С психологическим практикумом
Педагогическая психология
Учебно-методическое пособие
для студентов и преподавателей педагогических вузов
Бийск
АГАО им. В. М. Шукшина
Содержание
Введение................................................................................ 4
1. Методические рекомендации для подготовки
к практическим занятиям...................................................... 6
2. Задания для самостоятельной работы,
вопросы к зачету, тестовые задания..................................... 34
3. Рекомендуемая литература............................................... 59
Литература............................................................................. 61
Введение
Курс «Педагогическая психология с психологическим практикумом»относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин и является предшествующим для социальной психологии и различных курсов по выбору психологического цикла.
Основные разделы:
- педагогическая психология как отрасль психологических знаний;
- психология педагогической деятельности и личности учителя;
- психология воспитания;
- психология обучения;
Главная целькурса заключается в формировании представлений об общих закономерностях и механизмах освоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания.
Педагогическая психология является практически ориентированным курсом цикла психологических дисциплин. Основными задачами являются подготовка к решению профессиональных задач, овладение культурой интеллектуальной деятельности и педагогического общения в частности развитие организаторских и коммуникативных способностей, направленность на рефлексию собственной деятельности и ее результатов.
Учебно-методическое пособие составлено на основании федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 144 часа). Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и практические занятия.
Задачи лекционных занятий: познакомить студентов с современной педагогической психологией, сформировать представления о содержании педагогической деятельности, требованиях к личности учителя, психологических механизмах воспитания и обучения, различиях психологических теорий обучения; механизмах научения.
Задачи семинарских занятий:
o подготовка к решению профессиональных проблем;
o формирование умения осуществлять психологический анализ урока;
o формирование умения интегрировать результаты, продукты педагогической деятельности и деятельности учащихся, и на их основе прогнозировать ход личностного развития субъектов образовательного процесса;
o развитие направленности на рефлексию собственной деятельности и ее результатов;
o создание условий для развития у студентов склонности и умений выделять в повседневной жизни и собственной педагогической деятельности явления психической реальности, выделять субъективную составляющую поведения школьников;
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Педагогическая психология с психологическим практикумом», является образование.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в процессе изучения общей и возрастной психологии. Они должны владеть понятийным аппаратом психологической науки, иметь систему теоретических знаний о психике и ее онтогенезе, уметь самостоятельно работать с психологической литературой, понимать механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период,
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения социальной психологии, специальных курсов психологического цикла; прохождения педагогической практики, подготовки к курсовому и дипломному исследованию
Весь материал преподносится с учетом общих требований стандарта.