По достижению цели образования

Цель:рассмотреть формулировки целей и результатов воспитания в ФГОС НОО.

№1. Используя учебник «Педагогика»[Сластенин В.А.], ответьте на вопросы:

• В чем состоит отличие терминов «воспитание» и «воспитательная работа»?

• Каковы принципы воспитания?

• В чем проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе?

№2. Проанализируйте формулировки целей и ожидаемых результатов в ФГОС НОО и комментарии к ним [П.В. Степанов). Выскажите собственное мнение по этому поводу.

цели воспитания

1. В собственно Стандарте цель воспитания напрямую не заявляется. Однако описан «Портрет
выпускника начальной школы», дающий представление о цели воспитания.

«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

> любящий свой народ, свой край и свою Родину;

> уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

> любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

> владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

> готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

> доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;

> выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

2. Примерная основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения

«Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО является социаль­но-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного граж­данина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»,

3. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьниковсформулирован
национальный воспитательный идеал, т.е. тот образ человека, который имеет приоритетное значе­
ние для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на­стоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

На основе этого идеала и формулируется основная цель воспитания:«... воспитание нравст­венного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России».

Комментарий ГТ.В. Степанова[14 (II)]:

В постановке новым стандартом цели воспитания есть одна проблема. Принято считать, что цели и результаты - две стороны одного и того же явления (цель - идеально представленный результат.

а результат - реальное воплощение цели).

Следовательно, формулироваться цели и ожидаемые результаты должны примерно одинаково. Иначе возника­ет вопрос: к чему ставить ту или иную цель, если в результате мы ожидаем получить нечто иное?

Увы, но в документах ФГОС цель и ожидаемые результаты формулируются по-разному. Хотя в этих формули­ровках нет явных противоречий, но и четкой сориентированности целей и результатов тоже нет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ

1, В тексте Стандарта планируемые результаты подробно не описаны, но указано, что эти результаты «должны отражать:

1} формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский на­род и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2} формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разно­образии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4} овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6} развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной дея­тельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».

2. В Примерной ООП образовательного учреждения предлагается два разных варианта ре­зультатов воспитания:

ПЕРВЫЙ вариант - как три основных компонента личностного роста ребенка, определяющих его повсе­дневное поведение в обще­стве; знания, отношения, опыт действия. На этой ос­нове дается представление о трех уровнях воспитатель­ных результатов:

Й уровень результатов -

приобретение обучаю-

щимися социальных знаний (об устройстве общества, со­циально одобряемых и не одобряемых формах поведе­ния и т.п.), первичного по­нимания социальной реаль­ности и повседневной жиз­ни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодей­ствие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и доп. образовании) как значимыми для него носи­телями положительного со­циального знания и повсе­дневного опыта 2-й уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и пози-

ВТОРОЙ вариант - через основные направления духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся. По каждому из направлений школьни­ками могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свобо­дам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечествен­
ному культурно-историческому наследию, государственной символике,
законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриоти­ческой позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражда­нина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

*> начальные представления о моральных нормах и правилах нравствен­ного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений;

'/'нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, стар­шими и младшими детьми, взрослыми;

*,*- уважительное отношение к традиционным религиям;

<* неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

*> способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

'/'уважительное отношение к родителям (законным представителям),

тивного отношения к базо­
вым ценностям общества,
ценностного отношения к
социальной реальности в
целом. Для достижения
данного уровня результатов
особое значение имеет
взаимодействие обу-

чающихся между собой на уровне класса, образова­тельного учреждения, т.е. в защищённой, дружествен­ной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтвержде­ние приобретённых соци­альных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Й уровень результатов —

получение обучающимся начального опыта самостоя­тельного общественного действия, формирование у младшего школьника соци­ально приемлемых моделей поведения. Только в само­стоятельном общественном действии человек действи­тельно СТаНОВИТСЯ (а не просто узнаёт о том, как стать) гражда-

нином, социальным деяте­лем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодей­ствие обучающегося с пред­ставителями различных со­циальных субъектов за пре­делами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

к старшим, заботливое отношение к младшим;

**- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, береж­ное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

> ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым

достижениям России и человечества, трудолюбие;

> ценностное и творческое отношение к учебному труду;

> элементарные представления о различных профессиях;

> первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со свер-

стниками, старшими детьми и взрослыми;

> осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания

нового;

> первоначальный опыт участия в различных видах общественно полез-

ной и личностно значимой деятельности;

> потребности и начальные умения выражать себя в различных доступ-

ных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

> мотивация к.само.реализации в социальном творчестве, познавательной

и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (эко­логическое воспитание):

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отноше­ния к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах,

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование пред­ставлений об эстетических идеалах и ценностях {эстетическое воспитание):

4- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

4- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

•4 элементарные представления об эстетических и художественных ценно­стях отечественной культуры;

4- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творче­ства, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

••I- первоначальный опыт эстетического отношения к окружающему миру и самому себе, наблюдений эстетических объектов в природе, социуме;

•4 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя;

4- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве обра­зовательного учреждения и семьи.

3. Проанализируйте описание результатов воспитания, отраженных в Фундаментальном яд­ре содержания общего образования (стр. 11-12).

Комментарий П.В. Степанова[14 (II)]:

То, что формулируемые в новом ФГОС результаты воспитания не только не соответствуют целям, но ещё и опи­сываются двумя разными и мало связанными между собой способами, создает известную путаницу. А она, к сожалению, может лишь усугубить нынешнюю ситуацию крайнего формализма в определении целей и отслеживании результатов воспитания, когда провозглашаемые цели не соответствуют требованиям актуальности, конкретности, достижимости, диагностируемости.

Наши рекомендации