Воспитание и развитие личности 4 страница
Поэтому, указывал Макаренко, «цветы, костюмы, чистота комнат, чистота обуви — это должно быть в детском коллективе...
Все это очень важно. Вот стол. Можно положить клеенку — хорошо, гигиенично, можно что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка— развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти...
Или такая мелочь, как носовой платок. Как это не дать человеку чистого платка и не менять его каждый день! Я видел детские дома, где носовые платки меняют раз в месяц, т. е. специально приучают человека вытирать нос грязной тряпкой...
Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та эстетика поведения, которая должна быть в коллективе»1, и, говорит Макаренко, «конечно, одиночка за ними не уследит, а когда коллектив за этим следит и знает цену этим мелочам, с этим вполне можно справиться»2.
Следовательно, организацией культурного быта достигается педагогическая инструментовка каждой незаметной, но повседневно сказывающейся в жизни детей мелочи, превращение всех этих мелочей в воспитательные
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т,-М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 201—
203.
2 Там же. —С. 202.
средства, помогающие разрешению задач, которые стоят перед педагогом.
Макаренко особенно настаивает на последовательном осуществлении принципа целесообразности в воспитании всех навыков поведения детей в быту. «Мы должны приучать воспитанников к упорядоченным, целесообразным движениям. Извольте двигаться целесообразно. Вы идете по коридору, чтобы выйти на улицу. Никакой скидки на ваши какие-то детские особые аппетиты к движению. Проходи спокойно по коридору, спокойно выходи на улицу, а когда выйдешь во двор, там можешь удовлетворить свои аппетиты.
И оказалось, что никаких особых аппетитов у ребят нет. И потом, может быть, торможение этих аппетитов даже полезнее, чем их удовлетворение»1, потому что, именно упражняясь в торможении этих «аппетитов», дети воспитывают в себе навыки культурных, целесообразных движений, сообразующихся с обстановкой и с интересами коллектива. Вот это воспитание правильных «тормозов» в поведении и параллельное приобретение навыков и привычек культурного поведения советского человека и является у Макаренко важной составной частью содержания жизни детского коллектива.
Всей этой работой по организации культуры быта воспитанников А. С. Макаренко добивался полной ликвидации противоречий между сознанием и поведением детей. Ведь, действительно, осознание правильности или неправильности того или иного поступка, той или иной привычки—это не так'уж сложно; гораздо сложнее воспитание привычки поступать всегда правильно, и тогда, подчеркивал Макаренко, когда- поступок совершается «по секрету», когда нет свидетелей, которые могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего внутреннюю культуру поведения советского человека. «Между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением... есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом»2, т. е. упражнением в поведении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входит все повседневное поведение воспитанника в быту.
Содержание жизни и деятельности воспитательного
1 Макаренко А. С. О моем опыте//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагоги
ка, 1984,— Т. 4. —С. 263.
2 Макаренко А. С. коммунистическое воспитание и поведение//Пед.
соч.: В 8 'т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 329.
коллектива не исчерпывается, конечно, рассмотренными элементами, оно гораздо разнообразнее. В частности, нами не рассмотрен такой его элемент, как игра, которой Антон Семенович придавал большое значение не только в воспитании детей младшего возраста, но и подростков и юношей. Игра, по Макаренко, должна пронизывать всю жизнь детского коллектива, внося в нее необходимую детям романтику и увлекательность, а также многочисленные виды детской самодеятельности.
Наша задача свелась лишь к показу метода А. С. Макаренко в определении содержания жизни и деятельности воспитательного коллектива — того материала, из которого педагог должен «лепить» советского человека, строителя коммунистического общества.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Содержание жизни и деятельности детей, «включаемое» педагогами в организованный воспитательный процесс, не может быть беспорядочным и аморфным. Для того чтобы деятельность воспитанников по овладению этим содержанием привела к достижению нужных нам воспитательные результатов, необходимы определенные организационные формы и методы этой деятельности. Так, например, содержанием учения является овладение основами науки, а основной формой организации учебной работы в советской школе— урок, причем и форма и содержание в данном случае строятся целиком на принципе педагогической целесообразности.
Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон; наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитанникам как опыт жизни их старших товарищей.
Воспитательный коллектив есть цельный организм. Однако практика воспитательной работы показывает, что «непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного
коллектива, специально организованного в педагогических целях»1.
Такой первичный коллектив может быть организован и как обычный класс, он может быть организован и по производственному признаку — как бригада, и по территориальному— как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, «в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении»2.
Нужно отметить, что А. С. Макаренко был сторонником объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, впрочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими целями. «Такая организация, — писал Антон Семенович, — дает большой воспитательный эффект — она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие»3.
Но «смешанные возрастные отряды» Макаренко рекомендует создавать лишь тогда, когда «коллектив организационно и дисциплинарно сложился»4, во избежание таких отрицательных явлений, как запугивание и эксплуатация младших детей старшими и т. п.
Таким образом, содержание жизни воспитательного коллектива реализуется в деятельности первичных коллективов — классов, отрядов, бригад, организуемых в комплектуемых педагогом в соответствии с воспитательными целями. Особенно ярко это проявлялось тогда, когда Антон Семенович принимал «новеньких» и решал вопрос о направлении их в тот или иной первичный коллектив. Во «Флагах на башнях» подробно описан случай с приёмом
1 Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия//Пед.
соч.:В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 161.
2 Там же.
3 Макаренко Л. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 268.
4 Там же.
Игоря Чернявина в колонию имени Первого мая (коммуну имени Ф. Э. Дзержинского).
Захаров1, спросив о местах в бригадах, сказал: «Хорошо. Будешь в восьмой бригаде. Бригадир Нестеренко — человек основательный. Ты немного зубоскал, правда?
Игорь чуть-чуть покраснел.
— Немножко.
— Это ничего, а то в восьмой бригаде много серьезных. Отдохни, а там и за дело»2.
Казалось бы, все просто и естественно: воспитанник направлен в ту бригаду, в которой есть свободное место, а между тем учтены и особенности «новенького», и интересы бригады. Бригада сильная и сумеет основательно предъявить требования новому товарищу; кроме того, нужно несколько уравновесить «серьезность» бригады бойким юмором Чернявина.
Следовательно, и деление общего коллектива на первичные, и комплектование первичных коллективов, по Макаренко, целиком подчинены задачам педагогически целесообразной организации жизни и деятельности детей.
То же самое следует сказать и об органах коллектива— тех «рычагах», при помощи которых он функционирует как ячейка советского общества, об органах самоуправления в коллективе. Не форма, символика и терминология составляют новое, макаренковское в разработке вопроса о самоуправлении. Новое здесь в подходе к вопросу, в подчинении всей организаторской деятельности детей воспитательным целям, воспитанию определенного типа людей — высокоидейных, деловых, хороших организаторов.
Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А. С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности «начальников», дети приобретали очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение «подчиниться товарищу» и «приказать товарищу», принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое по-
1 А. С. Макаренко выступает во «Флагах на башнях» под фамили
ей Захаров. — Прим. сост.
2 Макаренко Л. С. Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1985.—
Т. 6. — С. 37.
ведение. То же самое можно сказать и о развернутой системе дежурств по коммуне (дежурный командир, дежурные по классам, двору, вешалке, столовой и т. д.).
Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становился в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.
«Вот это переживание ответственности,—-говорил Антон Семенович, — воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, йогда оно воспитано, оно творит чудеса»1.
Ответственный за свою жизнь и полномочный в своих правах детский коллектив живет напряженной трудовой жизнью. Он не стоит на месте, и развитие коллектива, с одной стороны, порождает определенную дисциплину как метод, регулирующий и контролирующий деятельность коллектива и отдельных воспитанников, и с другой —- оно направляется педагогами в рамках определенного режима как формы, в которой протекает эта деятельность.
А. С. Макаренко указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними только то, что и дисциплина и режим организуют известным образом жизнь детского коллектива. Но в противоположность режиму, представляющему собой «средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения»2 воспитанников, дисциплина — не средство, а результат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива.
Коммунистическая дисциплина сознательна, она не является средством подавления личности. Дисциплина, по Макаренко, вытекает из жизненных интересов и опыта коллектива, складывается в борьбе коллектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед. «Дисциплина вытекает как осознанная необходимость из условий всей жизни коллектива, из того основного принципа, что.кол-
1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 240.
2 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 287.
лектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет, В каждом отдельном случае нарушения дисциплины коллектив только защищает свои интересы»4. Поэтому задача воспитателя заключается прежде всего в том, чтобы организовать этот опыт дисциплины.
Каковые же условия организации опыта коммунистически сознательной дисциплины?
Такая дисциплина есть, во-первых, дисциплина коммунистически целеустремленного коллектива. Поэтому, борясь за единство коллектива в его действиях и устрем- лениях, за единое и активное общественное мнение, педагог в то же время борется за сознательную дисциплину воспитанников, защищающую и интересы коллектива, и интересы отдельной личности.
Далее, такая дисциплина строится на сочетании доверия и ответственности, уважения и требовательности к человеку. Именно поэтому Макаренко подчеркивает, что «коллектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет». «Мы даем детскому или юношескому коллективу,— говорил он, — рабфак, завод, инженеров, промфинплан, зарплату, обязанности, работу и право ответственности. А это значит — даем дисциплину»2. Только будучи поставленным в положение ответственного хозяина своей жизни, детский коллектив может воспитать в себе сознательную дисциплину.
Далее, такая дисциплина строится не на «подавлении дикой резвости ребенка», как учит реакционная буржуазная педагогика, а на преодолении препятствий, на борьбе с трудностями. Поэтому Макаренко в порядке дисципли-нирования проводил ряд специальных упражнений детей в деятельности, нарушающей привычный ход жизни коллектива и требующей от воспитанников постоянной готовности к действию в интересах коллектива, к преодолению известных трудностей.
Вот пример такого специального упражнения. «Ждут картину «Броненосец Потемкин». Привезли картину, все расселись в зале. Идет третья часть. Я говорю:
— Четвертый, второй, третий отряды, выйдите из зала.
— Что такое?
— Я получил сведения, что какие-то подозрительные личности ходят вокруг коммуны. Проверьте.
1 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечамиу/Пед. соч.: В
8т.~М.: Педагогика, 1983.—Т. 1.—С 142.
2 Там же. —С. 140.
— Есть, проверить»1.
Таких упражнений может быть много, но они обязательно должны быть фактически и логически оправдана, не должны быть «голыми» упражнениями.
Коллективное единство, доверие и готовность к действию Макаренко называл «высшими показателями дисциплины».
Наконец, при воспитании коммунистической дисциплины педагог не должен ограничиваться лишь организацией поведения воспитанников. Тут необходима еще большая работа по организации самого сознания детей, изложение им теоретических оснований такой дисциплины. Теория морали, или, как еще говорил Антон Семенович, теория советского поведения, не может быть подана детям в виде нудного морализирования, это должны быть живые и увлекательные этические беседы педагогах коллективом воспитанников и в индивидуальном порядке.
К такому ленинскому пониманию дисциплины и организации ее опыта Макаренко пришел, руководствуясь общей идеей воспитательного коллектива как педагогически целесообразной организации всей жизни детей. Дисциплина— это не только инструмент развития коллектива, это еще и метод коммунистически воспитывающей деятельности детей, потому что, «защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития»2.
Режим —это внешняя форма организации коллектива. Функция режима заключается в том, чтобы установить прочный внешний распорядок жизни детей.
К правильному режиму А. С. Макаренко предъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть/ во-первых, педагогически целесообразным, т. е. его правила должны быть полезными для коллектива. Если, говорил Макаренко, «руководство вводит, например, ежедневный марш в столовую в парах или в рядах и никому не понятно, для чего именно это нужно, — такая форма режима является просто вредной»3, потому что она воспитывает в первую
1 Макаренко А. С, Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 148—
149.
2 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами//Пед. соч.: В 8 т.—
М.: Педагогика, 1983.— Т. 1, — С. 142.
3 Макаренко А. С, Методика организации воспитательного про-
цесса//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983.— Т. 1. —С. 287—
288.
очередь детское сопротивление этому режиму. И, наоборот, если правила режима очевидно помогают коллективу, то они быстро и легко входят в жизнь и поддерживаются общественным мнением коллектива. Пример такой целесообразности дает Антон Семенович во «Флагах на башнях», описывая введение в режим послеобеденного сна.
Режим, указывал Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и непреклонным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и основные признаки педагогической его целесообразности. Как и всякая организационная форма деятельности ^детского коллектива, режим служит интересам коллектива, удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много полезных привычек, автоматизирует навыки поведения воспи-танников, являясь педагогическим «стереотипом» их деятельности и в учебе, и в труде, и в отдыхе, и т. п.
Правильный режим — это одно из условий, при которых вырабатывается здоровый, устойчивый «динамический стереотип» (И. П. Павлов) человеческого организма. Учитывая параллельные педагогические результаты режима, Макаренко настаивал на предельно последовательном требовании воспитателей к его проведению в жизнь.
Но «ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию, — все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически»1.
В оформлении жизни и деятельности детского коллектива важное значение имеют его стиль и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям — все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.
Кратко стиль и тон воспитательного коллектива Макаренко характеризует так: это должен быть стиль и тон советской детской жизни.
Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и тон воспитательного коллектива. «Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Можно без конца называть стили.
1 Макаренко Л. С. Методика организации воспитательного процес-са//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1983.—Т. 1.—С. 289.
7 Заказ 3923
Здоровый советский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Это то, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно потому, что он немыслим без накопления традиций»1.
Следовательно, правильный стиль и тон советского детского коллектива не возникает сам по себе, стихийно, а воспитывается в коллективе при определенных условиях и достигается определенными воспитательными средствами. Но никакими отдельными педагогическими средствами нельзя воспитать нужный нам стиль и тон, если не организована как коммунистически воспитывающая вся жизнь детского коллектива. Педагогически целесообразная организация всей жизни детей, таким образом, является основным условием воспитания всех нужных качеств коллектива и каждого из воспитанников.
Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе. Организованное педагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд требований к поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тоне коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в традициях и привычках.
Так, например, в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского был установлен ряд конкретных требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за перила; не шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил Антон Семенович, «надеяться на свою талию»; и сами требования эти стали традициями — так редки были случаи их невыполнения.
Воспитание правильного стиля и тона — длительный процесс, который должен планироваться педагогами на большой срок. Ясно, что нельзя сразу «завалить» воспитанников множеством таких требований, внедрять их в порядке воспитательной «кампании». На первых порах требований к стилю и тону коллектива не может быть много и они обязательно должны быть конкретными, реально выполнимыми и, главное, должны вызываться определенными потребностями жизни самого коллектива. Раз возникнув, эти требования должны быть доведены до конца, до того момента, когда требуемое поведение станет привычным, традиционным.
1 Макаренко А. С. Из опыта работы/'/Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 371.
Характерными признаками правильного стиля и тона являются: постоянная бодрость и подтянутость (то, что Антон Семенович называл «мажором», а его воспитанники хорошо выразили в лозунге: «Не пищать!»), деловитость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах,, основанная на вере в силы коллектива, радостное, оптимистическое отношение к жизни. Упражнение детей в деятельности, воспитывающей эти качества, — такова одна из задач воспитательной работы, ведь стиль и тон воспитательного коллектива также вырабатываются системой специальных упражнений в поведении.
Примером упражнения детей в точности и деловитости в практике А. С. Макаренко может служить организация выступлений коммунаров на собраниях, когда полагалось говорить не более двух минут. Точность, говорил Макаренко, «можно воспитывать еще при помощи, главным образом, персональных поручений... Это значит — в каждом случае поручается кому-нибудь что-нибудь сделать с обязательным отчетом на общем собрании и с обязательной проверкой; не-сделал — получай взыскание»1.
Характер и общая культура поведения воспитанников, стиль и тон коллектива и вообще все ценное в его опыте закрепляется в традициях, которые также играют значительную роль в организации его жизни и_ являются как бы фондом коллективных ценностей, создают определенную «индивидуальность» коллектива.
Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей его жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском коллективе могут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может служить пресловутая «подсказка», «круговая порука» и т. п. В развитии жизни детского коллектива такие отрицательные традиции не могут быть преодолены простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция,— отмечал Макаренко. — Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы»2. Это совсем не значит, что педагог должен «выду-
1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта// Пед соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 241.
2 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
! лекции )//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4.— С. 134.
7*
мывать» и навязывать коллективу те или иные традиции. «Приживется» в детском коллективе только та традиция, которая является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видеть ее действительные перспективы и потребности и в них найти условия для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.
Важно отметить, что традиции —это постоянно действующие формы деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни детей, которые все время повторяются, т. е. главным образом в ежедневных, коллективных движениях. Такими элементами в коммуне были общее собрание, поверка, сдачи рапортов и т. д. Без таких традиций, «коллективных привычек», невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко, много.
Традиции — проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
«Когда-то давно, — вспоминает Антон Семенович,— был конфликт. Дежурный командир вечером, отдавая рапорт, заявил: «А Иванов нарушил дисциплину за обедом». А Иванов сказал: «Ничего подобного, я не нарушал». Я, проверив дело, сказал, что, по моему мнению, он не нарушал. И другие были за это. А дежурный командир настаивал на своем. Я оставил дело без последствий. Дежурный командир обжаловал мое решение в общем собрании. Он заявил: «Антон Семенович не имел права проверять мои слова: я не просто сказал ему на ушко, я ему отдавал рапорт, стоял «смирно», с салютом, в присутствии всех других командиров. В таком случае, раз он не доверяет моему рапорту, он не должен доверять и дежурство. Если он каждый мой рапорт будет проверять следственными показаниями, тогда к чему дежурить?».
Общее собрание постановило: Антон Семенович не прав, рапорт дежурного командира не проверяется. Вот, если шепчут на ухо, тогда, пожалуйста, можно проверить. И в течение 10 лет это было законом»1. Эта традиция возникла в силу очень простой логики: «...если мы будем каждого дежурного проверять, что он говорит, так это будет не дежурный, а холуй, а нам нужен дежурный ко-
1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 134— 135.
мандир»1. Примеров таких традиций можно привести очень много.
«Такие традиции, —говорил А. С. Макаренко, — украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное советское воспитание»2.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Основная задача педагога — организовать детскую жизнь, а значит, Детский воспитательный коллектив, правильно руководить всей его деятельностью. «Школьный коллектив, ячейка советского детского общества,—обращается к учителям Макаренко, — прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы... Учитель призван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива — вот его призвание»3. Именно руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно организовать и направить детскую жизнь, т. е. внести в нее содержание, организацию, формы и методы деятельности, соответствующие целям коммунистического воспитания, и йутем упражнения детей во всей этой разнообразной и разносторонней деятельности получить нужные результанты. «Воспитательная работа, — говорил Макаренко, — руководит всей жизнью ученика»4 (курсив мой.—Я. /О).
Поэтому в условиях воспитательного коллектива воп-. рос о педагогическом руководстве и мастерстве, вообще о практической педагогической деятельности, встает совершенно по-новому: в плане научной, педагогически целесообразной организации воспитательной деятельности педагогов как целого педагогического коллектива.
В конкретных условиях жизни того или иного детского коллектива эта научная организация воспитательной ра-