с преобладанием различных поражающих факторов и грамотное, последовательное выполнение действий по оказанию ПМП в этих объёмах.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:
1. Что подставляет собой «Медицина катастроф» как система спасения людей? Дайте общее понятие этой системы, приведите её структуру, выделите основные основополагающие компоненты, охарактеризуйте их и раскройте основные задачи каждого в отдельности и всей системы в целом.
2. Раскройте сущность такого явления как оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
3. Раскройте содержание объёмов ПМП потерпевшим от различных преобладающих поражающих факторов.
4. Из каких этапов оказания медицинской помощи пострадавшим при катастрофах построена система спасения людей, сохранения их жизни и здоровья?
5. Как организуется эвакуация населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций?
6. Каковы основные мероприятия организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?
7. Перечислите основные методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим (в том числе в экстремальных ситуациях).
8. Какие существуют правилами поведения в экстремальных ситуациях?
9. Что такое средства индивидуальной защиты, каковы их назначения и порядок пользования ими в условиях ЧС?
При изучении темы 6 необходимо обратиться к следующим источникам:
[4; 16 –главы: 2-5; 19, 20, 21 и др. по списку].
Ролевая игра по теме 6
Тема: «Спасение пострадавших в ЧС и оказание им первой медицинской помощи».
Деловая игра по теме 6
Тема: «Организация и проведение спасательных работ и ликвидация последствий при аварии, катастрофе, стихийном бедствии»