Прежде несвойственный страх
Произошедший в XVII в. церковный раскол спровоцировал власти на поиск идейных врагов, еретиков. Охваченная религиозной междоусобицей, борьбой за чистоту веры, призываемая к идеологической бдительности Московская Русь по-новому оценивает как истинное сумасшествие, так и мнимое — юродство. Неграмотное и испуганное население начинает вести себя на манер западноевропейцев времен разгула судов инквизиции. Религиозное противостояние ревнителей старой и новой веры привело к государственному гонению, преследованию и истреблению «верящих неправильно». Церковный собор учреждает особую службу по борьбе с раскольниками, их духовный лидер — протопоп Аввакум — казнен.
Как и в Западной Европе, на Руси к еретикам стали легко причислять психически больных людей, которые теперь и в церковном поучении, и в государевом указе признаются не просто «одержимыми», но одержимыми бесом. Охота на ведьм не обошла Московскую Русь, известны случаи сожжения чернокнижников и колдуний в царствование Алексея Михайловича, в народное сознание проникает прежде не свойственный славянам суеверный страх перед калеками и слабоумными, отныне нередко именуемыми «бесноватыми» или «уродами».
Свидетельством тому народные суеверия и чары (ритуальные слова и действия) против калек. «Чары для калек, — пишет И. П. Сахаров, — должны обращать особенное внимание помещиков по своему злоупотреблению в семейной жизни. Простолюдин решительно верит, что калеки, люди, обезображенные разными болезнями, суть несчастливцы, очарованные доками, ведунами. Можно ли придумать нелепее сего заблуждения? Русский поселянин при взгляде на калек сожалеет об них, но вместе с тем и страшится, предполагая в их теле присутствие нечистой силы. Нельзя обвинять поселянина за это последнее предположение, чары для калек действительно находятся в русском чернокнижии».
Быстрое искоренение религиозной оппозиции оказывается весьма затруднительным из-за существования полчищ профессиональных побирушек, бесконтрольно перемещающихся по стране. Самодержец и главенствующая церковь не могут более терпеть подобного положения дел и, признав бродяжничество опасным для государства, усиливают наступление на него. Административные меры, принимаемые на Руси в целях искоренения нищенства, неминуемо отражаются на положении той части инвалидов, что жили иодаянием Христа ради. Единственным положительным моментом усиливающейся борьбы с нищенством можно считать введение уголовного наказания лиц, промышлявших нищенством, за сознательное калечение детей ради наживы. В 1679—1682 гг. частично пересматривается уголовное законодательство и, отметим это решение как позитивное, запрещается членовредительство арестантов.
Пытаясь сократить численности прошаков, власть неминуемо сталкивается с проблемой малолетних бродяжек. Царь Федор Алексеевич решает отсылать детей-побирушек на обучение в особые места — «дворы». В своем решении государь не оригинален, подобным образом проблема решалась в большинстве европейских стран, там идея искоренения нищенства через общественное призрение родилась сотней лет раньше. Напомним, в Англии королевский акт 1575 г. предписывал строительство в каждом графстве исправительного дома для бродяг, Германия начала последовательно открывать дома-изоляторы примерно с 1620 г. Главное отличие Московского указа (1682) состояло не только и не столько в хронологическом отставании от западных актов. Упомянутых в царском повелении «дворов» в реальной жизни не существовало, указ же не разъяснял, кто и на какие средства станет их строить. Кроме того, население Руси, не в пример западному, все еще оставалось нищелюбивым. Если в западном сознании к этому времени «нищета выпадает из диалектики унижения и славы, ее место — в пределах соотношения порядка и беспорядка, внутри категории виновности», то на Руси она вызывает сострадание.
Русь продолжала оставаться нищелюбивой, но все чаще проявляются предрассудки, согласно которым встреча с уродливым человеком сулит несчастье, что в известной мере является результатом проникновения в страну вместе с западной культурой опас
ливых и недоброжелательных взглядов на инвалида. Комментируя «чары для калек», И. П. Сахаров энергично и настойчиво доказывает, что «они занесены в нашу родину с чужой стороны, русский поселянин не был их изобретателем», что древние славяне не испытывали подобного опасения перед калеками.
Знаток русских обычаев М. И. Забылин приводит примеры опасливого отношения к увечным — сочиненные в народе «чары», способные защитить от «дурного глаза» (влияния) уродливого или бесноватого человека1. «В былое время, — убеждает М. И. Забылин, — наша Россия изобиловала калеками разного рода, особенно Москва и ее окрестности. Особенно пешеходный путь от Москвы к обители преподобного Сергия изобиловал на каждом шагу слепцами и уродами ростовского изобретения (Ростов Ярославской губернии в прежнее время славился уродами. Промышленники нищенством или за деньги, или воровством приобретали детей, подрезывали жилы, выкалывали глаза или делали другое нарушение здоровья тела и уродование и уродов возили по России, эксплуатируя их). Изуродование существовало искусственное, несмотря на то, что было много и естественного безобразия по неуходу за детьми, вследствие наследственных болезней, а также по неискусству повивальных бабок (повитух) и отсутствию даже самого понятия о врачебном искусстве. Простосердечный русский народ, ожидая в каждом новорожденном будущего работника, надежду на подпору в старости, в рожденном уроде видел наказание Божие за свои грехи и уродство невинного младенца считал делом дьявола или прямо, или чрез посредство злых людских козней».
Причиной народного страха перед носителем физического уродства М. И. Забылин полагает дьявольскую тень, которую обыватель угадывал за спиной калеки или одержимого. Не прошли даром и старания Церкви, объявившей в XVI в. войну скоморохам и юродивым. Скоморошество и прежде искоренялось как «бесовство», «похабство», народных актеров выгоняли из городов и монастырских владений, за предоставление им крова на виновных налагался штраф. Теперь и юродивые в глазах духовенства утрачивают ореол святости, предпринимается попытка вычеркнуть имена ранее чтимых юродов из богослужебных книг. Против прежде упоминавшихся в церковных бумагах имен в XVI в. появляется отметка: «Доложить патриарху», владыка повелевает: «Выключить имена». Патриарх демонстрирует клиру и миру «правильное» отношение к юродивым, Церковь перестала считать даже самых популярных из них своими достойными чадами. В патриарших богослужебных книгах имена впавших в немилость юродов замазывают киноварью, а в текст Служебника образца 1602 г. Уже не вписывают. Спустя три десятилетия (1636) патриарх Иосаф осуждает поведение юродивых за то, что они «велик соблазн полагают в простых человецех». Наконец, православная Церковь окончательно порывает с «похабами», «бесноватых» запрещено впускать в храм (1646). При патриархе Никоне, который «юродивых святых бешаными нарицал и на иконах их лики писати не веле», официальное неприятие юродивых достигло апогея.
Если в предшествующие века мистическое отношение населения к «похабам» также распространялось на истинных умалишенных и сумасшедших, обеспечивая тем самым относительную их защиту, то в XVII столетии закладываются семена опасливо-недоброжелательного отношения к людям психически нездоровым. К концу XVII в. многие образованные москвичи уже разделяли официальную позицию неприятия юродства.
Перемене взглядов способствовали распространившиеся во второй половине XVII в. пророчества о близком конце света, о скором приходе антихриста. Его власть, обещали предсказатели, «продолжится на земле два с половиною года — с 1666 по 1669 г., а затем начнется светопреставление. <...> В ожидании этих ужасов, вероятно, во многих местах происходили явления, о которых дошли до нас известия относительно нижегородского края. С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 года бросили и избы. Собираясь толпами, люди молились, постились, каялись друг другу в грехах». Нетрудно себе представить, как утомленное ожиданием антихриста, взвинченное и психически истощенное население легко обнаруживало бесовское влияние в необычном поведении окружающих. «В натурах экзальтированных это напряженное ожидание второго пришествия вызвало особые явления, принявшие, как это всегда бывает в явлениях религиозного экстаза, эпидемический характер».
Последнее двадцатилетие XVII в. ознаменовалось на Руси ужесточением преследования раскольников и одновременно кардинальной сменой взглядов монарха на нищенство. Армия побирушек вобрала в себя немалое число беглых крепостных и преступников, разного рода смутьянов, в том числе и противников новой веры. Задача истребить религиозную оппозицию обусловила кардинальную смену отношения государства и церкви к нищенству. Стимулировала борьбу с бродяжничеством и предстоящая военная реформа (1681), самодержец предполагал «рассортировать» нищенствующую братию, изъяв из нее мужчин, годных для армейской службы. Калеки и убогие государя интересовали меньше, инвалида в армию или в ремесло не рекрутируешь, а потому проект указа 1682 г. оставил эту часть живущих Христа ради без официального внимания, в очередной раз полагаясь на «милость добрых христиан». В год подготовки указа Федор Алексеевич скончался, а с ним умерла и идея организации в Московском царстве общественного призрения. Население страны, включая его элиту, не видело резона заменять традиционное нищелюбие на деятельную благотворительность.
Итак, церковный раскол, «охота на ведьм», вымарывание имен почитаемых юродивых из церковных книг, борьба с нищенством, появление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, государственное же призрение по-прежнему отсутствовало.