Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания 5 страница
Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процесса действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессиональных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую организуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» — довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, профессиональной неудовлетворенностью».
Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической деятельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокупным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельности результатом ее тоже является образование конкретных людей, проявляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, несмотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие.
Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:
1. знания, умения, навыки;
• показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образования и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. культур);
• отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрицательный жизненный опыт и др.
Тема 4. «Российские и международные документы по образованию»
Внастоящее время образованием охвачено более 32,8 млн. обучающихся, из них: 4,7 млн. — дошкольники, 21,4 млн. — учащиеся общеобразовательных учреждений, 1,7 млн. — будущие рабочие и специалисты — воспитанники учреждений начального профессионального образования, чуть более 2 млн. — студенты средних специальных учебных заведений, более 3 млн. — студенты государственных вузов. Если прибавить 200 тыс. ежегодно переобучающихся безработных граждан, 160 тыс. студентов негосударственных вузов, около 500 тыс. повышающих свою профессиональную квалификацию, посещающих различные курсы, то общее число обучающихся колеблется от 20 до 25% всего населения России.
Образование — не замкнутая система, а неотъемлемая часть общественной структуры, включающая самые активные слои населения. Вхождение России в Совет Европы позволило системе образования нашей страны начать интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Обеспечение права на образование во многом зависит от разработанности его законодательной и нормативно-правовой базы.
В связи со вступлением России в Совет Европы наша страна получила возможность широко использовать опыт, традиции, принципы, нормы и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран Европейского региона и органами Совета Европы.
Растущее значение знаний в современном мире повышает ответственность всех звеньев образования перед обществом, а для этого система образования, в свою очередь, нуждается в помощи всего общества и в поддержке государства. Парадоксален тот факт, что общество при этом не решается выделить для образования ресурсы, позволяющие ему удовлетворительно выполнять свои задачи на службе того же самого общества. Проблема эта не является особенностью только современной России, она присуща и богатым государствам мира. Это в некоторой степени связано с тем, что законы рынка и логику конкурентной борьбы пытаются применить к образованию. Однако образование — не отрасль экономики. Оно само по себе является жизненно важной функцией, важным условием существования общества. Именно такую позицию заняла Организация Объединенных Наций на своей конференции по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 5—9 октября 1998 г.).
Право на образование является естественным правом человека. Это положение закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 13 Международного пакта по экономическим, культурным и социальным правам, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка и др. международных и отечественных документах. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) и Законом РФ «Об образовании» каждому гражданину предоставлено такое право.
Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование (ст. 43). Закон РФ «Об образовании» (принят в 1992 г.) вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики. В 1996 г. в Закон был внесен ряд своевременных поправок.
Однако на практике существует явный разрыв между законодательно зафиксированными нормами в сфере образования и фактическими возможностями для каждого гражданина России в их реализации. Противоречия существуют в реально складывающихся правоотношениях между различными субъектами, участвующими и включенными в образовательный процесс. Серьезную проблему представляет неравномерность развития отдельных регионов страны. Многонациональный состав населения Российской Федерации, углубление различий между городской и сельской школой, имущественное и социальное расслоение российского общества делают процесс управления образованием крайне сложным.
Важным документом, отражающим современные тенденции перспективного развития отечественного образования, является Федеральная программа развития образования (апрель 2000 г.). В ней отражены основы государственной политики в области образования, определена стратегия приоритетного развития системы образования во всех направлениях и способы, обеспечивающие ее реализацию. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические и иные особенности.
Закон РФ «Об образовании» определяет наиболее общие правовые нормы в сфере образования. Этот Закон является одним из основных в системе складывающегося образовательного права. (Образовательное право — это: а) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т. е. образовательное законодательство; б) субъектное право человека, естественное, неотчуждаемое.)
Данный Закон дал мощный импульс законотворчеству в области образования. В частности, в августе 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Постановлениями Правительства РФ утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях различных типов и видов, Государственные образовательные стандарты и др.
Правительство РФ определило меры социальной и материальной поддержки таких категорий обучающихся, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети и подростки с отклонением в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением; другие категории граждан.
Важнейшей проблемой реформирования системы образования становится решение вопроса об уровне обязательного образования для граждан России. Очевидно, что имеющийся сегодня уровень обязательного образования — основное общее образование — не обеспечивает устойчивого функционирования и развития страны. Во многих странах мира обосновывается переход к всеобщему высшему образованию в начале XXI в. как главному условию выживания человечества.
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрено четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.
Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов. Такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.
Научить приобретать знания с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин.
Научить работать, т. е. совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
Научить жить, т. е. лучше познать самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.
Образование не должно оставлять невостребованным ни один из талантов. Возникает потребность пересмотреть этические и культурные аспекты образования и обеспечить каждому возможность понять другого во всем его своеобразии, понять мир в его хаотичном движении к некоему единству.
Право на образование, по мнению ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование.
Всемирная конференция «Наука для XXI в.: новые обязательства», проходившая в Будапеште в июне — июле 1999 г. под эгидой ООН и Международного совета по науке, подчеркнула, что доступ с самого раннего возраста к научным знаниям в мирных целях является составной частью права на образование, принадлежащего всем мужчинам и женщинам, и что научное образование имеет важное значение для человеческого развития, создания эндогенного научного потенциала и формирования активных и информированных граждан, что революция в области информации и коммуникации представляет новые и более эффективные средства для обмена научными знаниями и для развития образования и научных исследований. Там же было указано на важность полного и открытого доступа к информации и данным, являющимся общественным достоянием, для научных исследований и образования.
Всемирная конференция провозгласила, что:
2. неотъемлемой функцией научной деятельности является всеобъемлющее и тщательное изучение природы и общества с целью получения новых знаний. Эти новые знания должны служить образовательному, культурному и интеллектуальному обогащению, обеспечивать технологические достижения наряду с экономическими благами. Наука для знаний; знания для прогресса;
3. наука должна служить делу мира и делу развития. Научное образование, рассматриваемое в широком смысле, без какой бы то ни было дискриминации и с охватом всех ступеней и форм обучения, является одной из основополагающих предпосылок для демократии и обеспечения устойчивого развития;
4. необходимо коренным образом изменить отношение и подход к проблемам развития, особенно к их социальным, гуманитарным и экологическим аспектам. Науки должны служить делу устойчивого мира и развития в постепенно меняющихся демократических условиях; ученые и все другие заинтересованные стороны должны соответственно признать свою этическую, социальную и политическую ответственность;
важно улучшить, усилить и дифференцировать научное образование, сделать науку составной частью общей культуры, подчеркивая ее вклад в формирование открытого и критического мышления, а также в развитие способности людей решать проблемы современного общества. Необходимо устранить любого рода дискриминационные барьеры, препятствующие справедливому участию в научной деятельности, и предпринять позитивные усилия для полной интеграции женщин в науку;
• необходимо обновление, расширение и диверсификации базового научного образования для всех с уделением особого внимания научно-техническим знаниям и навыкам, необходимым для осмысления участия в жизни будущего общества. Быстрое развитие научных знаний означает, что существующая система образования только своими силами не в состоянии удовлетворить меняющиеся на различных уровнях потребности населения; формальное образование должно все шире дополняться различными видами неформального образования.
В докладе «Образование — необходимая утопия» Жан Делор подчеркнул, что образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества и оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности и различных сообществ. Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов. Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе. В этой связи, возможно, следует говорить о необходимости движения к «обществу образования». Истина заключается в том, что на протяжении всей общественной и личной жизни человеку есть чему поучиться.
В современных международных документах по проблемам образования подчеркивается важность умелого использования образовательного потенциала современных средств коммуникации, профессиональной деятельности, а также культурной жизни и досуга.
Являясь открытой системой, система образования России, безусловно, развивается с учетом мирового опыта, но при этом, как справедливо отметил Н. Д. Никандров, «о мировом опыте следует сказать особо. Мы не должны непременно использовать в России то, что делается в других, сколь угодно развитых странах. Вместе с тем ряд значимых моментов нельзя не учитывать, если не считать, что россияне и российские дети — это какие-то особые существа, для которых неприменимы общие закономерности» .
Важной характеристикой отечественной системы образования является доступность образования. В Законе РФ «Об образовании» этот принцип получил юридическое закрепление — он сформулирован как общедоступность образования. Понятие общедоступности определено как независимость от следующих фактов, различающих людей: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, местожительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Особое внимание в международных и отечественных документах по образованию уделяется школе как социальному институту образования и учителю как транслятору образовательных культурных ценностей. Школа должна прививать вкус к образованию; научить получать удовольствие от учебы; создавать возможности научиться учиться; развивать любознательность.
Ничто не может заменить авторитета учителя, а также диалога между учителем и учеником. Задача учителя — передать ученику все то, что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, человеке, обществе. Это необходимое условие дальнейшего самообразования человека.
Таким образом, на пороге XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Она выходит за рамки традиционного различия между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, сохраняя при этом функцию трансляции основных достижений человечества, его ключевых духовных ценностей в индивидуальный опыт личности.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем проявляется многогранность образования как педагогической категории?
2.Какие этапы развития прошло образование как социальный институт? Каковы основные проблемы образования на современном этапе?
3.Почему образование является процессом и результатом педагогической деятельности?
4.Охарактеризуйте образование как общечеловеческую и личностную ценность.
5.Каковы основные положения российских и международных документов по образованию? Какие тенденции в современном образовании в них закреплены?
Основная литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
2. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
3. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.
Дополнительная литература
1. Волков Ю. Г. Социология. М., 2001.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
3. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.
4. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
5. Шнекендорф 3. К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.