Национально-культурные и этнокультурные особенности
Население города Богданович многонациональное. В результате миграционных процессов в городе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в детском саду этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В развивающей предметно-пространственной среде детского сада, предусмотрено создание тематического мини-музея «Избы читальни». Особое внимание уделяется к формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности почувствовать гордость своей национальной принадлежности.
Социально-исторические потребности.
По существующим критериям город Богданович можно назвать моногопромышленным, а ОАО «Огнеупоры» – градообразующим предприятием. На территории городского округа функционируют организации и предприятия, благотворно влияющие на развитие города Богданович:
ОАО «Огнеупоры» является одним из крупнейших и старейших предприятий по производству огнеупорного кирпича и строительных материалов;
«Комбикормовый завод» производство комбикормовых изделий, продажа комбикормов;
«Комбинат строительных материалов», производство и продажа строительных материалов;
Музей имени Степана Щипачёва уральского поэта;
Городская детская библиотека;
Городской Краеведческий музей экспонатов русской старины;
Музей ОАО «Огнеупоры», где собраны исторические факты с истоков возникновения завода градообразующего предприятия.
При разработке образовательной программы, в формируемой части введены темы, направленные на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых (родителей), а также темы, направленные на ознакомление воспитанников с историей края, знаменитыми земляками.
Для создания качественных условий воспитания, обучения и развития детей на договорной основе осуществляется сотрудничество с социальными партнёрами: Городской детской библиотекой, Городским Краеведческим музеем, музеем имени Степана Щипачёва, Центром детского творчества, МАУ СОШ №2, МАУ СОШ №3, МДОУ ДОД ДЮСШ по х/м., 81 ПЧ и «Всероссийское добровольное пожарное общество».
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста
В первой младшей группе МБДОУ №1 «Детский сад Будущего» ____ детей. Из них _____девочек, ____ мальчиков. В первой младшей группе имеются дети из многодетных семей - ____ ребёнка.
Воспитанники группы проявляют активность и любознательность. Дети в группе общительные, доброжелательные, учатся договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать поставленных результатов.
У детей активно формируются культурно-гигиенические навыки.
Дети учатся и умеют коллективно, использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Мальчики любят конструировать, строить, ремонтировать, играть с машинками и спортивным инвентарём. Девочки любят рисовать, играть с куклами, в настольно-печатные игры, а также в различные сюжетно-ролевые игры с помощью педагогов.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие,прежде всего фонематический слух.К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.