По достижению цели образования
Цель:рассмотреть формулировки целей и результатов воспитания в ФГОС НОО.
№1. Используя учебник «Педагогика»[Сластенин В.А.], ответьте на вопросы:
• В чем состоит отличие терминов «воспитание» и «воспитательная работа»?
• Каковы принципы воспитания?
• В чем проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе?
№2. Проанализируйте формулировки целей и ожидаемых результатов в ФГОС НОО и комментарии к ним [П.В. Степанов). Выскажите собственное мнение по этому поводу.
цели воспитания
1. В собственно Стандарте цель воспитания напрямую не заявляется. Однако описан «Портрет
выпускника начальной школы», дающий представление о цели воспитания.
«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
> любящий свой народ, свой край и свою Родину;
> уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
> любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
> владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
> готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
> доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;
> выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
2. Примерная основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения
«Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»,
3. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьниковсформулирован
национальный воспитательный идеал, т.е. тот образ человека, который имеет приоритетное значе
ние для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».
На основе этого идеала и формулируется основная цель воспитания:«... воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России».
Комментарий ГТ.В. Степанова[14 (II)]:
В постановке новым стандартом цели воспитания есть одна проблема. Принято считать, что цели и результаты - две стороны одного и того же явления (цель - идеально представленный результат.
а результат - реальное воплощение цели).
Следовательно, формулироваться цели и ожидаемые результаты должны примерно одинаково. Иначе возникает вопрос: к чему ставить ту или иную цель, если в результате мы ожидаем получить нечто иное?
Увы, но в документах ФГОС цель и ожидаемые результаты формулируются по-разному. Хотя в этих формулировках нет явных противоречий, но и четкой сориентированности целей и результатов тоже нет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
1, В тексте Стандарта планируемые результаты подробно не описаны, но указано, что эти результаты «должны отражать:
1} формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2} формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4} овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6} развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».
2. В Примерной ООП образовательного учреждения предлагается два разных варианта результатов воспитания:
ПЕРВЫЙ вариант - как три основных компонента личностного роста ребенка, определяющих его повседневное поведение в обществе; знания, отношения, опыт действия. На этой основе дается представление о трех уровнях воспитательных результатов:
Й уровень результатов -
приобретение обучаю-
щимися социальных знаний (об устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и доп. образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта 2-й уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и пози-
ВТОРОЙ вариант - через основные направления духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся. По каждому из направлений школьниками могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечествен
ному культурно-историческому наследию, государственной символике,
законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
*> начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений;
'/'нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;
*,*- уважительное отношение к традиционным религиям;
<* неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
*> способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
'/'уважительное отношение к родителям (законным представителям),
тивного отношения к базо
вым ценностям общества,
ценностного отношения к
социальной реальности в
целом. Для достижения
данного уровня результатов
особое значение имеет
взаимодействие обу-
чающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Й уровень результатов —
получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно СТаНОВИТСЯ (а не просто узнаёт о том, как стать) гражда-
нином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
к старшим, заботливое отношение к младшим;
**- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
> ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
> ценностное и творческое отношение к учебному труду;
> элементарные представления о различных профессиях;
> первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со свер-
стниками, старшими детьми и взрослыми;
> осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
> первоначальный опыт участия в различных видах общественно полез-
ной и личностно значимой деятельности;
> потребности и начальные умения выражать себя в различных доступ-
ных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;
> мотивация к.само.реализации в социальном творчестве, познавательной
и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах,
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях {эстетическое воспитание):
4- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
4- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
•4 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
4- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
••I- первоначальный опыт эстетического отношения к окружающему миру и самому себе, наблюдений эстетических объектов в природе, социуме;
•4 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя;
4- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
3. Проанализируйте описание результатов воспитания, отраженных в Фундаментальном ядре содержания общего образования (стр. 11-12).
Комментарий П.В. Степанова[14 (II)]:
То, что формулируемые в новом ФГОС результаты воспитания не только не соответствуют целям, но ещё и описываются двумя разными и мало связанными между собой способами, создает известную путаницу. А она, к сожалению, может лишь усугубить нынешнюю ситуацию крайнего формализма в определении целей и отслеживании результатов воспитания, когда провозглашаемые цели не соответствуют требованиям актуальности, конкретности, достижимости, диагностируемости.