Самодеятельные группы и снеформальные» объединения

Наряду с детским воспитательным коллективом в школе в нашем обществе активно функционируют многочисленные самоде­ятельные группы и так называемые «неформальные» объединения. Деятельность подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие объединения собирают под свои знамена людей добрых, ищущих, духовно щедрых, самоотверженных. Например, студенты биофака МГУ создали дружину по охране природы, по

образцу которой стали возникать дружины в других университетах и пединститутах. По месту жительства объединяются для прове­дения совместных игр, походов, проведения свободного времени;

К числу самодеятельных объединений относится парная и груп­повая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и само­деятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные раз­меры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофици­альных объединений, разнообразию их содержания, форм и мето­дов работы. Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций. За счет их обогащаются, расширяют­ся, демократизируются официальные государственные и общест­венные организации. Поэтому «неформальные» объединения по их главным признакам и характерным чертам — самодеятельному ха­рактеру и самоуправляющейся организации,— правильнее назвать «самодеятельными самоуправляющимися объединениями» (ССО).

Помимо естественной тяги детей как субъектов воспитания к самодеятельности, одной из причин их возникновения является противоречие между увеличением свободного времени и уровнем развития общей культуры молодежи старших классов. Другая причина — психолого-педагогические противоречия, подталкиваю­щие ребят к изолированной от взрослых самодеятельности. С од­ной стороны, резко возросла активность ребят, их потребность в самодеятельном проявлении, с другой,— углубился педагогический формализм в организации воспитательной работы. Деятельность школьников жестко регламентируется, используются формы, в ко­торых все заранее продумано, подготовлено, отрепетировано. Ос­тается исполнить, продемонстрировать, произнести. Такое исполнительство не дает выхода творческой энергии, активной деятель­ности детей. Она проявляется в стихийной самодеятельности, в самоуправляющихся объединениях. Третье противоречие связано с вызревающей в ребятах духовностью, которая требует для своего развития свободного, раскрепощенного проявления в среде близ­ких товарищей, в общении с друзьями. Подросток стремится к престижности, хочет быть человеком значительным, которым ин­тересуются, прислушиваются, считаются с его мнением. Но в школьном коллективе учеба, общие дела и мероприятия буквально поглощают все, не оставляя времени на то, чтобы остановиться, оглядеться, одуматься, тем более уединиться для обмена впечатпениями, мыслями, чувствами. Внутренние переживания и инте­ресы ребенка как зреющей личности пробиваются в его сознание, подталкивают к поискам форм удовлетворения духовных потреб­ностей. Ими и становятся самодеятельные и самоуправляющиеся объединения, в которых можно найти друга, излить душевные переживания, пообщаться с кем и как хочется, послушать кого. и

что хочется, почувствовать себя свободно и комфортно. В опыте личностного свободного общения формируется самосознание, пред­ставления ребят о самих себе, нравственно-эстетический образ своего «Я» и своих друзей. Жизнедеятельность ССО, если они образуются на социально полезной основе, становится органиче­ской частью целостного педагогического процесса. Они помогают решению важнейших воспитательных проблем детского общения, без которого нет нормального формирования человеческой личности.

К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только отмеченные противоречия и естественные стимулы, но и застойные явления в общественной жизни. Коварную роль в становлении части молодых людей сыграл дефицит правды, элементы общественного лицемерия, формализм и заорганизованность в жизни общественных детских и молодеж­ных организаций. С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях. Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность поло­жением дел в школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привела часть подростков и молодежи сначала просто к отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престиж­ные. Среди них наиболее распространенными являются: самореа­лизация, получение удовлетворения от свободного, неконтроли­руемого общения и от разнообразной (особенно творческой) дея­тельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социаль­ных проблем на основе собственного их понимания и самодеятель­ности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе сво­их представлений об идеале человеческой красоты и красоты по­ведения; получение доступного эстетического и эмоционально-фи­зиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно-массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эго­истических потребностей и интересов; совершение правонарушений и асоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).

Подростки, юноши и девушки хотят самостоятельности, само­уважения и уважения их личности окружающими людьми. Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в яр­ких, романтических формах. Они стихийно протестуют против фор­мализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни. Они бун­туют против серой обыденности и мещанских традиций в семье. Их привлекает наполненная событиями жизнь. Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объеди­нений и групп, за исключением асоциальных, являются нормаль­ным способом заполнения вакуума, замены формально-значимых,

утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм личностно-значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития.

'Самодеятельные самоуправляющиеся объединения существуют в форме сравнительно небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, приятельских или дружеских отношениях. Нередко они объединяются для проведения общих мероприятий, совместных действий, ритуалов, массовых актов и зрелищ. Так, «фанаты» объединяются на стадионах под флагом спортивного общества «Спартак»; «металлисты» образуют из своих контактных групп целые формирования; приверженцы авторской песни много­численными группами съезжаются для ее исполнения и слушания. В момент скопления возникает феномен массовой психологии, по­ведения толпы, которая отличается от законов поведения индиви­да. Собрания, в зависимости от их цели, содержания, организации, могут протекать спокойно или проходить бурно, неуправляемо. Всплески эмоций могут захлестывать сознание, приводить в дей­ствие инстинктивные механизмы поведения толпы. Так ведут себя, например, любители «тяжелого рока», которые под воздействием опустошающих и оглушающих ритмических звуков и бессмыслен­ных фраз впадают в психическое состояние массового внушения,

психоза, транса.

В малых контактных группах стихийно складывается паритет­ная, демократическая организационная структура, появляются ли­деры, ведущие и ведомые (талантливые исполнители песни, уме­ющие играть на гитаре; обладатели модных дисков, записей, кас­сет). Практически каждый имеет равные возможности, может рас­считывать на внимание к себе группы, может стать лидером. Эта ситуация психологически привлекает многих ребят, особенно ак­тивных, не имеющих, в связи с малой подвижностью структуры школьного самоуправления, никаких шансов занять там лидирую­щее положение. В группах, не обладающих хотя бы в малой степени социально значительными целями и ориентирами, уста­навливается авторитарное управление. Ребята, попадающие в си­стему зависимостей, получающие вместо свободы урок духовного и физического закабаления, втайне мечтают вырваться из нее и из страха за свою безопасность нередко обрекаются на мучитель­ные моральные страдания. Такие группы перестают быть самоде­ятельными и самоуправляющимися, все более и более уподобляясь шайке с ее асоциальной организацией и законами поведения.

Педагогическим и социально-психологическим законом являет­ся положение: чем менее социально-значимые, безнравственные или правонарушительские цели стоят перед группой, тем более она утрачивает характер самодеятельного и самоуправляющего объединения, ее члены утрачивают свободу и независимость, ради которых они в нее вступили, тем жестче становится в ней струк­тура зависимости и режим, тем труднее подростку или юноше выйти из нее.

Диагностика состояния самодеятельных объединений может

быть осуществлена в нескольких направлениях и аспектах. Социо­логические исследования дают представление о том, в каких регио­нах и насколько это движение распространено; какова тенденция его развития и социальная направленность; мотивы участия в нем ребят. Задача философии — в обобщении фактов, объяснении сущ­ности общественного явления, его социально-политической, нравст­венной, правовой, эстетической оценке. Какие социальные проти­воречия способствовали образованию самодеятельных объедине­ний; каков уровень духовности в них; состояние идеалов молодых людей, их ценностных ориентаций, какие именно идеалы и почему утратили для них свой ценностный смысл, насколько новые идеалы и ориентации превосходят, противоречат или ниже по своей соци­альной значимости прежних.

Психологические исследования дают возможность более глубо­ко понять мотивы и стимулы деятельности молодежных объедине­ний, механизмы психологического действия личности в группе и законы группового поведения. Психологи раскрывают картину группового сознания и конформного мышления; уровень самосоз­нания и характер Я — концепции, образа своего «Я», представле­ний о самом себе; они помогают понять, в каких групповых ситу­ациях подросток или юноша испытывает состояние комфорта, удовлетворения, эмоциональной и психологической раскрепощен­ности, а в каких — состояние тревожности, неуверенности, страха, закрепощенности; они объясняют, как в сознании ребенка возни­кает состояние отчужденности от школы и семьи или как в нем уживается одновременно привязанность и к самодеятельной груп­пе. Педагогика изучает содержание жизни самодеятельных объе­динений и групп, оценивает его воспитательную направленность, ценность форм и методов деятельности, взаимодействия. Она ис­следует и педагогически обосновывает систему форм, методов, способов переключения деятельности самодеятельных молодежных групп на более ценное социальное содержание, на установление живых и тесных контактов между молодежными общественными организациями с социальным статусом и самодеятельными груп­пами. Немаловажное значение имеет и медицинский аспект изу­чения ССО в разработке средств и способов борьбы с порочными увлечениями.

Самодеятельные самоуправляющиеся объединения по отноше­нию к организованному педагогическому процессу могут занимать одну из трех позиций. Первая, которую можно считать идеальной, состоит в том, что ССО существует внутри целостного учебно-вос­питательного процесса. Самодеятельность детей и цели педагоги­ческого процесса переплетаются. Так, внутри детских и молодеж­ных общественных организаций существуют ребячьи кружки по интересам, отряды следопытов, помощи пенсионерам, дружеские компании, деятельность которых не регламентируется и не учиты­вается. Вторая позиция — параллельное, иногда пересекающееся, как правило, мирное сосуществование. Направленность парал­лельных объединений является социально полезной, что создает

хорошую основу для слияния официальных и неофициальных групп в единый поток целостного воспитательного процесса. Так, на школьной основе могут объединяться группы любителей музыки, новых модных танцев, коллекционеров, болельщиков футбола, по­читателей актерского мастерства. Третья позиция—противоречия, противодействия, а иногда и противоборства. Она возникает тогда, когда ССО руководствуются ошибочными или чуждыми идеологи­ческими установками. Так, некоторые группы («Дети Деточкина») в обход закона пытаются решать проблемы социальной справедливости. Другие убеждены, что уход от общества есть лучший способ борьбы с общественным лицемерием и другими негативны­ми явлениями.

В целях создания единого, целостного эффективно действующе­го учебно-воспитательного процесса необходимо налаживать кон­такты с самодеятельными объединениями. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, страстей, самолюбия, друж­бы, любви. В этом случае осуществляется совпадение, органиче­ское соединение школьного воспитательного коллектива с «не­формальным» самодеятельным объединением. Диалектика воспи­тания в том и заключается, чтобы не изолировать и не противопо­ставлять друг другу воспитательный коллектив и самодеятельные объединения молодежи, не обострять противоречия, между ними, а находить общее, сближать, объединять, совершенствуя, вживлять друг в друга, используя все лучшее в них и постепенно устраняя наносное, подменяя и заменяя его духовно ценным. Это будет способствовать подлинной целостности учебно-воспитательного процесса, превращению детского воспитательного коллектива в его основную содержательную форму и фактор воспитания.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение детского воспитательного коллектива и обоснование его вос­питательного значения.

2. Раскройте основные функции и пути становления, развития детского коллектива.

3. Раскройте сущность детских и молодежных самодеятельных самоуправляющихся групп и объединений и возможности их взаимодействия с организованным учеб­но-воспитательным процессом.

Литература для самостоятельной работы:

1. Гордин Л. Ю. Школа инициативы и самостоятельности.—М., 1984.

2. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.—М., 1987.

3. Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллектива.—М., 1974.

4. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.— М., 1983.— Т. 4.

5 Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории.—М.,

1978. б.Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива.—М., 1981.

Лекция IX

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЙ

Наши рекомендации