Воспитание и развитие личности 4 страница

Поэтому, указывал Макаренко, «цветы, костюмы, чи­стота комнат, чистота обуви — это должно быть в детском коллективе...

Все это очень важно. Вот стол. Можно положить кле­енку — хорошо, гигиенично, можно что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет, только белая скатерть, толь­ко белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеен­ка— развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти...

Или такая мелочь, как носовой платок. Как это не дать человеку чистого платка и не менять его каждый день! Я видел детские дома, где носовые платки меняют раз в месяц, т. е. специально приучают человека вытирать нос грязной тряпкой...

Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та эстетика поведения, которая должна быть в коллективе»1, и, говорит Макаренко, «ко­нечно, одиночка за ними не уследит, а когда коллектив за этим следит и знает цену этим мелочам, с этим вполне можно справиться»2.

Следовательно, организацией культурного быта дости­гается педагогическая инструментовка каждой незамет­ной, но повседневно сказывающейся в жизни детей мело­чи, превращение всех этих мелочей в воспитательные

1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т,-М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 201—
203.

2 Там же. —С. 202.

средства, помогающие разрешению задач, которые стоят перед педагогом.

Макаренко особенно настаивает на последовательном осуществлении принципа целесообразности в воспитании всех навыков поведения детей в быту. «Мы должны при­учать воспитанников к упорядоченным, целесообразным движениям. Извольте двигаться целесообразно. Вы идете по коридору, чтобы выйти на улицу. Никакой скидки на ваши какие-то детские особые аппетиты к движению. Про­ходи спокойно по коридору, спокойно выходи на улицу, а когда выйдешь во двор, там можешь удовлетворить свои аппетиты.

И оказалось, что никаких особых аппетитов у ребят нет. И потом, может быть, торможение этих аппетитов даже полезнее, чем их удовлетворение»1, потому что, именно упражняясь в торможении этих «аппетитов», де­ти воспитывают в себе навыки культурных, целесообраз­ных движений, сообразующихся с обстановкой и с инте­ресами коллектива. Вот это воспитание правильных «тор­мозов» в поведении и параллельное приобретение навыков и привычек культурного поведения советского человека и является у Макаренко важной составной частью содержа­ния жизни детского коллектива.

Всей этой работой по организации культуры быта вос­питанников А. С. Макаренко добивался полной ликвида­ции противоречий между сознанием и поведением детей. Ведь, действительно, осознание правильности или непра­вильности того или иного поступка, той или иной привыч­ки—это не так'уж сложно; гораздо сложнее воспитание привычки поступать всегда правильно, и тогда, подчерки­вал Макаренко, когда- поступок совершается «по секрету», когда нет свидетелей, которые могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего внутреннюю культуру поведения советского человека. «Между созна­нием, как нужно поступить, и привычным поведением... есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом»2, т. е. упражнением в поведении, орга­низованным в соответствии с воспитательными целями, ку­да входит все повседневное поведение воспитанника в быту.

Содержание жизни и деятельности воспитательного

1 Макаренко А. С. О моем опыте//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагоги­
ка, 1984,— Т. 4. —С. 263.

2 Макаренко А. С. коммунистическое воспитание и поведение//Пед.
соч.: В 8 'т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 329.

коллектива не исчерпывается, конечно, рассмотренными элементами, оно гораздо разнообразнее. В частности, на­ми не рассмотрен такой его элемент, как игра, которой Ан­тон Семенович придавал большое значение не только в воспитании детей младшего возраста, но и подростков и юношей. Игра, по Макаренко, должна пронизывать всю жизнь детского коллектива, внося в нее необходимую де­тям романтику и увлекательность, а также многочислен­ные виды детской самодеятельности.

Наша задача свелась лишь к показу метода А. С. Ма­каренко в определении содержания жизни и деятельности воспитательного коллектива — того материала, из которо­го педагог должен «лепить» советского человека, строителя коммунистического общества.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Содержание жизни и деятельности детей, «включаемое» педагогами в организованный воспитательный процесс, не может быть беспорядочным и аморфным. Для того чтобы деятельность воспитанников по овладению этим содержа­нием привела к достижению нужных нам воспитательные результатов, необходимы определенные организационные формы и методы этой деятельности. Так, например, со­держанием учения является овладение основами науки, а основной формой организации учебной работы в совет­ской школе— урок, причем и форма и содержание в дан­ном случае строятся целиком на принципе педагогической целесообразности.

Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональ­ную окраску, приобретают определенный стиль и тон; на­конец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитан­никам как опыт жизни их старших товарищей.

Воспитательный коллектив есть цельный организм. Од­нако практика воспитательной работы показывает, что «не­посредственного перехода от целого коллектива к личнос­ти нет, а есть только переход через посредство первичного






коллектива, специально организованного в педагогических целях»1.

Такой первичный коллектив может быть организован и как обычный класс, он может быть организован и по производственному признаку — как бригада, и по тер­риториальному— как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, «в котором отдельные его члены ока­зываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении»2.

Нужно отметить, что А. С. Макаренко был сторонни­ком объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, впрочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные классы). Необхо­димость этого была вызвана также педагогическими це­лями. «Такая организация, — писал Антон Семенович, — дает большой воспитательный эффект — она создает бо­лее тесное взаимодействие возрастов и является естествен­ным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообраз­ные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспи­тывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие дру­гие»3.

Но «смешанные возрастные отряды» Макаренко реко­мендует создавать лишь тогда, когда «коллектив организа­ционно и дисциплинарно сложился»4, во избежание таких отрицательных явлений, как запугивание и эксплуатация младших детей старшими и т. п.

Таким образом, содержание жизни воспитательного коллектива реализуется в деятельности первичных коллек­тивов — классов, отрядов, бригад, организуемых в комплек­туемых педагогом в соответствии с воспитательными целя­ми. Особенно ярко это проявлялось тогда, когда Антон Семенович принимал «новеньких» и решал вопрос о на­правлении их в тот или иной первичный коллектив. Во «Флагах на башнях» подробно описан случай с приёмом

1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед.
соч.:В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 161.

2 Там же.

3 Макаренко Л. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 268.

4 Там же.

Игоря Чернявина в колонию имени Первого мая (коммуну имени Ф. Э. Дзержинского).

Захаров1, спросив о местах в бригадах, сказал: «Хоро­шо. Будешь в восьмой бригаде. Бригадир Нестеренко — человек основательный. Ты немного зубоскал, правда?

Игорь чуть-чуть покраснел.

— Немножко.

— Это ничего, а то в восьмой бригаде много серьезных. Отдохни, а там и за дело»2.

Казалось бы, все просто и естественно: воспитанник направлен в ту бригаду, в которой есть свободное место, а между тем учтены и особенности «новенького», и ин­тересы бригады. Бригада сильная и сумеет основательно предъявить требования новому товарищу; кроме того, нуж­но несколько уравновесить «серьезность» бригады бойким юмором Чернявина.

Следовательно, и деление общего коллектива на пер­вичные, и комплектование первичных коллективов, по Ма­каренко, целиком подчинены задачам педагогически целе­сообразной организации жизни и деятельности детей.

То же самое следует сказать и об органах коллекти­ва— тех «рычагах», при помощи которых он функциони­рует как ячейка советского общества, об органах самоуп­равления в коллективе. Не форма, символика и термино­логия составляют новое, макаренковское в разработке воп­роса о самоуправлении. Новое здесь в подходе к вопросу, в подчинении всей организаторской деятельности детей воспитательным целям, воспитанию определенного типа людей — высокоидейных, деловых, хороших организаторов.

Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных орга­низационных функций. Но и здесь А. С. Макаренко при­давал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности «начальников», дети приобретали очень много ценных знаний, умений и навыков организа­торской работы. У ребят воспитывалось умение «подчи­ниться товарищу» и «приказать товарищу», принципиаль­ность человека, ответственного за коллектив и за свое по-

1 А. С. Макаренко выступает во «Флагах на башнях» под фамили­
ей Захаров. — Прим. сост.

2 Макаренко Л. С. Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1985.—
Т. 6. — С. 37.

ведение. То же самое можно сказать и о развернутой сис­теме дежурств по коммуне (дежурный командир, дежур­ные по классам, двору, вешалке, столовой и т. д.).

Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало са­мые различные вопросы текущей жизни: учебные, произ­водственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсужде­нии, каждый становился в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллек­тива. Именно здесь в первую очередь закалялось и форми­ровалось общественное мнение коллектива.

«Вот это переживание ответственности,—-говорил Ан­тон Семенович, — воспитывается в коллективе с наиболь­шим трудом, но зато, йогда оно воспитано, оно творит чу­деса»1.

Ответственный за свою жизнь и полномочный в своих правах детский коллектив живет напряженной трудовой жизнью. Он не стоит на месте, и развитие коллектива, с одной стороны, порождает определенную дисциплину как метод, регулирующий и контролирующий деятельность коллектива и отдельных воспитанников, и с другой —- оно направляется педагогами в рамках определенного режима как формы, в которой протекает эта деятельность.

А. С. Макаренко указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними толь­ко то, что и дисциплина и режим организуют известным образом жизнь детского коллектива. Но в противополож­ность режиму, представляющему собой «средство, при по­мощи которого коллектив организует внешние рамки пове­дения»2 воспитанников, дисциплина — не средство, а ре­зультат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива.

Коммунистическая дисциплина сознательна, она не яв­ляется средством подавления личности. Дисциплина, по Макаренко, вытекает из жизненных интересов и опыта кол­лектива, складывается в борьбе коллектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед. «Дисциплина вытекает как осознанная необходимость из условий всей жизни коллектива, из того основного принципа, что.кол-

1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 240.

2 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 287.

лектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет, В каждом отдельном случае нарушения дисциплины кол­лектив только защищает свои интересы»4. Поэтому задача воспитателя заключается прежде всего в том, чтобы орга­низовать этот опыт дисциплины.

Каковые же условия организации опыта коммунисти­чески сознательной дисциплины?

Такая дисциплина есть, во-первых, дисциплина ком­мунистически целеустремленного коллектива. Поэтому, бо­рясь за единство коллектива в его действиях и устрем- лениях, за единое и активное общественное мнение, пе­дагог в то же время борется за сознательную дисциплину воспитанников, защищающую и интересы коллектива, и интересы отдельной личности.

Далее, такая дисциплина строится на сочетании дове­рия и ответственности, уважения и требовательности к человеку. Именно поэтому Макаренко подчеркивает, что «коллектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет». «Мы даем детскому или юношескому коллек­тиву,— говорил он, — рабфак, завод, инженеров, промфин­план, зарплату, обязанности, работу и право ответствен­ности. А это значит — даем дисциплину»2. Только будучи поставленным в положение ответственного хозяина своей жизни, детский коллектив может воспитать в себе созна­тельную дисциплину.

Далее, такая дисциплина строится не на «подавлении дикой резвости ребенка», как учит реакционная буржуаз­ная педагогика, а на преодолении препятствий, на борьбе с трудностями. Поэтому Макаренко в порядке дисципли-нирования проводил ряд специальных упражнений детей в деятельности, нарушающей привычный ход жизни коллек­тива и требующей от воспитанников постоянной готовнос­ти к действию в интересах коллектива, к преодолению из­вестных трудностей.

Вот пример такого специального упражнения. «Ждут картину «Броненосец Потемкин». Привезли картину, все расселись в зале. Идет третья часть. Я говорю:

— Четвертый, второй, третий отряды, выйдите из зала.

— Что такое?

— Я получил сведения, что какие-то подозрительные личности ходят вокруг коммуны. Проверьте.

1 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечамиу/Пед. соч.: В
8т.~М.: Педагогика, 1983.—Т. 1.—С 142.

2 Там же. —С. 140.





воспитание и развитие личности 4 страница - student2.ru — Есть, проверить»1.

Таких упражнений может быть много, но они обяза­тельно должны быть фактически и логически оправдана, не должны быть «голыми» упражнениями.

Коллективное единство, доверие и готовность к дейст­вию Макаренко называл «высшими показателями дисцип­лины».

Наконец, при воспитании коммунистической дисципли­ны педагог не должен ограничиваться лишь организацией поведения воспитанников. Тут необходима еще большая ра­бота по организации самого сознания детей, изложение им теоретических оснований такой дисциплины. Теория мо­рали, или, как еще говорил Антон Семенович, теория со­ветского поведения, не может быть подана детям в виде нудного морализирования, это должны быть живые и ув­лекательные этические беседы педагогах коллективом вос­питанников и в индивидуальном порядке.

К такому ленинскому пониманию дисциплины и орга­низации ее опыта Макаренко пришел, руководствуясь об­щей идеей воспитательного коллектива как педагогически целесообразной организации всей жизни детей. Дисцип­лина— это не только инструмент развития коллектива, это еще и метод коммунистически воспитывающей деятельнос­ти детей, потому что, «защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития»2.

Режим —это внешняя форма организации коллектива. Функция режима заключается в том, чтобы установить прочный внешний распорядок жизни детей.

К правильному режиму А. С. Макаренко предъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть/ во-пер­вых, педагогически целесообразным, т. е. его правила долж­ны быть полезными для коллектива. Если, говорил Мака­ренко, «руководство вводит, например, ежедневный марш в столовую в парах или в рядах и никому не понятно, для чего именно это нужно, — такая форма режима является просто вредной»3, потому что она воспитывает в первую

1 Макаренко А. С, Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 148—
149.

2 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами//Пед. соч.: В 8 т.—
М.: Педагогика, 1983.— Т. 1, — С. 142.

3 Макаренко А. С, Методика организации воспитательного про-
цесса//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983.— Т. 1. —С. 287—
288.

очередь детское сопротивление этому режиму. И, наоборот, если правила режима очевидно помогают коллективу, то они быстро и легко входят в жизнь и поддерживаются об­щественным мнением коллектива. Пример такой целесооб­разности дает Антон Семенович во «Флагах на башнях», описывая введение в режим послеобеденного сна.

Режим, указывал Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и непреклонным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и основные приз­наки педагогической его целесообразности. Как и всякая организационная форма деятельности ^детского коллекти­ва, режим служит интересам коллектива, удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много полез­ных привычек, автоматизирует навыки поведения воспи-танников, являясь педагогическим «стереотипом» их дея­тельности и в учебе, и в труде, и в отдыхе, и т. п.

Правильный режим — это одно из условий, при которых вырабатывается здоровый, устойчивый «динамический сте­реотип» (И. П. Павлов) человеческого организма. Учи­тывая параллельные педагогические результаты режима, Макаренко настаивал на предельно последовательном тре­бовании воспитателей к его проведению в жизнь.

Но «ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субор­динация, маршировка по зданию, — все это наименее по­лезные формы в трудовом детском и юношеском коллекти­ве, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утом­ляют ребят физически и психически»1.

В оформлении жизни и деятельности детского коллек­тива важное значение имеют его стиль и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязан­ностям — все это создает определенную физиономию кол­лектива, определенный стиль и тон его жизни.

Кратко стиль и тон воспитательного коллектива Ма­каренко характеризует так: это должен быть стиль и тон советской детской жизни.

Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и тон воспитательного коллектива. «Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимис­тический, мажорный. Можно без конца называть стили.

1 Макаренко Л. С. Методика организации воспитательного процес-са//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1983.—Т. 1.—С. 289.




7 Заказ 3923



воспитание и развитие личности 4 страница - student2.ru Здоровый советский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Это то, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно по­тому, что он немыслим без накопления традиций»1.

Следовательно, правильный стиль и тон советского дет­ского коллектива не возникает сам по себе, стихийно, а воспитывается в коллективе при определенных условиях и достигается определенными воспитательными средствами. Но никакими отдельными педагогическими средствами нельзя воспитать нужный нам стиль и тон, если не органи­зована как коммунистически воспитывающая вся жизнь детского коллектива. Педагогически целесообразная орга­низация всей жизни детей, таким образом, является ос­новным условием воспитания всех нужных качеств кол­лектива и каждого из воспитанников.

Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное мнение коллектива, развитие кри­тики и самокритики в детском коллективе. Организованное педагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд требований к поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тоне коллектива и поведении каждого воспитанника, за­крепляются в традициях и привычках.

Так, например, в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского был установлен ряд конкретных требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за пери­ла; не шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил Антон Семенович, «надеяться на свою талию»; и сами требования эти стали традициями — так редки были случаи их невыполнения.

Воспитание правильного стиля и тона — длительный процесс, который должен планироваться педагогами на большой срок. Ясно, что нельзя сразу «завалить» воспитан­ников множеством таких требований, внедрять их в по­рядке воспитательной «кампании». На первых порах тре­бований к стилю и тону коллектива не может быть много и они обязательно должны быть конкретными, реально выполнимыми и, главное, должны вызываться определен­ными потребностями жизни самого коллектива. Раз воз­никнув, эти требования должны быть доведены до конца, до того момента, когда требуемое поведение станет при­вычным, традиционным.

1 Макаренко А. С. Из опыта работы/'/Пед. соч.: В 8 т. — М.: Пе­дагогика, 1984. —Т. 4. —С. 371.

Характерными признаками правильного стиля и тона являются: постоянная бодрость и подтянутость (то, что Антон Семенович называл «мажором», а его воспитанни­ки хорошо выразили в лозунге: «Не пищать!»), делови­тость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах,, основанная на вере в силы коллектива, радостное, оптимистическое отношение к жизни. Упражнение детей в деятельности, воспитывающей эти качества, — такова одна из задач воспитательной работы, ведь стиль и тон воспи­тательного коллектива также вырабатываются системой специальных упражнений в поведении.

Примером упражнения детей в точности и деловитос­ти в практике А. С. Макаренко может служить органи­зация выступлений коммунаров на собраниях, когда пола­галось говорить не более двух минут. Точность, говорил Макаренко, «можно воспитывать еще при помощи, глав­ным образом, персональных поручений... Это значит — в каждом случае поручается кому-нибудь что-нибудь сде­лать с обязательным отчетом на общем собрании и с обя­зательной проверкой; не-сделал — получай взыскание»1.

Характер и общая культура поведения воспитанников, стиль и тон коллектива и вообще все ценное в его опыте закрепляется в традициях, которые также играют значи­тельную роль в организации его жизни и_ являются как бы фондом коллективных ценностей, создают определенную «индивидуальность» коллектива.

Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей его жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском коллективе мо­гут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может служить пресловутая «подсказка», «круговая порука» и т. п. В развитии жизни детского кол­лектива такие отрицательные традиции не могут быть пре­одолены простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затем они будут вытеснены новыми, ценными традици­ями.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция,— отмечал Макаренко. — Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной рабо­ты»2. Это совсем не значит, что педагог должен «выду-

1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта// Пед соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 241.

2 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
! лекции )//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4.— С. 134.




7*



воспитание и развитие личности 4 страница - student2.ru мывать» и навязывать коллективу те или иные традиции. «Приживется» в детском коллективе только та традиция, которая является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видеть ее действительные перспективы и потребности и в них найти условия для организации действительно полез­ных коллективу, прогрессивных традиций.

Важно отметить, что традиции —это постоянно дейст­вующие формы деятельности коллектива, они складывают­ся лишь в таких элементах жизни детей, которые все вре­мя повторяются, т. е. главным образом в ежедневных, кол­лективных движениях. Такими элементами в коммуне бы­ли общее собрание, поверка, сдачи рапортов и т. д. Без таких традиций, «коллективных привычек», невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко, много.

Традиции — проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

«Когда-то давно, — вспоминает Антон Семенович,— был конфликт. Дежурный командир вечером, отдавая ра­порт, заявил: «А Иванов нарушил дисциплину за обедом». А Иванов сказал: «Ничего подобного, я не нарушал». Я, проверив дело, сказал, что, по моему мнению, он не нару­шал. И другие были за это. А дежурный командир на­стаивал на своем. Я оставил дело без последствий. Де­журный командир обжаловал мое решение в общем соб­рании. Он заявил: «Антон Семенович не имел права про­верять мои слова: я не просто сказал ему на ушко, я ему отдавал рапорт, стоял «смирно», с салютом, в присутст­вии всех других командиров. В таком случае, раз он не доверяет моему рапорту, он не должен доверять и дежур­ство. Если он каждый мой рапорт будет проверять следст­венными показаниями, тогда к чему дежурить?».

Общее собрание постановило: Антон Семенович не прав, рапорт дежурного командира не проверяется. Вот, если шепчут на ухо, тогда, пожалуйста, можно проверить. И в течение 10 лет это было законом»1. Эта традиция воз­никла в силу очень простой логики: «...если мы будем каждого дежурного проверять, что он говорит, так это будет не дежурный, а холуй, а нам нужен дежурный ко-

1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 134— 135.

мандир»1. Примеров таких традиций можно привести очень много.

«Такие традиции, —говорил А. С. Макаренко, — укра­шают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллек­тивного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное советское воспитание»2.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Основная задача педагога — организовать детскую жизнь, а значит, Детский воспитательный коллектив, пра­вильно руководить всей его деятельностью. «Школьный коллектив, ячейка советского детского общества,—обра­щается к учителям Макаренко, — прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы... Учитель при­зван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руковод­ство правильным ростом коллектива — вот его призва­ние»3. Именно руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно органи­зовать и направить детскую жизнь, т. е. внести в нее со­держание, организацию, формы и методы деятельности, соответствующие целям коммунистического воспитания, и йутем упражнения детей во всей этой разнообразной и разносторонней деятельности получить нужные результа­нты. «Воспитательная работа, — говорил Макаренко, — ру­ководит всей жизнью ученика»4 (курсив мой.—Я. /О).

Поэтому в условиях воспитательного коллектива воп-. рос о педагогическом руководстве и мастерстве, вообще о практической педагогической деятельности, встает совер­шенно по-новому: в плане научной, педагогически целесо­образной организации воспитательной деятельности педа­гогов как целого педагогического коллектива.

В конкретных условиях жизни того или иного детского коллектива эта научная организация воспитательной ра-

Наши рекомендации