Врачом Ф.Галлем. Эта «наука» утверждала, что существует связь между наружной формой черепа, умственными и моральными качествами человека
Практические занятия
Тема 1. Профессия педагога и ее высокое предназначение в обществе. Специфика труда учителя начальной школы.
План занятия.
І. Вопросы для теоретического изучения
Становление профессии учителя в разные исторические периоды.
Возрастание социальной значимости педагогической профессии в современном обществе.
Специфика педагогической деятельности учителя начальной школы.
ІІ. Практическая часть
Задание 1. Расположите основные этапы становления и развития педагогической профессииво временной последовательности. В качестве формы фиксации используйте хронологическую таблицу.
Основные этапы становления и развития педагогической профессии во временной последовательности
Основные этапы становления и развития педагогической профессии | Временной период, эпоха | Роль учителя в обществе, особые требования, предъявляемые к педагогической профессии |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Задание 2.В педагогике подчеркивается особая роль учителя в жизни общества, отмечается его влияние на прогрессивное развитие общества.
Русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, скромное по наружности, – одно из величайших дел в истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения.
Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал, что у учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных преобразований, вождем мировой культурной революции.
Докажите или опровергните идею о прогрессивной роли учителя в современном обществе. Является ли современный учитель «главным мотором самых радикальных преобразований, вождем мировой культурной революции»? Ответ обоснуйте.
Работа на занятии
Задание 3. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...»
Составьте фрагмент своего «Поучения» педагогам, в котором будут отражены ваши представления и наказы по реализации педагогической деятельности в современной школе (работа в подгруппах)
Задание 4. Особенности педагогической профессии. Игровая имитация «Конкурсная комиссия».
И.П. Подласый утверждает, что если бы вы пришли в отборочную комиссию еще хотя бы в начале прошлого века и заявили, что желаете попробовать свои силы на учительском поприще, у вас бы внимательно ощупали голову. Конечно, не для того, чтобы убедиться в ее наличии. И не для того, чтобы узнать, нет ли у вас жара. Врач будут искать на вашем черепе специальную «педагогическую» шишку.
Дело в том, что значительную популярность в те времена приобрела френология («френ» в переводе с греческого – душа), созданная австрийским
врачом Ф.Галлем. Эта «наука» утверждала, что существует связь между наружной формой черепа, умственными и моральными качествами человека.
Ф.Галль и его последователи вполне серьезно полагали, что усиление какого-