Пути саморазвития и самосовер шенствования личности
То, что проблема достижения личностью вершин творческого саморазвития и профессиональной зрелости приобретает в последние годы все большую теоретическую и практическую актуальность, подтверждается самим формированием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли знания.
Акмеология (от греч. akme – вершина) – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.
Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.
Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования, являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.
Непрерывное образование включает в себя специально организованноеобучение в учебных заведениях и самообразование.
Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Н.Р. Битянова рассматривает эффективность личностного роста профессионала через саморазвитие, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать открытые отношения с людьми, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии.
Отличительными признаками такой развитой личности являются:
- способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;
- умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;
- достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;
- энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;
- открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.
Точкой отсчета личностного роста, самовоспитание человека является выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться.
Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста является самопознание. Приемами самопознания являются: самонаблюдение,самоанализ, самоотношение, самооценка.
Культура самовоспитания предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются: самокритика, самоприказ, самообязательство.
Человек, избравший определенную сферу деятельности, рассчитывает на перспективную карьеру.
В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в работе, семье, общественной жизни, досуге. Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов таких как: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, уровень притязаний, ценностных установок. Выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.
Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице.
Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу свой деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности.
Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе. Но через пять-семь лет интерес угасает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.
Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно.
Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций.
Снижающаяся карьера – квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т.п.) что постепенно снижает его работоспособность.
При каких условиях карьера человека складывается эффективно? Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает. В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.
Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения.
Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.
Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек не может находится долго: напряжение следует устранить; снять его – значит удовлетворить определенную потребность, стоящую за этим препятствием.
Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.
Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.
Эмоциональные стрессы, как положительные, так и отрицательные, вызывают такие эмоциональные состояния, как обида, страх, чувство вины, гнев.
Положительные эмоциональные стрессы также могут нести в себе отрицательные заряды: радостное перевозбуждение, неадекватное восприятие действиетльности и др.
Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.
Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действий и поступки, быть хозяином времени своей жизни, свой судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. В качестве составляющих самоконтроля называют храбрость, сострадание, терпение.
Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства. Терпение – это способность терпеть, настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле.
Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни. В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.
Имидж (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.
Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.
1-я группа – качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;
2-я группа – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);
3-я группа – образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);
4-я группа – «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, с ответственностью, обязательностью.
Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.