Лексико-грамматические игры и упражнения. отъехал — подъехал; вылетел — залетел;
• «Скажи наоборот»:
отъехал — подъехал; вылетел — залетел;
въехал — съехал; взлетел — приземлился;
выехал — заехал; укатил — прикатил;
улетел — прилетел; уплыл — приплыл.
заплыл — выплыл;
Логопед. О чем так можно сказать?
• «Скажи правильно»:
машина (ехать); троллейбус (идти);
самолет (лететь); автобус (сигналить);
корабль (плыть); трамвай (звенеть).
поезд (гудеть);
• Заучивание «Шутки». Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до речки доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.
Развитие связной речи
• «Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.)
Психоречевая гимнастика
•Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
• Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Уточнение артикуляции и произношения звуков [б] и [б']
•Характеристика звуков (согласные, звонкие, твердый и мягкий, произносятся губами).
• Повторение слоговых цепочек:
ба-ба-бя; аба-абя-ба;
бя-бя-ба; па-ба-бя.
• «Сколько раз я произнесу „ба"?»:
ба-ба; ба-ба-бя;
ба-ба-ба; бя-бя;
ба-бя; бя-ба-ба.
• «Угадай слово по первому слогу»: яб...(локо), каб...(лук), клуб...(ника), бар...(бос), буб...(лик), бом...(ба).
• Отпрыгать количество слогов в словах: баба, баня, губы, бак, бык, бок. (Какой звук в словах общий?);
рябина, кабина, береза, бич, бинт, билет (Какой звук повторяется в каждом слове?)
• «Повтори слова»:
баран — банан — кабан;
кабина — рябина—дубина.
• «Повтори скороговорку»:
Белые бараны
Били в барабаны.
Били, били, били,
Лбы себе разбили.
Тематический цикл «Части тела»
(девятнадцатая неделя)
Дети должны усвоить:названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).
Лексический материал:голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед —назад, вверх —вниз; поднимать, опускать, нюхать и т. д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Один — много»: лоб — лбы, рот — рты, локоть — локти,
нос —носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь —
брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.
• «Найди ошибку»:
руками прыгают, а ногами трогают;
глазами нюхают, а носом смотрят;
ушами едят, а ртом слушают;
ногами хлопают, а руками топают;
ногтями берут, а руками царапают.
•«Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:
он ест —я ем;
он нюхает —я нюхаю и т.д.
• «Ответь на вопросы»
— Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?
— Сколько лап у курицы (у собаки)?
Психоречевая гимнастика
• «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, нос, глаз.
• Речевая подвижная игра. Импровизация движений.
Левой ручкой — по плечу,
Правой ручкой — покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
— Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
— Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
— Расскажи по порядку, что ты делал.
Уточнение артикуляции и произношения звуков [т] и [т']
• Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие —
• произносятся без голоса, твердый и мягкий, зубные).
• Выделение звука [т] в произношении слов по картинкам: тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот.
•Выделение звука [т'] из ряда слов: тир, тюль, тётя, Тимур, кровать, локоть, кость.
• Произнесение слоговых цепочек:
тап-тяп, том-тём, тук-тюк, тых-тих, тэф-теф;
так-так-тяк, ток-ток-тёк, тюк-тюк-тук;
таки-тяки, тови-тёви, туки-тюки, таки-таки-тяк.
• «Закончи слово». Выделение конечного согласного: бин...(т), крова... (ть), бан...(т), кис.(ть), самока...(т), хобо...(т), кос.(ть), танкис... (т), локо... (ть), самоле... (т), лапо...(ть), ко...(т).
• «Кулак или ладошка». Логопед произносит слова со звуками [т] или [т']. Дети на слово со звуком [т] ударяют кулаком по столу, а на слово со звуком [т'] мягко прикасаются к столу ладошкой.
•«Что подарим гномикам». Дифференциация картинок: Тому — картинки со звуком [т], а Тиму — картинки со звуком [т'].
Тематический цикл «Домашние животные»
(двадцатая неделя)
Дети должны усвоить:названия домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят домашние животные.
Лексический материал:животные, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.