В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр.
Билет №9
1. Проблема готовности к школьному обучению. Три аспекта готовности ребенка к школе: мотивационный, познавательный, волевой и их взаимосвязь.
2. Педагогическая ценность игрушки. Современная классификация игрушек.
3. Этапы коррекционной работы с дошкольниками с трудностями в общении.
1.Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе. Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения (мотивационный):познавательный. Для приобретения новых знаний в школу идет 12% детей; социальный -46% детей, (привлекает атрибутика, нет сна, хочу иметь новых друзей)
игровая мотивация. Появились новые друзья, с которыми ребенок общается на перемене, в классе; позиционная мотивация. Все идут, и я иду; стремление получить что-то новое. Первые два мотива свидетельствуют о готовности к школе. Познавательный компонент - к школе определяется уровнем развития познавательных процессов: у ребенка должно быть развито произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зрительная память, воображение. Эмоционально-волевой компонент проявляется в доминировании эмоции спокойствия. Если ребенок пребывает в негативе, то у него происходит напряжение мышц, которое является барьером для развития мелкой или мелкой моторики. Если ребенок видит только негатив, то меняется и мировоззрение.
Волевой аспект проявляется в умении: 1) выполнять словесную инструкцию.
Галина Цуккерман и Марина Царегородцева добавили аспект готовности к учебной деятельности. К семи годам у ребенка должна быть 1)развита связная речь, т.е 10-12 предложений, связных по смыслу, причем, половина из них – сложносочиненные; С лексическими правилами
2) математическая подготовка. Ребенок должен не только уметь считать, но и понимать соотношение цифр и количество предметов, составляющих данную группу; ориентироваться в геометрии, различать основные фигуры по форме, по их размещению по отношению друг к другу;
3) умение ориентироваться во времени (что можно сделать за час, за минуту и тд.);
Выполнять задание по целостному показу;
Степень обучаемости (умение работать по образцу).
2. Игрушка–спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка–одно из важнейших средств воспитания. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например, строительный материал, конструктор. Большую педагогическую ценность представляют пирамидки, матрешки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Куклы, изображающие людей разных национальностей, внушают любовь и симпатию к разным народам. Куклы в костюме солдата, моряка, рабочего способствуют формированию уважения к людям той или иной профессии. Игрушечные машины развивают интерес к технике, к труду. Игрушка должна быть такой, что бы с ней можно было активно действовать, например, одевать и раздевать кукол, двигать поезда и грузовики, перевозить на них людей и груз. Современная классификация игрушки.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр.
Сюжетные игрушки–это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства; посуду; мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение (отсюда название – сюжетные)
Дидактические игрушки предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в самой конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Игрушки-забавы, «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка-«дергунчик» и др. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов . Так же к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов.
Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки, мячи и т.д.)
Музыкальные игрушки предназначены для развитие музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Театрализованные игрушки–это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски,
Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Строительные Большими развивающими способностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO»., конструкторы разного типа
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт); полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пуговицы); природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина).
3. В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:
1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.
2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;
3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;
4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;
5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.
В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.
Ещё одна применяемая форма–индивидуальных занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи. Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.
Методы и приемы работы обучающие и дидактические игры и упражнения, артикуляционные упражнения, массаж органов артикуляционного аппарата, пальчиковая гимнастика
Коррекция звукопроизношения. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1.подготовительный этап
2.этап постановки звука
3.этап автоматизации
4.этап дифференциации звуков
5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.
1.Подготовительныйэтап. Основная цель—включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
В задачи подготовительного этапа входит:
- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;
- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.
Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.
2. Постановка звука. Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.
3. Автоматизация звука. Этап автоматизации звука делится на:
Автоматизацию изолированного звука;
Автоматизацию звука в слогах;
Автоматизацию звука во фразе;
Автоматизацию звука в связной речи.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами.
4. Дифференциация смешиваемых звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операци их отбора.
5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его—сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.
Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.